Дистанционная программа. Новосаратовка
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

История современной Церкви3

Участников: 2

Перейти вниз

История современной Церкви3 Empty История современной Церкви3

Сообщение автор Anastasia Пн Янв 11, 2016 3:44 pm

----------------------------------------------------------------------------------------------
ВОПРОС ТРИНАДЦАТЫЙ/ МИССИЯ В СТРАНАХ ВОСТОКА (Опишите, как по-разному относились к Западу в разных странах Востока (точнее - Китай, Япония, Корея) в разные времена. Как этот вопрос связан со вопросом о христианской миссии в этих контекстах?)

К величайшему сожалению, все метаморфозы политической жизни явственно отражались на развитии христианской миссии.  
Началом миссии в Японии зачастую называют август 1549 года, когда в Японию прибыли католические миссионеры.
Политическая и экономическая обстановка способствовала развитию партнерских отношений (ввиду интенсивного развития торговли, в основном, с португальскими коммерсантами) Однако уже в  1614 году японское правительство запретило религиозную активность европейцев на территории страны, а также  издало первые указы о ее закрытии.
Освоение миссионерами японского языка,  авторитет личности  Франциска Ксавье  привели к тому, что уже к окончанию XVI века в Японии проживало 300 000 местных христиан. Правительство лояльно относилось к христианским миссионерам . При дворе в Киото проводились публичные богословские диспуты с участием буддийских  и католических священнослужителей.
Однако ситуация  резко изменилась после прихода к власти Т. Хидэёси. В 1587 году правитель решает полностью запретить миссионерской деятельности на подвластных ему территориях, а вскоре запрещает даже и само исповедание христианства.  Последовали гонения,  страна стала интенсивно готовиться к изоляции от «вредоносного» влияния европейцев и  - как следствие – последовало закрытие страны в 1641 году. После закрытия Япония оказалась изолированной от мира более чем на 250 лет.  Единственным местом,  где разрешалось пребывание  иностранных кораблей  был порт в Нагасаки.  Исповедание и проповедь христианства  каралось смертной казнью и даже голландским купцам,  сохранившим экономические отношения с данным государством  - запрещалось исповедовать свою веру на его территории.
Репрессии сохранились и в 1868 году, когда Япония избрала курс реформ. Но еще в 1868 и 1870 были проведены  показательные казни  христиан-японцев в Нагасаки. Только лишь  в 1873 году, под давлением запада, японские власти - с великой неохотой - позволили свободно проповедовать и исповедовать христианство.

КОРЕЯ
Обнищание страны, политические репрессии,  коррупция, уничтожавшая общество... Все это связывалось с правящим режимом и монархией.  Конфуцианство - соответственно - также воспринималось как устаревшая идеология "власть имущих".  Остатки приверженцев буддизма были изгнаны в горные гетто. Таким образом, в Корее 19 века - возник духовный и идейный вакуум, а влияние  традиционных религий Кореи, оказалось сильно ослабленным.
Именно это  благоприятно сказалось на развитии христианской миссии.
Правящие слои аристократии Кореи поддерживали  политике изоляции, однако левое крыло склонялось к необходимости интеграции в мировое сообщество.  Последние были заинтересованы и в укреплении христианства как религии  цивилизованных стран мира. Фактически они приветствовали не религиозное вероучение, а идеологию - способную сблизить Корею с ведущими государствами и заручиться их поддержкой.
Следует отметить, что католическая миссия – начавшаяся в Корее много ранее и имевшая сторонников – в свое время, была жестоко уничтожена именно в контексте репрессий против всего западного, иноземного, растлевающего патриотический дух. Соответственно, к моменту позитивных перемен  – Католическая Церковь лежала в руинах, лишенная основ, на коих можно было бы продолжить возведение  миссии.
Россия одобряла миссионерскую деятельность Русской православной церкви. Однако положение осложнил ряд дипломатических конфликтов (в т.ч. русско-японская война начала 20 века)
Таким образом, лишь пресвитерианская и методистская Церкви США сумели создать и укрепить жизнеспособную миссию. Отметим, что к моменту захвата Кореи Японией - в 1910 году – число протестантов, проживающих в  маленькой захваченной стране, уже  превышало 400 тысяч человек.


КИТАЙ

Следует отметить, что одни из доминирующих мотивов деятельности францисканцев-миссионеров  лежали в области  дипломатии. Некоторые западные страны были заинтересованы в поиске мощного союзника в борьбе с Чингизидами..
Однако и христианская миссия сохраняла  несомненную  значимость - и была довольно успешна. Так, к концу века в Китае проживает  уже около 30 тысяч христиан. Итальянцу  М. Риччи,  удается стать другом Сюй Гуанци, влиятельной фигуре в правительственных кругах, министре при императоре Шень Цзуне. Среди миссионеров был  ряд   ученых, которые занялись научно-исследовательской работой. Нельзя недооценивать  их влияние – бесспорно взаимосвязанное и со влиянием западной культуры, политики - на внешнюю и внутреннюю политику Китая.  Именно благодаря поддержке иезуитов мандат управления Поднебесной перешел к династии Цин (1644 – 1911).
Однако усиление ксенофобии,  излишняя активность и  сильное влияние   проповедников постепенно вызывает подозрение и в правительственных кругах, и в народных массах. В 1784 г. деятельность Общества Иисуса  становится запретной , однако он продолжает служение на нелегальной основе.  
Социально-политическая ситуация способствует тому, что
в  конце века,  христиане подвергаются серьезным гонениям.
В середине XIX в. Китай потерпел сокрушительное поражение в  войне с Англией и Францией.  Китай заполонили торговцы, маргиналы и мигранты, военные и…  христианские проповедники. При финансовой помощи Западных стран  началось строительство церквей, приютов, школ и медицинские учреждения.  Однако общество оказалось разделено на противоборствующие части: 1) про-западно настроенных сторонников реформ 2) консерваторов, ратующих за сохранение национальных традиций и менталитета. Христианство воспринималось не как вероучение, а скорее как некий элемент прогресса  и вестернизации государства.
В ходе развития национально-освободительного движения отношение  населения к христианству  становилось все настороженнее и негативнее… На рубеже XIX – XX веков происходит знаменитое  «боксерское восстание». Восставшие ставили своей целью очищение страны от всего прозападного, чужеродного, возвращение к народным истокам. Этническим китайцам оставался  выбор: отречение от Христа или смерть.  Это было время тяжкого мученичества и беспримерной силы веры множества людей, избравших смерть за Христа.
Лишь революция 1925 года, война с Японией и гражданская война  привели  к   интеграции Китая в мировое сообщество.  Так, христианство обрело  равный статус в ряду иных легитимных религий. .
Однако ситуация резко ухудшилась в связи  переворотом 1949 года,  совершенном коммунистической партией.  
В ходе войн с «опиумом для народа» особым преследованиям подвергались католики и протестанты.  Это  находило обоснование в том, что  в их рядах могли скрываться шпионы, иностранные агенты и  пособники запада. От Церквей потребовали 1) полного отказа от западного финансирования  2) самоуправления (подразумевалось  полная подконтрольность ком.партии 3) контроль за проповеднической деятельностью  
Были образованы полностью подконтролируемые правительству структуры («Патриотическая  Китайская Католическая Церковь» и  протестантские церкви, полностью подлежащие тоталитарному гос.контролю)
Во время «культурной революции»  (1967-1978) – христианские Церкви фактически были  уничтожены.  И даже в наше время, легализация христианства в Китае подразумевает полную лояльность  курсу правительства и коммунистической Партии.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
ВОПРОС ЧЕТЫРНАДЦАТЬ (а)/ МЕТОД МИССИИ, КОТОРЫЙ ОПРАВДАЛ СЕБЯ В РАЗНЫХ КОНТЕКСТАХ

Мне думается, что исходя из обзорного курса миссиологии, достижений и неудач христианских миссий в различных странах и эпохах,  следует предположение…   На мой взгляд,  наиболее действенным методом является адаптивное приспособление к культурным особенностям, менталитету конкретной страны, где проводится миссия.  Способность интегрироваться в систему важнейших ценностей, архетипов и переформулируя, ре-интерпретируя, поясняя – использовать именно их в проповеди Евангелия.  Всякое насилие, навязывание и агрессия  - имеют ряд негативных последствий (либо не способствуют укреплению миссии, либо извращают саму Евангельскую весть до неузнаваемости)
Печально, когда миссия служит целью приобретения контроля,  лишь вторична в ходе политических игр и формализована.
Что может способствовать такому дружественному контакту с потенциальными неофитами?
Что способствует наилучшей адаптации  и отождествлению в коммуникативном процессе - с «иной», по определению, аудиторией? Конечно же, любовь.
Любовь содержит в себе элемент невольного подражания любимому, лишена высокомерного морализаторства, «не ищет своего».
Любовь как безоценочное,  изначальное желания добра,  деятельная -  непременно проявляющаяся в гуманитарной деятельности (помощи страдающим, нищим, маргинализованным слоям населения, помощь духовная, медицинская, практическая - любая иная)
Вкратце: боюсь показаться банальной, но нет более совершенного метода миссии – нежели чем мягкое приобщение к новым братьям, добро и любовь к тем, кому проповедуется Евангелие.
--------------------------------------------------------------------------------
ВОПРОС ПЯТНАДЦАТЬ/ Д, ЛИВИНГСТОН (Опишите позиции Д. Ливингстона о экономическом развитии и христианстве в Африке. Вы с ним согласны?)

Шотландец Д. Ливингстон известен, прежде всего, своей самоотверженной и благородной борьбой против института работорговли. Неоднократно он публиковал произведения, направленные на предоставление объективной и полной информации о бедственном положении африканцев, об ужасах работорговли.  Благодаря его решимости и упорству, он смог воздействовать на общественное мнение Европы – повествуя о реальном положении дел «раны мира», Африки (так, известен его труд «Миссионерские путешествия и исследования в Южной Африке»)
Он полагал, что экономическая модель, адекватная для европейских стран, вполне приемлема и для Африки. Однако, к сожалению, исследователь не учел некоторые моменты (возможность эксплуатации природных ресурсов Африки более  прагматичными, образованными и далекими от высоких этических стандартов европейцами) Не учел специфику национального менталитета коренных народов, особый уклад их жизни, общественное устройство.
Тем не менее,  глубокое уважение вызывает его благородная борьба с разными тяготами Африки (в первую очередь, рабовладением) и  сама его жизнь, проведенная в тяжких условиях, лишенная привычного европейского комфорта и благ.
---------------------------------------------------------------------------------------
ВОПРОС ШЕСТНАДЦАТЬ/ АФРИКАНИЗАЦИЯ ЦЕРКВИ (Как вы понимает «африканизация» церкви? Что этот процесс может говорить нам о миссии в целом?)

«Рост уверенности в себе молодых церквей привели к неожиданным результатам – некоторые из этих церквей начали ставить вопросы и предлагать собственные ответы, представляющие собой не просто адаптацию, а вызов традиционному богословию» Столь значимые и важные слова хотелось бы привести без купюр.
Африканизация Церкви была явлением закономерно сопровождающим рост национального самосознания, освободительной борьбы с колонизаторами, противодействия дискриминации афроамериканцев (в том числе, их бесправию/неравноправию в духовной сфере)
Ярким сторонником  африканизации Церкви был нигериец Дж. Джонсон(1838—1917). Также он приветствовал и идеи  «культурного национализма»  (был соратником Э. Блайдена)  Идеологию  «культурного национализма» Дж. Джонсон  привнес и в духовную жизнь, отчасти  и практику благочестия. Он добивался полной африканизации клира, декларируя "пора стать единым африканским целым" в африканской Церкви.
Однако желая адаптировать христианство и сделать его "своим" -  священник уповал на христианскую веру как на целительное средство от всех бед родной земли.  
Он желал видеть христианство  государственной религией,  уничтожающей дикость, невежество, полигамию,  рабство. Африканизация церкви -  ее независимость от белых и  самостоятельность, призвано было обеспечить права африканцев, стать панацеей от межплеменных распрей и войн.
Благодаря  С. Кроутеру (епископу, испытавшему гонения за декларацию идей  африканизации  Церкви), Дж. Джонсона и иных активистов - возникли первые "национализированные" Церкви  в Западной Африке, затем в Южной, а позднее, и в иных  регионах.
Значимо и актуально то, что  подобного рода "священной войны" с "белой" церковью не произошло бы - если бы колонисты не злоупотребили властью и насилием в вопросах веры. Изначально ими был выдвинут лозунг  - "Стальной меч предшествует мечу духовному!.
Еще одной серьезной ошибкой белых миссионеров стало игнорирование потребности коренных жителей в собственном клире,  в особенности, иерархах и духовных лидерах, также и уважению к своим правам - как в социальной, так и духовной жизни.
Стоит признать, что не успешны оказались и мирные миссии,  не способные отрешиться от косного формализма в вопросах богослужебной практики, традиций, не сумевшие найти опору в исконно туземной духовных ценностях, неких христианских аналогов с религиозными  архетипами.
В этом смысле, позитивный и достойный пример показывает Лютеранская миссия.
Лютеранская Церковь Христа в Нигерии  имела 7000 тысяч прихожан на рубеже тысячелетий  - но к 2010 году их количество составляло уже более двух миллионов.
Малагасийская Лютеранская Церковь насчитывала 180 тысяч человек. Сейчас же число прихожан -  около трех миллионов.
Эфиопская Лютеранская Церковь 1959 - состояла всего из 24.000 верующих. В конце 80 - ее посещало уже  800 тысяч человек.
.К 1991 году - миллион верующих, в 2002 году четыре миллиона, а на данный момент - около 5,3 миллионов человек.
Эти прекрасные цифры говорят сами за себя.
Позитивную значимость имеет нкорпорирование туземной специфики в лютеранскую догматику, традиционные нюансы духовной жизни (например,  музыка «квая», приветствуемая в церкви с конца 60;  венки из цветов и ряд сугубо африканских обычаев, спокойной сосуществующий с классическим лютеранским вероучением, а порою -  даже высокоцерковностью)

В молодых Африканских Церквах, при всем их различии, существуют общие моменты: институциальная церковь не так важна, превалирует значение Библии, буквальное  и приближенное к повседневной жизни, порою ценности аборигенов  сохраняют значимость и в христианской идеологии.
Поражающий воображение успех миссии в Африке нашел опору в активной готовности миссионеров использовать  национальные, культурные  элементы, присущие народам, к коим была обращена миссия... равно как и в дипломатической гибкости, чуткости к нуждам (духовным, равно как и физическим, социальным)  Для примера:  программа Церкви Эфиопии  «Служить всему человеку», согласно коей  Церковь должна заботиться о целом комплексе потребностей ближних.. Активно развиваются проекты по социальной помощи, развитию школ и больниц, работа с сиротами, зависимыми лицами, больными СПИДом, кормление голодающих....
Все это - по виду рутинное - наглядно иллюстрирует эмоциональную проповедь Евангелия... в понятных образах, не монотонно, а динамично и ярко - доносит до сердец африканцев весть о Христе, радостную весть о Царстве Божьем.

Следовательно, статистические данные выше, Пробуждение и различные аспекты "африканизация" Церкви  - призывают к внимательному анализу, систематизации и осмыслению причин негативных аспектов неких вариантов миссий - равно как и нынешнего грандиозного успеха лютеранской миссии в Африке.

--------------------------------------------------------------------------------
ВОПРОС  СЕМНАДЦАТЬ/ БОРЬБА ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ (Опишите как минимум два движения для справедливости, инициированы христианами в нашем периоде. На ваш взгляд, какую роль церковь должна играть в движении за справедливость?)
Как писал один из основоположников теологии освобождения Г.Гутьерес,
«Грех воспринимается как социальный, исторический факт, отсутствие братства и любви во взаимоотношениях между людьми, брешь в дружбе с Богом и другими людьми, и потому внутренний и личный разлом».
Исходя  из данных предпосылок,  формировалась концепция – где одним из важнейших постулатов становилось служение Богу  как восстановление справедливости в Его мире «здесь и сейчас».   Поскольку Царство Божие выступает как историческая категория,
различные формы  дискриминации, жестокости, социальной и экономической несправедливости, ущемления прав  ближних – становятся барьером на пути становления Царства.
К. Бофф идет еще дальше в радикальных идеях:  «Бог - это Освободитель, это Справедливость, Революция, что Бог хочет нового общества, новой Церкви, наконец, что Бог хочет Царства Божия на этой земле».
Но как должна быть восстановлена справедливость?

1. В борьбе за экономическую справедливость, против эксплуатации человека человеком;
2. В борьбе за человеческое достоинство, против политического угнетения самих людей;
3. В борьбе за солидарность, против отчуждения человека от человека;
4. В борьбе за надежду, против отчаяния в человеческой жизни.
(Конференция «Спасение сегодня»,  секция  «Спасение и социальная справедливость»)

Одним из предшественников «теологии освобождения», с ее радикальным призывом к установлению справедливости в социуме, можно назвать Ю.Мольтмана («Теология надежды») – человек призван к преобразованию истории, к практической активности во имя реализации эсхатологических чаяний.

Аргументация в поддержку особой значимости и важности служения бедным и изменения их положения:  Бог - источник жизни, Он на стороне близких к гибели.
Христос  считал, что к ним прежде всего обращена Его весть (Лк. 6, 20; 7, 21-22)
Господь – в   каждом обездоленным (См. Мф. 25, 31-46)  
Соблюдение принципов справедливости вело к модели общественного устройства наподобие социалистической коммуны (Деян. 2 и 4)
Отметим, что еще до 20 века ряд богословов и конфессий активно отстаивали справедливость, не ожидая ее торжества в мире ином (достаточно вспомнить благородные идеи квакеров, некоторые идеи "армии спасения", борьбу за права женщин, движение аболиционистов и тому подобное)
В рамках телогии освобождения находит свою нишу и феминистская теология.
Таким образом,  можно говорить о христианском обосновании тезисов всеобщего равенства (безотносительно нации, расы, пола, происхождения, физических особенностей, статуса)  
Резюме: имеет место систематическое богословское осмысление острых социальных вопросов.

Разумеется, необходимо подчеркнуть, что излишне радикализм – использующий насилие и вне-христианские принципы, методы для достижения справедливости –   становится  ее разрушителем.  В то же время, такие фигуры как архиепископа С. О. Ромеро, разоблачавший коррупцию и олигархическую диктатуру и убитый  боевиками –  справедливо могут рассматриваться как мученики (уподобленные пророкам ВЗ - не отступавшим перед лицом социальной несправедливости, критиковавшим власть имущих и   отваживавшимся поднимать голос за правду)

В заключение хотелось бы привести высказывание Матери Терезы, которое хорошо иллюстрирует основную идею христианской борьбы за справедливость: «Я считаю учение Христа глубоко революционным и абсолютно соответствующим делу социализма».

Отдельным пунктом хотелось бы упомянуть борьбу за справедливость в Церкви, связанную с явлением женского служения Господу.  В отличии от разобранных выше идей, это установление не столько социальной справедливости (права женщин) –  а  высшей правды.  Исходя из принципов НЗ «нет ни мужчины, ни женщины» во Христе, и излияния Св.Духа на женщин равно как и мужчин, из ряда иных положений: восстановление справедливости в отношении женщин-проповедниц является значимым и актуальным далеко не только для самих женщин, но и для Церкви, и для Господа  
Сугубо мое мнение: Церковь как Тело Христа – должна следовать всем Его идеям, действиям, чаяниям.  Безусловно, здоровая Церковь должна помогать именно тем, кто страдает, унижен и лишен прав: сиротам, больным, бездомным, беспомощным и всем, в ком страдает Христос.
В случае отсутствии этой заботы, веры, явленной любовью – сомнительна сама вера и бессмысленна подобная Церковь.  
Не стоит закрывать глаза на то, что Сам Господь говорит «горе вам, богатые!», «нельзя служить Господу и маммоне».
 Редкие подачки/посещение нищих – значат  меньше, нежели чем решительное искоренение одной из фундаментальных опор  зла: социальной несправедливости.

Anastasia

Сообщения : 71
Дата регистрации : 2014-10-05
Возраст : 48

Вернуться к началу Перейти вниз

История современной Церкви3 Empty Re: История современной Церкви3

Сообщение автор Брэдн Бюркле Вт Фев 02, 2016 1:36 pm

Anastasia пишет:----------------------------------------------------------------------------------------------
ВОПРОС ТРИНАДЦАТЫЙ/ МИССИЯ В СТРАНАХ ВОСТОКА (Опишите, как по-разному относились к Западу в разных странах Востока (точнее - Китай, Япония, Корея) в разные времена. Как этот вопрос связан со вопросом о христианской миссии в этих контекстах?)

К величайшему сожалению, все метаморфозы политической жизни явственно отражались на развитии христианской миссии.  
Началом миссии в Японии зачастую называют август 1549 года, когда в Японию прибыли католические миссионеры.
Политическая и экономическая обстановка способствовала развитию партнерских отношений (ввиду интенсивного развития торговли, в основном, с португальскими коммерсантами) Однако уже в  1614 году японское правительство запретило религиозную активность европейцев на территории страны, а также  издало первые указы о ее закрытии.
Освоение миссионерами японского языка,  авторитет личности  Франциска Ксавье  привели к тому, что уже к окончанию XVI века в Японии проживало 300 000 местных христиан. Правительство лояльно относилось к христианским миссионерам . При дворе в Киото проводились публичные богословские диспуты с участием буддийских  и католических священнослужителей.
Однако ситуация  резко изменилась после прихода к власти Т. Хидэёси. В 1587 году правитель решает полностью запретить миссионерской деятельности на подвластных ему территориях, а вскоре запрещает даже и само исповедание христианства.  Последовали гонения,  страна стала интенсивно готовиться к изоляции от «вредоносного» влияния европейцев и  - как следствие – последовало закрытие страны в 1641 году. После закрытия Япония оказалась изолированной от мира более чем на 250 лет.  Единственным местом,  где разрешалось пребывание  иностранных кораблей  был порт в Нагасаки.  Исповедание и проповедь христианства  каралось смертной казнью и даже голландским купцам,  сохранившим экономические отношения с данным государством  - запрещалось исповедовать свою веру на его территории.
Репрессии сохранились и в 1868 году, когда Япония избрала курс реформ. Но еще в 1868 и 1870 были проведены  показательные казни  христиан-японцев в Нагасаки. Только лишь  в 1873 году, под давлением запада, японские власти - с великой неохотой - позволили свободно проповедовать и исповедовать христианство.

КОРЕЯ
Обнищание страны, политические репрессии,  коррупция, уничтожавшая общество... Все это связывалось с правящим режимом и монархией.  Конфуцианство - соответственно - также воспринималось как устаревшая идеология "власть имущих".  Остатки приверженцев буддизма были изгнаны в горные гетто. Таким образом, в Корее 19 века - возник духовный и идейный вакуум, а влияние  традиционных религий Кореи, оказалось сильно ослабленным.
Именно это  благоприятно сказалось на развитии христианской миссии.
Правящие слои аристократии Кореи поддерживали  политике изоляции, однако левое крыло склонялось к необходимости интеграции в мировое сообщество.  Последние были заинтересованы и в укреплении христианства как религии  цивилизованных стран мира. Фактически они приветствовали не религиозное вероучение, а идеологию - способную сблизить Корею с ведущими государствами и заручиться их поддержкой.
Следует отметить, что католическая миссия – начавшаяся в Корее много ранее и имевшая сторонников – в свое время, была жестоко уничтожена именно в контексте репрессий против всего западного, иноземного, растлевающего патриотический дух. Соответственно, к моменту позитивных перемен  – Католическая Церковь лежала в руинах, лишенная основ, на коих можно было бы продолжить возведение  миссии.
Россия одобряла миссионерскую деятельность Русской православной церкви. Однако положение осложнил ряд дипломатических конфликтов (в т.ч. русско-японская война начала 20 века)
Таким образом, лишь пресвитерианская и методистская Церкви США сумели создать и укрепить жизнеспособную миссию. Отметим, что к моменту захвата Кореи Японией - в 1910 году – число протестантов, проживающих в  маленькой захваченной стране, уже  превышало 400 тысяч человек.


КИТАЙ

Следует отметить, что одни из доминирующих мотивов деятельности францисканцев-миссионеров  лежали в области  дипломатии. Некоторые западные страны были заинтересованы в поиске мощного союзника в борьбе с Чингизидами..
Однако и христианская миссия сохраняла  несомненную  значимость - и была довольно успешна. Так, к концу века в Китае проживает  уже около 30 тысяч христиан. Итальянцу  М. Риччи,  удается стать другом Сюй Гуанци, влиятельной фигуре в правительственных кругах, министре при императоре Шень Цзуне. Среди миссионеров был  ряд   ученых, которые занялись научно-исследовательской работой. Нельзя недооценивать  их влияние – бесспорно взаимосвязанное и со влиянием западной культуры, политики - на внешнюю и внутреннюю политику Китая.  Именно благодаря поддержке иезуитов мандат управления Поднебесной перешел к династии Цин (1644 – 1911).
Однако усиление ксенофобии,  излишняя активность и  сильное влияние   проповедников постепенно вызывает подозрение и в правительственных кругах, и в народных массах. В 1784 г. деятельность Общества Иисуса  становится запретной , однако он продолжает служение на нелегальной основе.  
Социально-политическая ситуация способствует тому, что
в  конце века,  христиане подвергаются серьезным гонениям.
В середине XIX в. Китай потерпел сокрушительное поражение в  войне с Англией и Францией.  Китай заполонили торговцы, маргиналы и мигранты, военные и…  христианские проповедники. При финансовой помощи Западных стран  началось строительство церквей, приютов, школ и медицинские учреждения.  Однако общество оказалось разделено на противоборствующие части: 1) про-западно настроенных сторонников реформ 2) консерваторов, ратующих за сохранение национальных традиций и менталитета. Христианство воспринималось не как вероучение, а скорее как некий элемент прогресса  и вестернизации государства.
В ходе развития национально-освободительного движения отношение  населения к христианству  становилось все настороженнее и негативнее… На рубеже XIX – XX веков происходит знаменитое  «боксерское восстание». Восставшие ставили своей целью очищение страны от всего прозападного, чужеродного, возвращение к народным истокам. Этническим китайцам оставался  выбор: отречение от Христа или смерть.  Это было время тяжкого мученичества и беспримерной силы веры множества людей, избравших смерть за Христа.
Лишь революция 1925 года, война с Японией и гражданская война  привели  к   интеграции Китая в мировое сообщество.  Так, христианство обрело  равный статус в ряду иных легитимных религий. .
Однако ситуация резко ухудшилась в связи  переворотом 1949 года,  совершенном коммунистической партией.  
В ходе войн с «опиумом для народа» особым преследованиям подвергались католики и протестанты.  Это  находило обоснование в том, что  в их рядах могли скрываться шпионы, иностранные агенты и  пособники запада. От Церквей потребовали 1) полного отказа от западного финансирования  2) самоуправления (подразумевалось  полная подконтрольность ком.партии 3) контроль за проповеднической деятельностью  
Были образованы полностью подконтролируемые правительству структуры («Патриотическая  Китайская Католическая Церковь» и  протестантские церкви, полностью подлежащие тоталитарному гос.контролю)
Во время «культурной революции»  (1967-1978) – христианские Церкви фактически были  уничтожены.  И даже в наше время, легализация христианства в Китае подразумевает полную лояльность  курсу правительства и коммунистической Партии.

Очень хорошо
----------------------------------------------------------------------------------------------------
ВОПРОС ЧЕТЫРНАДЦАТЬ (а)/ МЕТОД МИССИИ, КОТОРЫЙ ОПРАВДАЛ СЕБЯ В РАЗНЫХ КОНТЕКСТАХ

Мне думается, что исходя из обзорного курса миссиологии, достижений и неудач христианских миссий в различных странах и эпохах,  следует предположение…   На мой взгляд,  наиболее действенным методом является адаптивное приспособление к культурным особенностям, менталитету конкретной страны, где проводится миссия.  Способность интегрироваться в систему важнейших ценностей, архетипов и переформулируя, ре-интерпретируя, поясняя – использовать именно их в проповеди Евангелия.  Всякое насилие, навязывание и агрессия  - имеют ряд негативных последствий (либо не способствуют укреплению миссии, либо извращают саму Евангельскую весть до неузнаваемости)
Печально, когда миссия служит целью приобретения контроля,  лишь вторична в ходе политических игр и формализована.
Что может способствовать такому дружественному контакту с потенциальными неофитами?
Что способствует наилучшей адаптации  и отождествлению в коммуникативном процессе - с «иной», по определению, аудиторией? Конечно же, любовь.
Любовь содержит в себе элемент невольного подражания любимому, лишена высокомерного морализаторства, «не ищет своего».
Любовь как безоценочное,  изначальное желания добра,  деятельная -  непременно проявляющаяся в гуманитарной деятельности (помощи страдающим, нищим, маргинализованным слоям населения, помощь духовная, медицинская, практическая - любая иная)
Вкратце: боюсь показаться банальной, но нет более совершенного метода миссии – нежели чем мягкое приобщение к новым братьям, добро и любовь к тем, кому проповедуется Евангелие.

Хорошо
--------------------------------------------------------------------------------
ВОПРОС ПЯТНАДЦАТЬ/ Д, ЛИВИНГСТОН (Опишите позиции Д. Ливингстона о экономическом развитии и христианстве в Африке. Вы с ним согласны?)

Шотландец Д. Ливингстон известен, прежде всего, своей самоотверженной и благородной борьбой против института работорговли. Неоднократно он публиковал произведения, направленные на предоставление объективной и полной информации о бедственном положении африканцев, об ужасах работорговли.  Благодаря его решимости и упорству, он смог воздействовать на общественное мнение Европы – повествуя о реальном положении дел «раны мира», Африки (так, известен его труд «Миссионерские путешествия и исследования в Южной Африке»)
Он полагал, что экономическая модель, адекватная для европейских стран, вполне приемлема и для Африки. Однако, к сожалению, исследователь не учел некоторые моменты (возможность эксплуатации природных ресурсов Африки более  прагматичными, образованными и далекими от высоких этических стандартов европейцами) Не учел специфику национального менталитета коренных народов, особый уклад их жизни, общественное устройство.
Тем не менее,  глубокое уважение вызывает его благородная борьба с разными тяготами Африки (в первую очередь, рабовладением) и  сама его жизнь, проведенная в тяжких условиях, лишенная привычного европейского комфорта и благ.
Он — безусловно — героически боролся за африканцев; с одной стороны трудно представить, что человек, который так много времени проводил в Африке и как много общался с местными людьми мог так сильно ошибаться относительно благ западной экономики в Африканском контексте. С другой стороны, существовала ли настоящая альтернатива?

---------------------------------------------------------------------------------------
ВОПРОС ШЕСТНАДЦАТЬ/ АФРИКАНИЗАЦИЯ ЦЕРКВИ (Как вы понимает «африканизация» церкви? Что этот процесс может говорить нам о миссии в целом?)

«Рост уверенности в себе молодых церквей привели к неожиданным результатам – некоторые из этих церквей начали ставить вопросы и предлагать собственные ответы, представляющие собой не просто адаптацию, а вызов традиционному богословию» Столь значимые и важные слова хотелось бы привести без купюр.
Африканизация Церкви была явлением закономерно сопровождающим рост национального самосознания, освободительной борьбы с колонизаторами, противодействия дискриминации афроамериканцев (в том числе, их бесправию/неравноправию в духовной сфере)
Ярким сторонником  африканизации Церкви был нигериец Дж. Джонсон(1838—1917). Также он приветствовал и идеи  «культурного национализма»  (был соратником Э. Блайдена)  Идеологию  «культурного национализма» Дж. Джонсон  привнес и в духовную жизнь, отчасти  и практику благочестия. Он добивался полной африканизации клира, декларируя "пора стать единым африканским целым" в африканской Церкви.
Однако желая адаптировать христианство и сделать его "своим" -  священник уповал на христианскую веру как на целительное средство от всех бед родной земли.  
Он желал видеть христианство  государственной религией,  уничтожающей дикость, невежество, полигамию,  рабство. Африканизация церкви -  ее независимость от белых и  самостоятельность, призвано было обеспечить права африканцев, стать панацеей от межплеменных распрей и войн.
Благодаря  С. Кроутеру (епископу, испытавшему гонения за декларацию идей  африканизации  Церкви), Дж. Джонсона и иных активистов - возникли первые "национализированные" Церкви  в Западной Африке, затем в Южной, а позднее, и в иных  регионах.
Значимо и актуально то, что  подобного рода "священной войны" с "белой" церковью не произошло бы - если бы колонисты не злоупотребили властью и насилием в вопросах веры. Изначально ими был выдвинут лозунг  - "Стальной меч предшествует мечу духовному!.
Еще одной серьезной ошибкой белых миссионеров стало игнорирование потребности коренных жителей в собственном клире,  в особенности, иерархах и духовных лидерах, также и уважению к своим правам - как в социальной, так и духовной жизни.
Стоит признать, что не успешны оказались и мирные миссии,  не способные отрешиться от косного формализма в вопросах богослужебной практики, традиций, не сумевшие найти опору в исконно туземной духовных ценностях, неких христианских аналогов с религиозными  архетипами.
В этом смысле, позитивный и достойный пример показывает Лютеранская миссия.
Лютеранская Церковь Христа в Нигерии  имела 7000 тысяч прихожан на рубеже тысячелетий  - но к 2010 году их количество составляло уже более двух миллионов.
Малагасийская Лютеранская Церковь насчитывала 180 тысяч человек. Сейчас же число прихожан -  около трех миллионов.
Эфиопская Лютеранская Церковь 1959 - состояла всего из 24.000 верующих. В конце 80 - ее посещало уже  800 тысяч человек.
.К 1991 году - миллион верующих, в 2002 году четыре миллиона, а на данный момент - около 5,3 миллионов человек.
Эти прекрасные цифры говорят сами за себя.
Позитивную значимость имеет нкорпорирование туземной специфики в лютеранскую догматику, традиционные нюансы духовной жизни (например,  музыка «квая», приветствуемая в церкви с конца 60;  венки из цветов и ряд сугубо африканских обычаев, спокойной сосуществующий с классическим лютеранским вероучением, а порою -  даже высокоцерковностью)

В молодых Африканских Церквах, при всем их различии, существуют общие моменты: институциальная церковь не так важна, превалирует значение Библии, буквальное  и приближенное к повседневной жизни, порою ценности аборигенов  сохраняют значимость и в христианской идеологии.
Поражающий воображение успех миссии в Африке нашел опору в активной готовности миссионеров использовать  национальные, культурные  элементы, присущие народам, к коим была обращена миссия... равно как и в дипломатической гибкости, чуткости к нуждам (духовным, равно как и физическим, социальным)  Для примера:  программа Церкви Эфиопии  «Служить всему человеку», согласно коей  Церковь должна заботиться о целом комплексе потребностей ближних.. Активно развиваются проекты по социальной помощи, развитию школ и больниц, работа с сиротами, зависимыми лицами, больными СПИДом, кормление голодающих....
Все это - по виду рутинное - наглядно иллюстрирует эмоциональную проповедь Евангелия... в понятных образах, не монотонно, а динамично и ярко - доносит до сердец африканцев весть о Христе, радостную весть о Царстве Божьем.

Следовательно, статистические данные выше, Пробуждение и различные аспекты "африканизация" Церкви  - призывают к внимательному анализу, систематизации и осмыслению причин  негативных аспектов неких вариантов миссий - равно как и нынешнего грандиозного успеха лютеранской миссии в Африке.  
Очень хорошо. Надо сказать, что такие положительные примеры можно найти не только среди лютеран африки, но и среди др.христианских конфессий (англикане, реформаты, католики, в определенном смысле — харизматы).

--------------------------------------------------------------------------------
ВОПРОС  СЕМНАДЦАТЬ/ БОРЬБА ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ (Опишите как минимум два движения для справедливости, инициированы христианами в нашем периоде. На ваш взгляд, какую роль церковь должна играть в движении за справедливость?)
Как писал один из основоположников теологии освобождения Г.Гутьерес,
«Грех воспринимается как социальный, исторический факт, отсутствие братства и любви во взаимоотношениях между людьми, брешь в дружбе с Богом и другими людьми, и потому внутренний и личный разлом».
Исходя  из данных предпосылок,  формировалась концепция – где одним из важнейших постулатов становилось служение Богу  как восстановление справедливости в Его мире «здесь и сейчас».   Поскольку Царство Божие выступает как историческая категория,
различные формы  дискриминации, жестокости, социальной и экономической несправедливости, ущемления прав  ближних – становятся барьером на пути становления Царства.
К. Бофф идет еще дальше в радикальных идеях:  «Бог - это Освободитель, это Справедливость, Революция, что Бог хочет нового общества, новой Церкви, наконец, что Бог хочет Царства Божия на этой земле».
Но как должна быть восстановлена справедливость?

1. В борьбе за экономическую справедливость, против эксплуатации человека человеком;
2. В борьбе за человеческое достоинство, против политического угнетения самих людей;
3. В борьбе за солидарность, против отчуждения человека от человека;
4. В борьбе за надежду, против отчаяния в человеческой жизни.
(Конференция «Спасение сегодня»,  секция  «Спасение и социальная справедливость»)

Одним из предшественников «теологии освобождения», с ее радикальным призывом к установлению справедливости в социуме, можно назвать Ю.Мольтмана («Теология надежды») – человек призван к преобразованию истории, к практической активности во имя реализации эсхатологических чаяний.

Аргументация в поддержку особой значимости и важности служения бедным и изменения их положения:  Бог - источник жизни, Он на стороне близких к гибели.
Христос  считал, что к ним прежде всего обращена Его весть (Лк. 6, 20; 7, 21-22)
Господь – в   каждом обездоленным (См. Мф. 25, 31-46)  
Соблюдение принципов справедливости вело к модели общественного устройства наподобие социалистической коммуны (Деян. 2 и 4)
Отметим, что еще до 20 века ряд богословов и конфессий активно отстаивали справедливость, не ожидая ее торжества в мире ином (достаточно вспомнить благородные идеи квакеров, некоторые идеи "армии спасения", борьбу за права женщин, движение аболиционистов и тому подобное)
В рамках телогии освобождения находит свою нишу и феминистская теология.
Таким образом,  можно говорить о христианском обосновании тезисов всеобщего равенства (безотносительно нации, расы, пола, происхождения, физических особенностей, статуса)  
Резюме: имеет место систематическое богословское осмысление острых социальных вопросов.

Разумеется, необходимо подчеркнуть, что излишне радикализм – использующий насилие и вне-христианские принципы, методы для достижения справедливости –   становится  ее разрушителем.  В то же время, такие фигуры как архиепископа С. О. Ромеро, разоблачавший коррупцию и олигархическую диктатуру и убитый  боевиками –  справедливо могут рассматриваться как мученики (уподобленные пророкам ВЗ - не отступавшим перед лицом социальной несправедливости, критиковавшим власть имущих и   отваживавшимся поднимать голос за правду)

В заключение хотелось бы привести высказывание Матери Терезы, которое хорошо иллюстрирует основную идею христианской борьбы за справедливость: «Я считаю учение Христа глубоко революционным и абсолютно соответствующим делу социализма».

Отдельным пунктом хотелось бы упомянуть борьбу за справедливость в Церкви, связанную с явлением женского служения Господу.  В отличии от разобранных выше идей, это установление не столько социальной справедливости (права женщин) –  а  высшей правды.  Исходя из принципов НЗ «нет ни мужчины, ни женщины» во Христе, и излияния Св.Духа на женщин равно как и мужчин, из ряда иных положений: восстановление справедливости в отношении женщин-проповедниц является значимым и актуальным далеко не только для самих женщин, но и для Церкви, и для Господа  
Сугубо мое мнение: Церковь как Тело Христа – должна следовать всем Его идеям, действиям, чаяниям.  Безусловно, здоровая Церковь должна помогать именно тем, кто страдает, унижен и лишен прав: сиротам, больным, бездомным, беспомощным и всем, в ком страдает Христос.
В случае отсутствии этой заботы, веры, явленной любовью – сомнительна сама вера и бессмысленна подобная Церковь.  
Не стоит закрывать глаза на то, что Сам Господь говорит «горе вам, богатые!», «нельзя служить Господу и маммоне».
 Редкие подачки/посещение нищих – значат  меньше, нежели чем решительное искоренение одной из фундаментальных опор  зла: социальной несправедливости.
Отлично

Брэдн Бюркле

Сообщения : 68
Дата регистрации : 2014-09-25

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения