История ранней Церкви
Участников: 2
Страница 1 из 1
История ранней Церкви
ПЕРВЫЙ ВОПРОС/ ТРИ КРУПНЕЙШИХ МОНАШЕСКИХ ОРДЕНА И ИХ МИССИОНЕРСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
ИЕЗУИТЫ
Орден Иезуитов был основан в 1534 году Игнатием Лойолой. На протяжении столетий он являлся одним из самых влиятелных и мощных орденов Католической Церкви Официальное его название: Общество Иисуса (также: Орден св. Игнатия)
Помимо неоднозначной роли данного ордена в Контрреформации, следует отметить, что его члены внесли достойный вклад в развитие образования, строительство Церкви, а также придавали большую значимость миссии... Члены ордена, помимо обетов бедности, послушания и целомудрия, принимали и четвёртый — послушания Папе Римскому «в вопросах миссий».
Иезуитские миссионеры, чаще всего, придерживаются одного из центральных принципов своей миссиологической доктрины – аккомодации. Принцип можно определить как тщательное познание объекта миссии, овладение языком, понимание менталитета и традиций соответствующей страны/города/класса ит.д. Также иезуиты придерживались комплексного подхода, зачастую не исключавшего материального поощрения неофитов.
Будучи орденом элитарным, иезуиты - как правило - рационально ориентировались в основных своих усилиях на убеждение лиц из образованных классов, привилегированных групп, в особенности, личностей, наделенных влиянием и властью, независимым авторитетом.
В дальнейшем, упрощалась задача по миссии конформной и подчиненной части населения.
Смею предположить, что в своей миссионерской работе, они порою использовали техники и идеи, напоминающие аналоги из области современной практической психологии.
Их деятельностью были охвачены такие страны как Индия, Япония, Бразилия, Мексика, Китай, Мавритания, Перу, Парагвай, Конго, Мадагаскар, равно как и целый ряд иных.
К чести иезуитов следует упомянуть о высочайшем уровне образования, политичности и утонченном подходе к миссии. Так, в Китае иезуиты М. Риччи и И.-А. Шалль получили от Императоров право проповеди Евангелие благодаря своим познаниям в области разнообразных наук.
Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam»: «К вящей славе Божией».
ДОМИНИКАНЦЫ
Главная цель ордена доминиканцев состояла в миссионерской деятельности между неверными; однако он занимался и проповедью, и богословием. Альберт Великий и Фома Аквинский —Майстер Экхарт, Таулер, Сузо, Джироламо Савонарола, и многие иные выдающиеся умы прославили сей орден.
Доминиканцы придавали большое значение утонченному образованию проповедников. Углубленное изучение теологии с целью наилучшей подготовки велось в Париже и Болонье, т.е. в двух крупнейших университетских городах Европы.
В дальнейшем, именно доминиканцы преподавали и возглавляли кафедры богословских дисциплин в университетах Парижа, Оксфорда, Болоньи, Падуи.
Можно отметить, что созданный для идейного противостояния ереси альбигойцев - орден успешно ассимилировал обширный круг
знаний, располагал весьма эрудированными служителями и выдерживал интеллектуальные и теологические схватки с разнообразной идеологией (антихристианской либо казавшейся таковой Римской Церкви)
Однако миссия не сводилась к переубеждению идейных/духовных оппонентов.
В XIII веке - доминиканцы появляются в Африке, работают среди балтийских народов, литовцев и на Руси. В 1230 основывается провинция в Греции, на Святой Земле, под Киевом. Проповедники доходят до Индии, на территории Персии создают архиепархию В конце XV века - миссия в Конго, в XVI веке – в Латинской Америке, на Филиппинах. В 1330 году - учреждают около 50 монастырей на территории Армении.
ФРАНЦИСКАНЦЫ
Миссионерство было крайне важно для св. Франциска Ассизского (1189–1126) соответственно, и для основанного им ордена. Когда основатель ордена обязал своих братьев заниматься миссионерством – это было новшеством и инновацией для 13 века.
Миссия францисконцев базировалась на следующих тезисах.
1) Универсальность миссии, охват максимально крупных и разнообразных регионов.
2) миссии среди язычников, мусульман и христиан иных конфессий должна быть идентична,
3) Основная идея - покаяние и/или обращении в подлинную веру.
4) Важность собственной жизни миссионера , Подражание Христу, заключавшееся в аскезе, перенесения страданий, душевному уподоблению Господу- через послушание, милосердие, любовь и самоотречение францисканцы планировали стать Всемирным Орденом и подчеркивали универсальность Вести.
Это соответствовало заветным чаяниям самого Франциска: о всемирном обращении людей ко Христу.
Для миссии францисканцев не характерна утонченная теология доминиканцев, изощренные методы высокоинтеллектуальных и дипломатичных иезуитов. Сугубо на мой взгляд - в чем могу заблуждаться - проповедь близка евангельской простоте и безыскусности. Сам Франциск пытался отправить братьев на проповедь сарацинам - будучи убежден, что победа не за оружием, а за "добром и истиной" Христа.
Еше при жизни Св. Франциска, братьям удалось охватить миссионерскими усилиями - Францию, Германию, Венгрию, Испанию и во многие провинции Италии. В XIII веке два миссионера: Джованни-да-Пьян-дель-Карпине и Джованни-да-Монте-Корвино достигли пределов Монголии и Китая. А в начале XV века францисканцы несли Евангелие во все странах Европы, также и в странах Африки и Азии. Затем охватили своей деятельностью все открытые материки и страны. В Ордене Францисканцев миссионерское служение высоко ценится как привилегированный вид апостольской деятельности.
ВТОРОЙ ВОПРОС/ РАННЯЯ МИССИЯ В АЗИИ ( В чем заключалась особенность ранних иезуитских миссионеров в Азии? Согласны ли Вы с их подходом? Почему да или нет.)
Можно отметить серьезный вклад Ф. Ксавье в дело становления католической миссии в Азии. Он отличался отменным трудолюбием и железной волей, содействовавшим его успеху – в начале, на острове Гоа, затем: в Индии и Японии. Позитивный аспект его деятельности заключался в попытке путем риторических приемов убедить японцев в истинности христианской доктрины. Эта тактика стала основой всей миссионерской методологии иезуитов в Японии, оптимистичные прогнозы связывались именно с ней. В силу того, что японцы представлялись народом склонным к рационализации и весьма образованным, подход Ксавье казался более чем адекватным.
Успех ожидал и его деятельность в Индии. Благодаря отказу от дискриминационной кастовой системы, многие индусы охотно обращались ко Христу (одновременно с тем, именно это пренебрежение традиционной структурой общества – создавало неоднозначное отношение к католической миссии) Жизнь Ксавье была отмечена рядом бесспорных достижений.
Однако к негативным сторонам его деятельности, представляется резонным отнести попытки учреждения института Инквизиции (сия идея была воплощена уже после его смерти и послужила причиной преследований и страданий евреев, мусульман, индуистов и разнообразных еретиков)
Следующий успех на поприще миссии в Японии - заслуга Валиньяно. Он исходил из следующих тезисов:
1) соблюдение принципа “сверху вниз”; 2) невмешательство во внутренние дела страны и политический “нейтралитет” 3) адаптация к местным обычаям во всем, что касалось повседневной жизни 4) обучение собственно японского духовенства.
Одной из самых светлых страниц в истории ранней миссии в Азии является служение Маттео Риччи. Он с успехом сочетал и почтение к традиционной культурной специфике, и особенностям менталитета Китая. Благожелательной дипломатичностью и эрудицией, миссионер смог завоевать интерес и уважение наиболее образованной части руководства страны. Отличаясь необычайной силой веры, он был и умнейшим человеком своего времени. Благодаря более чем 20 томов его сочинений на китайском языке, апологетическим усилиям, направленным на поиск общего между китайской философией и христианскими идеями,. благодаря трудам, заложившим фундамент для богослужения на китайском, праведной жизни – его миссия имела несомненный успех.
Субъективное мнение: иезуиты всегда демонстрировали замечательное знание человеческой психологии, обладали арсеналом интеллектуальных и практических методов воздействия, блестящей эрудицией. Все это находило применение в адекватной проповеди конкретной целевой аудитории - и миссионерском внимании к исконной культуре, менталитету народов. Вышесказанное сочеталось с подлинно павловской дипломатичностью ("с эллинами был как эллин")
------------------------------------------------------------------------------------------
ТРЕТИЙ ВОПРОС/ ИСПАНЦЫ И ПОРТУГАЛЬЦЫ (Как объяснить, почему испанцы были главными в одних частях света в то время, как испанцы были важны в других? Как отличались их отношении к «своим» территориям?)
Лидерами морской торговли в те времена являлись такие страны как Испания и Португалия. Во избежание обострения отношений и негативных инцидентов, эскалации враждебности – обе страны неоднократно прибегали к помощи Папской курии, следствием чего стало несколько договоров, папских булл, регулировавших раздел сфер влияния данных стран. В итоге, Испания и Португалия пришли к соглашению и придерживались Тордесильясского договора 1494 г. Моря и земли к востоку от демаркационной черты (меридиан 46° 37') - принадлежали Португалии, к западу – Кастилии и Арагоне, т.е. Испании.
Следует отметить различие в стратегичеких планах Испании и Португалии: в то время как испанцы переселялись в новые земли и оккупировали их, португальцы придерживались политики контроля за торговыми путями.
ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС/ ИНДЕЙЦЫ REDUCCIONES (Опишите жизнь на reducciones. Когда они были начаты и кем? Что привело к тому, чтобы они распались или уничтожились. Назовите две причины неудачи reducciones в конечном счете.)
Очень успешным миссионерским проектом христианизации индейцев – стали reducciones. Иезуиты проявляли мудрую осторожность в деле христианизации язычников: придавали иной, приемлемый смысл элементам языческого культа («святой чай», церкви на «святых местах» ит.д.) Они не принуждали индейцев к проживанию в данных поселениях и непосильному труду (время работы составляло около 6 часов)
Экономическая системы селения была близка коммуне, в ее управлении фигурировали элементы демократической системы (вожди выбирались жителями), однако высшим авторитетом являлся миссионер.
Укреплялось экономическое благосостояние, что приводило к сети общедоступных школ, больниц, типографий, приветствовалась культурная жизнь.
У поселений существовало две угрозы – paulistas или mamelucas, работорговцы, а также колонисты, претендовавшие на земли иезуитов.
В 1767 г. около 2 200 иезуитов проживало в южной и центральной Америки. Они осуществляли руководство над 700000 индейцев (примерно 140000 обитали в reducciones) Однако вскоре орден иезуитов был уничтожен и монахи были вынуждены покинуть Америку.
Соответственно, сказались и недостатки их руководства паствой, воспитания и обучения ее. В первую очередь: неспособность к самостоятельной и ответственной организации жизни., самодисциплине. Недостаток образования, инициативы и поддержки «извне» - и ряд иных факторов - привели к разрушению системы reducciones.
Этим незамедлительно воспользовались работорговцы и колонисты, заинтересованные в захвате новых земель и рабочих рук, а отнюдь не в просвещении индейцев.
-----------------------------------------------------------------
ПЯТЫЙ ВОПРОС/ ВЕЛИКИЕ ПРОБУЖДЕНИЯ. ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ (Опишите черты Первого великого пробуждения; как они схожи и несхожи с чертами Второго великого пробуждения)
Формализм и сухая рационализация учения, упадок живой веры и отступление от нравственно-этических ценностей – были преодолены мощным подъемом религиозного чувства. Лидером данного движения – Великого Пробуждения – по праву можно назвать Дж. Эдвардса, пастора конгрегациональной общины Нортгемптона. В то время как он подводит догматическую основу под волну экстатической религиозности, захватившую верующих – талантливый проповедник Дж. Уайтфилд создавал эталон для проповеди В.п.: аффективной, яркой, вызывающей у слушателя предельно яркий эмоциональный отклик.
Девизом этого духовного возрождения мог стать призыв «Разбуди тех, кто спит… заблудших, не слышащих; пробуди их к новой духовной жизни» (Г. Теннент)
С одной стороны, люди пробуждались к глубокой вере и подлинному духовному перерождению для Христа. С другой, как отмечали противники данного феномена, экзальтация и иррационально экстатические состояния далеко не всегда шли на пользу прихожанам: так, многие оставляли работу, некоторых охватывала не духовная радость Евангелия, а мрачная депрессия, ухудшалось душевное состояние, а затем, участились и случаи самоубийств.
Следует отметить, что Дж. Эдвардс придерживался жесткой доктрины предопределения и догматов кальвинизма.
Будучи редкостно одаренным проповедником, проповедником от Бога - путешественник, Уайтфилд не раз собирал тысячи слушателей непосредственно под открытым небом, призывал к следованию Христу и делам милосердия.
Он избегал мрачного пафоса речей своего сподвижника и был - как бы мы выразились сейчас - необычайно харизматичен.
Немаловажно, что именно Уайтфилд являлся близким другом родоначальника методизма Уэсли и оказал на него некое влияние. В отличии от лидеров Первого Пробуждения, Уэсли были близки догматические принципы арминианства.
Уэсли стремился акцентировать реальную жизнь веры, явленной любовью (благотворительность, личную праведность, активную роль мирян в управлении Церкви, серьезное изучение Св.Писания в малых группах) Будучи хорошим организатором и талантливым лидером, он сумел добиться весьма многого. Намереваясь лишь обновить Церковь Англии, он создал «методистскую Церковь», получившую дальнейшее развитие после смерти основателя.
Говоря о его миссионерской активности, нельзя не упомянуть статистику: 2 миссионера отправлены в 1769 г. В 1771 г. 500, В 1784 г. – уже пятнадцать тысяч.
Второе Великое Пробуждение непосредственно взаимосвязано с развитием методизма.
Жизнь христианских Церквей подверглась ряду метаморфоз уже после Первого Великого Пробуждения С ним связывались:. рост в количестве церквей, пасторов, миссии, повышение образования.
И для Первого, и для Второго Пробуждения оставался характерен акцент на личное обращение.
Второе Пробуждение носило более продуманный и регламентированный характер, обладая четкими целями: как-то – развитие и укрепление общин в сельской местности. По некоторым данным, удалось достичь роста церковных прихожан: от 6,9% населения в 1800 - 43,5%. к 1910 г.
Изобретались и реализовывались новые методы обращения. Например, «Палатные собрания» (Сamp meetings) Посетители их проживали в сельской местности несколько дней и развлекались на лоне природы. Они слушали проповеди целого ряда пасторов (зачастую различных конфессий).
Один из вдохновителей Второго Пробуждения был Charles Finney.
Он искренне ратовал за креативный подход к миссионерской активности, не пренебрегал занимательной и развлекательной его формами. Данное движение опиралось на работу с представителями низших классов и избегало сложных догматических и интеллектуальных конструктов. Одновременно с тем, большинство вдохновителей, включая самого Чарлз Финни, были образованными людьми (Ч. Finney - профессором, впоследствии, и президентом знаменитого университета)
Следующий аспект, различающий Первое и Второе Пробуждения – затрагивает социально-политическую ситуацию.
Духовная жизнь человека мыслилась нераздельной с его стремлением преобразовать социум, сделать мир вокруг него - лучше. Создавались структуры, содействовавшие идейной борьбе с рабовладением, многие – особенно северяне - придерживались идей аболиционизма (так, Финни категорически отказывался преподавать Св. Причастие рабовладельцам)
Интенсивно велась работа по сбору гуманитарной помощи и социальной защите неимущих, страдающих. Создавались женские общества. В это время, получают развитие и распространение идеи женского служения в Церкви.
Также актуализируется вопрос гражданских прав женщин. В дальнейшем, делаются попытки бороться с алкогольной индустрией, алкоголизацией населения.
В 19-20 вв веяния Пробуждения продолжает ощущаться. Однако теперь оно значимо – в особенности - для различных слоев городского населения.
-----------------------------------------------------------------------
ШЕСТОЙ ВОПРОС/ АПОЛОГЕТЫ РАБСТВА И АБОЛИЦИОНИСТЫ (Как белые (христианские) рабовладельцы в Америке оправдывали практику рабовладения? (Назовите как минимум два аргумента). Кто участвовал в борьбе против рабства, и как называлось их движение?)
Как это ни чудовищно звучит, одними из наиболее рьяных апологетов рабства выступали христиане, убежденные своей приверженности Слову Божьему. Они находили обоснование своим тезисом о богоугодности рабства в следующих фрагментах Библии.
1) Необходимость покорности власти (со всей структурой учреждаемой ею законодательства)
2) Далее следовал аргумент «от Библии» (Бытие 9.25-27) Исходя из Божьего проклятия за грех Хама, его наследники обречены на положение рабов (что, по мнению апологетов рабовладения, являлось незыблемым Божественным установлением, не терпящим пересмотра)
3) Неверное толкование Послания к Филимону. Опираясь на авторитет Св. Писания, утверждалось, что Апостол Павел вернул беглого раба хозяину - вновь делался акцент на богоустановленном характер рабства, запрете на сопротивление рабов (сопротивление соц.положению - как некий бунт против Бога)
4) Приводились изречения Св. Писания, характерные для иерархической системы, бытовавшей в начале 1 тысячелетия:
«Рабы, подчиняйтесь своим господам с подобающим трепетом,
и не только тем, кто добр и мягок, но и тем, кто крут нравом»,
«Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа [им], как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога» и et cetera.
Также не находилось осуждения рабовладельческой системе времен Ветхого завета.
Противниками рабовладения зачастую являлись евангелики. Это были христиане, убежденные в том, что личное обращение непременно должно сказываться в преобразовании мира к лучшему, вера – являться любовью. Так, квакеры не только не приветствовали рабства, но даже отказывались причащать рабовладельцев.
Не только черные, но и белые христиане проявляли великодушие и благородство в борьбе с циничной жестокостью бесправия своих чернокожих собратьев-людей.
Они указывали на следующие факты:
1) Социальные институты власти подвергаются модернизации и долг христианина, в первую очередь, стремиться к благополучию и добру ближних (рабов, включительно),
2) «более не называю вас рабами» - «нет ни раба, ни свободного» во Христе,
3) Отстаивался иной вариант толкования послания к Филимону (Павел отсылает беглого раба бывшему хозяину с просьбой принять его в решительно ином качестве - как брата и единоверца)
4) Любовь не может выносить и мириться с унизительным и тяжким положением Образа и Подобия Божьего, ближнего .
Как известно, после гражданской войны Севера и Юга (1861-1865) победа осталась за Северными Штатами, соответственно, и за идеологией аболиционистов.
Однако какой разительный и яркий пример неверного и грубо искаженного толкование Св. Писание - закрепляющего самые уродливые формы человеческих отношений в социуме, апофеоз жестокости и мнимо богоугодных ценностей.
ИЕЗУИТЫ
Орден Иезуитов был основан в 1534 году Игнатием Лойолой. На протяжении столетий он являлся одним из самых влиятелных и мощных орденов Католической Церкви Официальное его название: Общество Иисуса (также: Орден св. Игнатия)
Помимо неоднозначной роли данного ордена в Контрреформации, следует отметить, что его члены внесли достойный вклад в развитие образования, строительство Церкви, а также придавали большую значимость миссии... Члены ордена, помимо обетов бедности, послушания и целомудрия, принимали и четвёртый — послушания Папе Римскому «в вопросах миссий».
Иезуитские миссионеры, чаще всего, придерживаются одного из центральных принципов своей миссиологической доктрины – аккомодации. Принцип можно определить как тщательное познание объекта миссии, овладение языком, понимание менталитета и традиций соответствующей страны/города/класса ит.д. Также иезуиты придерживались комплексного подхода, зачастую не исключавшего материального поощрения неофитов.
Будучи орденом элитарным, иезуиты - как правило - рационально ориентировались в основных своих усилиях на убеждение лиц из образованных классов, привилегированных групп, в особенности, личностей, наделенных влиянием и властью, независимым авторитетом.
В дальнейшем, упрощалась задача по миссии конформной и подчиненной части населения.
Смею предположить, что в своей миссионерской работе, они порою использовали техники и идеи, напоминающие аналоги из области современной практической психологии.
Их деятельностью были охвачены такие страны как Индия, Япония, Бразилия, Мексика, Китай, Мавритания, Перу, Парагвай, Конго, Мадагаскар, равно как и целый ряд иных.
К чести иезуитов следует упомянуть о высочайшем уровне образования, политичности и утонченном подходе к миссии. Так, в Китае иезуиты М. Риччи и И.-А. Шалль получили от Императоров право проповеди Евангелие благодаря своим познаниям в области разнообразных наук.
Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam»: «К вящей славе Божией».
ДОМИНИКАНЦЫ
Главная цель ордена доминиканцев состояла в миссионерской деятельности между неверными; однако он занимался и проповедью, и богословием. Альберт Великий и Фома Аквинский —Майстер Экхарт, Таулер, Сузо, Джироламо Савонарола, и многие иные выдающиеся умы прославили сей орден.
Доминиканцы придавали большое значение утонченному образованию проповедников. Углубленное изучение теологии с целью наилучшей подготовки велось в Париже и Болонье, т.е. в двух крупнейших университетских городах Европы.
В дальнейшем, именно доминиканцы преподавали и возглавляли кафедры богословских дисциплин в университетах Парижа, Оксфорда, Болоньи, Падуи.
Можно отметить, что созданный для идейного противостояния ереси альбигойцев - орден успешно ассимилировал обширный круг
знаний, располагал весьма эрудированными служителями и выдерживал интеллектуальные и теологические схватки с разнообразной идеологией (антихристианской либо казавшейся таковой Римской Церкви)
Однако миссия не сводилась к переубеждению идейных/духовных оппонентов.
В XIII веке - доминиканцы появляются в Африке, работают среди балтийских народов, литовцев и на Руси. В 1230 основывается провинция в Греции, на Святой Земле, под Киевом. Проповедники доходят до Индии, на территории Персии создают архиепархию В конце XV века - миссия в Конго, в XVI веке – в Латинской Америке, на Филиппинах. В 1330 году - учреждают около 50 монастырей на территории Армении.
ФРАНЦИСКАНЦЫ
Миссионерство было крайне важно для св. Франциска Ассизского (1189–1126) соответственно, и для основанного им ордена. Когда основатель ордена обязал своих братьев заниматься миссионерством – это было новшеством и инновацией для 13 века.
Миссия францисконцев базировалась на следующих тезисах.
1) Универсальность миссии, охват максимально крупных и разнообразных регионов.
2) миссии среди язычников, мусульман и христиан иных конфессий должна быть идентична,
3) Основная идея - покаяние и/или обращении в подлинную веру.
4) Важность собственной жизни миссионера , Подражание Христу, заключавшееся в аскезе, перенесения страданий, душевному уподоблению Господу- через послушание, милосердие, любовь и самоотречение францисканцы планировали стать Всемирным Орденом и подчеркивали универсальность Вести.
Это соответствовало заветным чаяниям самого Франциска: о всемирном обращении людей ко Христу.
Для миссии францисканцев не характерна утонченная теология доминиканцев, изощренные методы высокоинтеллектуальных и дипломатичных иезуитов. Сугубо на мой взгляд - в чем могу заблуждаться - проповедь близка евангельской простоте и безыскусности. Сам Франциск пытался отправить братьев на проповедь сарацинам - будучи убежден, что победа не за оружием, а за "добром и истиной" Христа.
Еше при жизни Св. Франциска, братьям удалось охватить миссионерскими усилиями - Францию, Германию, Венгрию, Испанию и во многие провинции Италии. В XIII веке два миссионера: Джованни-да-Пьян-дель-Карпине и Джованни-да-Монте-Корвино достигли пределов Монголии и Китая. А в начале XV века францисканцы несли Евангелие во все странах Европы, также и в странах Африки и Азии. Затем охватили своей деятельностью все открытые материки и страны. В Ордене Францисканцев миссионерское служение высоко ценится как привилегированный вид апостольской деятельности.
ВТОРОЙ ВОПРОС/ РАННЯЯ МИССИЯ В АЗИИ ( В чем заключалась особенность ранних иезуитских миссионеров в Азии? Согласны ли Вы с их подходом? Почему да или нет.)
Можно отметить серьезный вклад Ф. Ксавье в дело становления католической миссии в Азии. Он отличался отменным трудолюбием и железной волей, содействовавшим его успеху – в начале, на острове Гоа, затем: в Индии и Японии. Позитивный аспект его деятельности заключался в попытке путем риторических приемов убедить японцев в истинности христианской доктрины. Эта тактика стала основой всей миссионерской методологии иезуитов в Японии, оптимистичные прогнозы связывались именно с ней. В силу того, что японцы представлялись народом склонным к рационализации и весьма образованным, подход Ксавье казался более чем адекватным.
Успех ожидал и его деятельность в Индии. Благодаря отказу от дискриминационной кастовой системы, многие индусы охотно обращались ко Христу (одновременно с тем, именно это пренебрежение традиционной структурой общества – создавало неоднозначное отношение к католической миссии) Жизнь Ксавье была отмечена рядом бесспорных достижений.
Однако к негативным сторонам его деятельности, представляется резонным отнести попытки учреждения института Инквизиции (сия идея была воплощена уже после его смерти и послужила причиной преследований и страданий евреев, мусульман, индуистов и разнообразных еретиков)
Следующий успех на поприще миссии в Японии - заслуга Валиньяно. Он исходил из следующих тезисов:
1) соблюдение принципа “сверху вниз”; 2) невмешательство во внутренние дела страны и политический “нейтралитет” 3) адаптация к местным обычаям во всем, что касалось повседневной жизни 4) обучение собственно японского духовенства.
Одной из самых светлых страниц в истории ранней миссии в Азии является служение Маттео Риччи. Он с успехом сочетал и почтение к традиционной культурной специфике, и особенностям менталитета Китая. Благожелательной дипломатичностью и эрудицией, миссионер смог завоевать интерес и уважение наиболее образованной части руководства страны. Отличаясь необычайной силой веры, он был и умнейшим человеком своего времени. Благодаря более чем 20 томов его сочинений на китайском языке, апологетическим усилиям, направленным на поиск общего между китайской философией и христианскими идеями,. благодаря трудам, заложившим фундамент для богослужения на китайском, праведной жизни – его миссия имела несомненный успех.
Субъективное мнение: иезуиты всегда демонстрировали замечательное знание человеческой психологии, обладали арсеналом интеллектуальных и практических методов воздействия, блестящей эрудицией. Все это находило применение в адекватной проповеди конкретной целевой аудитории - и миссионерском внимании к исконной культуре, менталитету народов. Вышесказанное сочеталось с подлинно павловской дипломатичностью ("с эллинами был как эллин")
------------------------------------------------------------------------------------------
ТРЕТИЙ ВОПРОС/ ИСПАНЦЫ И ПОРТУГАЛЬЦЫ (Как объяснить, почему испанцы были главными в одних частях света в то время, как испанцы были важны в других? Как отличались их отношении к «своим» территориям?)
Лидерами морской торговли в те времена являлись такие страны как Испания и Португалия. Во избежание обострения отношений и негативных инцидентов, эскалации враждебности – обе страны неоднократно прибегали к помощи Папской курии, следствием чего стало несколько договоров, папских булл, регулировавших раздел сфер влияния данных стран. В итоге, Испания и Португалия пришли к соглашению и придерживались Тордесильясского договора 1494 г. Моря и земли к востоку от демаркационной черты (меридиан 46° 37') - принадлежали Португалии, к западу – Кастилии и Арагоне, т.е. Испании.
Следует отметить различие в стратегичеких планах Испании и Португалии: в то время как испанцы переселялись в новые земли и оккупировали их, португальцы придерживались политики контроля за торговыми путями.
ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС/ ИНДЕЙЦЫ REDUCCIONES (Опишите жизнь на reducciones. Когда они были начаты и кем? Что привело к тому, чтобы они распались или уничтожились. Назовите две причины неудачи reducciones в конечном счете.)
Очень успешным миссионерским проектом христианизации индейцев – стали reducciones. Иезуиты проявляли мудрую осторожность в деле христианизации язычников: придавали иной, приемлемый смысл элементам языческого культа («святой чай», церкви на «святых местах» ит.д.) Они не принуждали индейцев к проживанию в данных поселениях и непосильному труду (время работы составляло около 6 часов)
Экономическая системы селения была близка коммуне, в ее управлении фигурировали элементы демократической системы (вожди выбирались жителями), однако высшим авторитетом являлся миссионер.
Укреплялось экономическое благосостояние, что приводило к сети общедоступных школ, больниц, типографий, приветствовалась культурная жизнь.
У поселений существовало две угрозы – paulistas или mamelucas, работорговцы, а также колонисты, претендовавшие на земли иезуитов.
В 1767 г. около 2 200 иезуитов проживало в южной и центральной Америки. Они осуществляли руководство над 700000 индейцев (примерно 140000 обитали в reducciones) Однако вскоре орден иезуитов был уничтожен и монахи были вынуждены покинуть Америку.
Соответственно, сказались и недостатки их руководства паствой, воспитания и обучения ее. В первую очередь: неспособность к самостоятельной и ответственной организации жизни., самодисциплине. Недостаток образования, инициативы и поддержки «извне» - и ряд иных факторов - привели к разрушению системы reducciones.
Этим незамедлительно воспользовались работорговцы и колонисты, заинтересованные в захвате новых земель и рабочих рук, а отнюдь не в просвещении индейцев.
-----------------------------------------------------------------
ПЯТЫЙ ВОПРОС/ ВЕЛИКИЕ ПРОБУЖДЕНИЯ. ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ (Опишите черты Первого великого пробуждения; как они схожи и несхожи с чертами Второго великого пробуждения)
Формализм и сухая рационализация учения, упадок живой веры и отступление от нравственно-этических ценностей – были преодолены мощным подъемом религиозного чувства. Лидером данного движения – Великого Пробуждения – по праву можно назвать Дж. Эдвардса, пастора конгрегациональной общины Нортгемптона. В то время как он подводит догматическую основу под волну экстатической религиозности, захватившую верующих – талантливый проповедник Дж. Уайтфилд создавал эталон для проповеди В.п.: аффективной, яркой, вызывающей у слушателя предельно яркий эмоциональный отклик.
Девизом этого духовного возрождения мог стать призыв «Разбуди тех, кто спит… заблудших, не слышащих; пробуди их к новой духовной жизни» (Г. Теннент)
С одной стороны, люди пробуждались к глубокой вере и подлинному духовному перерождению для Христа. С другой, как отмечали противники данного феномена, экзальтация и иррационально экстатические состояния далеко не всегда шли на пользу прихожанам: так, многие оставляли работу, некоторых охватывала не духовная радость Евангелия, а мрачная депрессия, ухудшалось душевное состояние, а затем, участились и случаи самоубийств.
Следует отметить, что Дж. Эдвардс придерживался жесткой доктрины предопределения и догматов кальвинизма.
Будучи редкостно одаренным проповедником, проповедником от Бога - путешественник, Уайтфилд не раз собирал тысячи слушателей непосредственно под открытым небом, призывал к следованию Христу и делам милосердия.
Он избегал мрачного пафоса речей своего сподвижника и был - как бы мы выразились сейчас - необычайно харизматичен.
Немаловажно, что именно Уайтфилд являлся близким другом родоначальника методизма Уэсли и оказал на него некое влияние. В отличии от лидеров Первого Пробуждения, Уэсли были близки догматические принципы арминианства.
Уэсли стремился акцентировать реальную жизнь веры, явленной любовью (благотворительность, личную праведность, активную роль мирян в управлении Церкви, серьезное изучение Св.Писания в малых группах) Будучи хорошим организатором и талантливым лидером, он сумел добиться весьма многого. Намереваясь лишь обновить Церковь Англии, он создал «методистскую Церковь», получившую дальнейшее развитие после смерти основателя.
Говоря о его миссионерской активности, нельзя не упомянуть статистику: 2 миссионера отправлены в 1769 г. В 1771 г. 500, В 1784 г. – уже пятнадцать тысяч.
Второе Великое Пробуждение непосредственно взаимосвязано с развитием методизма.
Жизнь христианских Церквей подверглась ряду метаморфоз уже после Первого Великого Пробуждения С ним связывались:. рост в количестве церквей, пасторов, миссии, повышение образования.
И для Первого, и для Второго Пробуждения оставался характерен акцент на личное обращение.
Второе Пробуждение носило более продуманный и регламентированный характер, обладая четкими целями: как-то – развитие и укрепление общин в сельской местности. По некоторым данным, удалось достичь роста церковных прихожан: от 6,9% населения в 1800 - 43,5%. к 1910 г.
Изобретались и реализовывались новые методы обращения. Например, «Палатные собрания» (Сamp meetings) Посетители их проживали в сельской местности несколько дней и развлекались на лоне природы. Они слушали проповеди целого ряда пасторов (зачастую различных конфессий).
Один из вдохновителей Второго Пробуждения был Charles Finney.
Он искренне ратовал за креативный подход к миссионерской активности, не пренебрегал занимательной и развлекательной его формами. Данное движение опиралось на работу с представителями низших классов и избегало сложных догматических и интеллектуальных конструктов. Одновременно с тем, большинство вдохновителей, включая самого Чарлз Финни, были образованными людьми (Ч. Finney - профессором, впоследствии, и президентом знаменитого университета)
Следующий аспект, различающий Первое и Второе Пробуждения – затрагивает социально-политическую ситуацию.
Духовная жизнь человека мыслилась нераздельной с его стремлением преобразовать социум, сделать мир вокруг него - лучше. Создавались структуры, содействовавшие идейной борьбе с рабовладением, многие – особенно северяне - придерживались идей аболиционизма (так, Финни категорически отказывался преподавать Св. Причастие рабовладельцам)
Интенсивно велась работа по сбору гуманитарной помощи и социальной защите неимущих, страдающих. Создавались женские общества. В это время, получают развитие и распространение идеи женского служения в Церкви.
Также актуализируется вопрос гражданских прав женщин. В дальнейшем, делаются попытки бороться с алкогольной индустрией, алкоголизацией населения.
В 19-20 вв веяния Пробуждения продолжает ощущаться. Однако теперь оно значимо – в особенности - для различных слоев городского населения.
-----------------------------------------------------------------------
ШЕСТОЙ ВОПРОС/ АПОЛОГЕТЫ РАБСТВА И АБОЛИЦИОНИСТЫ (Как белые (христианские) рабовладельцы в Америке оправдывали практику рабовладения? (Назовите как минимум два аргумента). Кто участвовал в борьбе против рабства, и как называлось их движение?)
Как это ни чудовищно звучит, одними из наиболее рьяных апологетов рабства выступали христиане, убежденные своей приверженности Слову Божьему. Они находили обоснование своим тезисом о богоугодности рабства в следующих фрагментах Библии.
1) Необходимость покорности власти (со всей структурой учреждаемой ею законодательства)
2) Далее следовал аргумент «от Библии» (Бытие 9.25-27) Исходя из Божьего проклятия за грех Хама, его наследники обречены на положение рабов (что, по мнению апологетов рабовладения, являлось незыблемым Божественным установлением, не терпящим пересмотра)
3) Неверное толкование Послания к Филимону. Опираясь на авторитет Св. Писания, утверждалось, что Апостол Павел вернул беглого раба хозяину - вновь делался акцент на богоустановленном характер рабства, запрете на сопротивление рабов (сопротивление соц.положению - как некий бунт против Бога)
4) Приводились изречения Св. Писания, характерные для иерархической системы, бытовавшей в начале 1 тысячелетия:
«Рабы, подчиняйтесь своим господам с подобающим трепетом,
и не только тем, кто добр и мягок, но и тем, кто крут нравом»,
«Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа [им], как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога» и et cetera.
Также не находилось осуждения рабовладельческой системе времен Ветхого завета.
Противниками рабовладения зачастую являлись евангелики. Это были христиане, убежденные в том, что личное обращение непременно должно сказываться в преобразовании мира к лучшему, вера – являться любовью. Так, квакеры не только не приветствовали рабства, но даже отказывались причащать рабовладельцев.
Не только черные, но и белые христиане проявляли великодушие и благородство в борьбе с циничной жестокостью бесправия своих чернокожих собратьев-людей.
Они указывали на следующие факты:
1) Социальные институты власти подвергаются модернизации и долг христианина, в первую очередь, стремиться к благополучию и добру ближних (рабов, включительно),
2) «более не называю вас рабами» - «нет ни раба, ни свободного» во Христе,
3) Отстаивался иной вариант толкования послания к Филимону (Павел отсылает беглого раба бывшему хозяину с просьбой принять его в решительно ином качестве - как брата и единоверца)
4) Любовь не может выносить и мириться с унизительным и тяжким положением Образа и Подобия Божьего, ближнего .
Как известно, после гражданской войны Севера и Юга (1861-1865) победа осталась за Северными Штатами, соответственно, и за идеологией аболиционистов.
Однако какой разительный и яркий пример неверного и грубо искаженного толкование Св. Писание - закрепляющего самые уродливые формы человеческих отношений в социуме, апофеоз жестокости и мнимо богоугодных ценностей.
Anastasia- Сообщения : 71
Дата регистрации : 2014-10-05
Возраст : 48
Re: История ранней Церкви
[b]Вы не только очень хорошо ответили на вопрос; очевидно, Вы угадали, почему я его задал.Anastasia пишет:ПЕРВЫЙ ВОПРОС/ ТРИ КРУПНЕЙШИХ МОНАШЕСКИХ ОРДЕНА И ИХ МИССИОНЕРСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
ИЕЗУИТЫ
Орден Иезуитов был основан в 1534 году Игнатием Лойолой. На протяжении столетий он являлся одним из самых влиятелных и мощных орденов Католической Церкви Официальное его название: Общество Иисуса (также: Орден св. Игнатия)
Помимо неоднозначной роли данного ордена в Контрреформации, следует отметить, что его члены внесли достойный вклад в развитие образования, строительство Церкви, а также придавали большую значимость миссии... Члены ордена, помимо обетов бедности, послушания и целомудрия, принимали и четвёртый — послушания Папе Римскому «в вопросах миссий».
Иезуитские миссионеры, чаще всего, придерживаются одного из центральных принципов своей миссиологической доктрины – аккомодации. Принцип можно определить как тщательное познание объекта миссии, овладение языком, понимание менталитета и традиций соответствующей страны/города/класса ит.д. Также иезуиты придерживались комплексного подхода, зачастую не исключавшего материального поощрения неофитов.
Будучи орденом элитарным, иезуиты - как правило - рационально ориентировались в основных своих усилиях на убеждение лиц из образованных классов, привилегированных групп, в особенности, личностей, наделенных влиянием и властью, независимым авторитетом.
В дальнейшем, упрощалась задача по миссии конформной и подчиненной части населения.
Смею предположить, что в своей миссионерской работе, они порою использовали техники и идеи, напоминающие аналоги из области современной практической психологии.
Их деятельностью были охвачены такие страны как Индия, Япония, Бразилия, Мексика, Китай, Мавритания, Перу, Парагвай, Конго, Мадагаскар, равно как и целый ряд иных.
К чести иезуитов следует упомянуть о высочайшем уровне образования, политичности и утонченном подходе к миссии. Так, в Китае иезуиты М. Риччи и И.-А. Шалль получили от Императоров право проповеди Евангелие благодаря своим познаниям в области разнообразных наук.
Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam»: «К вящей славе Божией».
ДОМИНИКАНЦЫ
Главная цель ордена доминиканцев состояла в миссионерской деятельности между неверными; однако он занимался и проповедью, и богословием. Альберт Великий и Фома Аквинский —Майстер Экхарт, Таулер, Сузо, Джироламо Савонарола, и многие иные выдающиеся умы прославили сей орден.
Доминиканцы придавали большое значение утонченному образованию проповедников. Углубленное изучение теологии с целью наилучшей подготовки велось в Париже и Болонье, т.е. в двух крупнейших университетских городах Европы.
В дальнейшем, именно доминиканцы преподавали и возглавляли кафедры богословских дисциплин в университетах Парижа, Оксфорда, Болоньи, Падуи.
Можно отметить, что созданный для идейного противостояния ереси альбигойцев - орден успешно ассимилировал обширный круг
знаний, располагал весьма эрудированными служителями и выдерживал интеллектуальные и теологические схватки с разнообразной идеологией (антихристианской либо казавшейся таковой Римской Церкви)
Однако миссия не сводилась к переубеждению идейных/духовных оппонентов.
В XIII веке - доминиканцы появляются в Африке, работают среди балтийских народов, литовцев и на Руси. В 1230 основывается провинция в Греции, на Святой Земле, под Киевом. Проповедники доходят до Индии, на территории Персии создают архиепархию В конце XV века - миссия в Конго, в XVI веке – в Латинской Америке, на Филиппинах. В 1330 году - учреждают около 50 монастырей на территории Армении.
ФРАНЦИСКАНЦЫ
Миссионерство было крайне важно для св. Франциска Ассизского (1189–1126) соответственно, и для основанного им ордена. Когда основатель ордена обязал своих братьев заниматься миссионерством – это было новшеством и инновацией для 13 века.
Миссия францисконцев базировалась на следующих тезисах.
1) Универсальность миссии, охват максимально крупных и разнообразных регионов.
2) миссии среди язычников, мусульман и христиан иных конфессий должна быть идентична,
3) Основная идея - покаяние и/или обращении в подлинную веру.
4) Важность собственной жизни миссионера , Подражание Христу, заключавшееся в аскезе, перенесения страданий, душевному уподоблению Господу- через послушание, милосердие, любовь и самоотречение францисканцы планировали стать Всемирным Орденом и подчеркивали универсальность Вести.
Это соответствовало заветным чаяниям самого Франциска: о всемирном обращении людей ко Христу.
Для миссии францисканцев не характерна утонченная теология доминиканцев, изощренные методы высокоинтеллектуальных и дипломатичных иезуитов.
В целом Вы правы — но были случая, когда францисканцы занимались богословием на уровне не менее серьезным, чем доминиканцев. (Например, Оккам)
Сугубо на мой взгляд - в чем могу заблуждаться - проповедь близка евангельской простоте и безыскусности. Сам Франциск пытался отправить братьев на проповедь сарацинам - будучи убежден, что победа не за оружием, а за "добром и истиной" Христа.
Еше при жизни Св. Франциска, братьям удалось охватить миссионерскими усилиями - Францию, Германию, Венгрию, Испанию и во многие провинции Италии. В XIII веке два миссионера: Джованни-да-Пьян-дель-Карпине и Джованни-да-Монте-Корвино достигли пределов Монголии и Китая. А в начале XV века францисканцы несли Евангелие во все странах Европы, также и в странах Африки и Азии. Затем охватили своей деятельностью все открытые материки и страны. В Ордене Францисканцев миссионерское служение высоко ценится как привилегированный вид апостольской деятельности.
Очень хорошо
ВТОРОЙ ВОПРОС/ РАННЯЯ МИССИЯ В АЗИИ ( В чем заключалась особенность ранних иезуитских миссионеров в Азии? Согласны ли Вы с их подходом? Почему да или нет.)
Можно отметить серьезный вклад Ф. Ксавье в дело становления католической миссии в Азии. Он отличался отменным трудолюбием и железной волей, содействовавшим его успеху – в начале, на острове Гоа, затем: в Индии и Японии. Позитивный аспект его деятельности заключался в попытке путем риторических приемов убедить японцев в истинности христианской доктрины. Эта тактика стала основой всей миссионерской методологии иезуитов в Японии, оптимистичные прогнозы связывались именно с ней. В силу того, что японцы представлялись народом склонным к рационализации и весьма образованным, подход Ксавье казался более чем адекватным.
Успех ожидал и его деятельность в Индии. Благодаря отказу от дискриминационной кастовой системы, многие индусы охотно обращались ко Христу (одновременно с тем, именно это пренебрежение традиционной структурой общества – создавало неоднозначное отношение к католической миссии) Жизнь Ксавье была отмечена рядом бесспорных достижений.
Однако к негативным сторонам его деятельности, представляется резонным отнести попытки учреждения института Инквизиции (сия идея была воплощена уже после его смерти и послужила причиной преследований и страданий евреев, мусульман, индуистов и разнообразных еретиков)
Следующий успех на поприще миссии в Японии - заслуга Валиньяно. Он исходил из следующих тезисов:
1) соблюдение принципа “сверху вниз”; 2) невмешательство во внутренние дела страны и политический “нейтралитет” 3) адаптация к местным обычаям во всем, что касалось повседневной жизни 4) обучение собственно японского духовенства.
Одной из самых светлых страниц в истории ранней миссии в Азии является служение Маттео Риччи. Он с успехом сочетал и почтение к традиционной культурной специфике, и особенностям менталитета Китая. Благожелательной дипломатичностью и эрудицией, миссионер смог завоевать интерес и уважение наиболее образованной части руководства страны. Отличаясь необычайной силой веры, он был и умнейшим человеком своего времени. Благодаря более чем 20 томов его сочинений на китайском языке, апологетическим усилиям, направленным на поиск общего между китайской философией и христианскими идеями,. благодаря трудам, заложившим фундамент для богослужения на китайском, праведной жизни – его миссия имела несомненный успех.
Субъективное мнение: иезуиты всегда демонстрировали замечательное знание человеческой психологии, обладали арсеналом интеллектуальных и практических методов воздействия, блестящей эрудицией. Все это находило применение в адекватной проповеди конкретной целевой аудитории - и миссионерском внимании к исконной культуре, менталитету народов. Вышесказанное сочеталось с подлинно павловской дипломатичностью ("с эллинами был как эллин")
Отличная защита иезуитов! А есть в их методе, на Ваш взгляд, какие-то моменты, которые вызывают сомнение?
------------------------------------------------------------------------------------------
ТРЕТИЙ ВОПРОС/ ИСПАНЦЫ И ПОРТУГАЛЬЦЫ (Как объяснить, почему испанцы были главными в одних частях света в то время, как испанцы были важны в других? Как отличались их отношении к «своим» территориям?)
Лидерами морской торговли в те времена являлись такие страны как Испания и Португалия. Во избежание обострения отношений и негативных инцидентов, эскалации враждебности – обе страны неоднократно прибегали к помощи Папской курии, следствием чего стало несколько договоров, папских булл, регулировавших раздел сфер влияния данных стран. В итоге, Испания и Португалия пришли к соглашению и придерживались Тордесильясского договора 1494 г. Моря и земли к востоку от демаркационной черты (меридиан 46° 37') - принадлежали Португалии, к западу – Кастилии и Арагоне, т.е. Испании.
Следует отметить различие в стратегичеких планах Испании и Португалии: в то время как испанцы переселялись в новые земли и оккупировали их, португальцы придерживались политики контроля за торговыми путями.
Хорошо
ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС/ ИНДЕЙЦЫ REDUCCIONES (Опишите жизнь на reducciones. Когда они были начаты и кем? Что привело к тому, чтобы они распались или уничтожились. Назовите две причины неудачи reducciones в конечном счете.)
Очень успешным миссионерским проектом христианизации индейцев – стали reducciones. Иезуиты проявляли мудрую осторожность в деле христианизации язычников: придавали иной, приемлемый смысл элементам языческого культа («святой чай», церкви на «святых местах» ит.д.) Они не принуждали индейцев к проживанию в данных поселениях и непосильному труду (время работы составляло около 6 часов)
Экономическая системы селения была близка коммуне, в ее управлении фигурировали элементы демократической системы (вожди выбирались жителями), однако высшим авторитетом являлся миссионер.
Укреплялось экономическое благосостояние, что приводило к сети общедоступных школ, больниц, типографий, приветствовалась культурная жизнь.
У поселений существовало две угрозы – paulistas или mamelucas, работорговцы, а также колонисты, претендовавшие на земли иезуитов.
В 1767 г. около 2 200 иезуитов проживало в южной и центральной Америки. Они осуществляли руководство над 700000 индейцев (примерно 140000 обитали в reducciones) Однако вскоре орден иезуитов был уничтожен и монахи были вынуждены покинуть Америку.
Соответственно, сказались и недостатки их руководства паствой, воспитания и обучения ее. В первую очередь: неспособность к самостоятельной и ответственной организации жизни., самодисциплине. Недостаток образования, инициативы и поддержки «извне» - и ряд иных факторов - привели к разрушению системы reducciones.
Этим незамедлительно воспользовались работорговцы и колонисты, заинтересованные в захвате новых земель и рабочих рук, а отнюдь не в просвещении индейцев.
Очень хорошо
-----------------------------------------------------------------
ПЯТЫЙ ВОПРОС/ ВЕЛИКИЕ ПРОБУЖДЕНИЯ. ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ (Опишите черты Первого великого пробуждения; как они схожи и несхожи с чертами Второго великого пробуждения)
Формализм и сухая рационализация учения, упадок живой веры и отступление от нравственно-этических ценностей – были преодолены мощным подъемом религиозного чувства. Лидером данного движения – Великого Пробуждения – по праву можно назвать Дж. Эдвардса, пастора конгрегациональной общины Нортгемптона. В то время как он подводит догматическую основу под волну экстатической религиозности, захватившую верующих – талантливый проповедник Дж. Уайтфилд создавал эталон для проповеди В.п.: аффективной, яркой, вызывающей у слушателя предельно яркий эмоциональный отклик.
Девизом этого духовного возрождения мог стать призыв «Разбуди тех, кто спит… заблудших, не слышащих; пробуди их к новой духовной жизни» (Г. Теннент)
С одной стороны, люди пробуждались к глубокой вере и подлинному духовному перерождению для Христа. С другой, как отмечали противники данного феномена, экзальтация и иррационально экстатические состояния далеко не всегда шли на пользу прихожанам: так, многие оставляли работу, некоторых охватывала не духовная радость Евангелия, а мрачная депрессия, ухудшалось душевное состояние, а затем, участились и случаи самоубийств.
Следует отметить, что Дж. Эдвардс придерживался жесткой доктрины предопределения и догматов кальвинизма.
Будучи редкостно одаренным проповедником, проповедником от Бога - путешественник, Уайтфилд не раз собирал тысячи слушателей непосредственно под открытым небом, призывал к следованию Христу и делам милосердия.
Он избегал мрачного пафоса речей своего сподвижника и был - как бы мы выразились сейчас - необычайно харизматичен.
Немаловажно, что именно Уайтфилд являлся близким другом родоначальника методизма Уэсли и оказал на него некое влияние. В отличии от лидеров Первого Пробуждения, Уэсли были близки догматические принципы арминианства.
Уэсли стремился акцентировать реальную жизнь веры, явленной любовью (благотворительность, личную праведность, активную роль мирян в управлении Церкви, серьезное изучение Св.Писания в малых группах) Будучи хорошим организатором и талантливым лидером, он сумел добиться весьма многого. Намереваясь лишь обновить Церковь Англии, он создал «методистскую Церковь», получившую дальнейшее развитие после смерти основателя.
Говоря о его миссионерской активности, нельзя не упомянуть статистику: 2 миссионера отправлены в 1769 г. В 1771 г. 500, В 1784 г. – уже пятнадцать тысяч.
Второе Великое Пробуждение непосредственно взаимосвязано с развитием методизма.
Жизнь христианских Церквей подверглась ряду метаморфоз уже после Первого Великого Пробуждения С ним связывались:. рост в количестве церквей, пасторов, миссии, повышение образования.
И для Первого, и для Второго Пробуждения оставался характерен акцент на личное обращение.
Второе Пробуждение носило более продуманный и регламентированный характер, обладая четкими целями: как-то – развитие и укрепление общин в сельской местности. По некоторым данным, удалось достичь роста церковных прихожан: от 6,9% населения в 1800 - 43,5%. к 1910 г.
Изобретались и реализовывались новые методы обращения. Например, «Палатные собрания» (Сamp meetings) Посетители их проживали в сельской местности несколько дней и развлекались на лоне природы. Они слушали проповеди целого ряда пасторов (зачастую различных конфессий).
Один из вдохновителей Второго Пробуждения был Charles Finney.
Он искренне ратовал за креативный подход к миссионерской активности, не пренебрегал занимательной и развлекательной его формами. Данное движение опиралось на работу с представителями низших классов и избегало сложных догматических и интеллектуальных конструктов. Одновременно с тем, большинство вдохновителей, включая самого Чарлз Финни, были образованными людьми (Ч. Finney - профессором, впоследствии, и президентом знаменитого университета)
Следующий аспект, различающий Первое и Второе Пробуждения – затрагивает социально-политическую ситуацию.
Духовная жизнь человека мыслилась нераздельной с его стремлением преобразовать социум, сделать мир вокруг него - лучше. Создавались структуры, содействовавшие идейной борьбе с рабовладением, многие – особенно северяне - придерживались идей аболиционизма (так, Финни категорически отказывался преподавать Св. Причастие рабовладельцам)
Интенсивно велась работа по сбору гуманитарной помощи и социальной защите неимущих, страдающих. Создавались женские общества. В это время, получают развитие и распространение идеи женского служения в Церкви.
Также актуализируется вопрос гражданских прав женщин. В дальнейшем, делаются попытки бороться с алкогольной индустрией, алкоголизацией населения.
В 19-20 вв веяния Пробуждения продолжает ощущаться. Однако теперь оно значимо – в особенности - для различных слоев городского населения.
Очень хорошо[/b]
-----------------------------------------------------------------------
ШЕСТОЙ ВОПРОС/ АПОЛОГЕТЫ РАБСТВА И АБОЛИЦИОНИСТЫ (Как белые (христианские) рабовладельцы в Америке оправдывали практику рабовладения? (Назовите как минимум два аргумента). Кто участвовал в борьбе против рабства, и как называлось их движение?)
Как это ни чудовищно звучит, одними из наиболее рьяных апологетов рабства выступали христиане, убежденные своей приверженности Слову Божьему. Они находили обоснование своим тезисом о богоугодности рабства в следующих фрагментах Библии.
1) Необходимость покорности власти (со всей структурой учреждаемой ею законодательства)
2) Далее следовал аргумент «от Библии» (Бытие 9.25-27) Исходя из Божьего проклятия за грех Хама, его наследники обречены на положение рабов (что, по мнению апологетов рабовладения, являлось незыблемым Божественным установлением, не терпящим пересмотра)
3) Неверное толкование Послания к Филимону. Опираясь на авторитет Св. Писания, утверждалось, что Апостол Павел вернул беглого раба хозяину - вновь делался акцент на богоустановленном характер рабства, запрете на сопротивление рабов (сопротивление соц.положению - как некий бунт против Бога)
4) Приводились изречения Св. Писания, характерные для иерархической системы, бытовавшей в начале 1 тысячелетия:
«Рабы, подчиняйтесь своим господам с подобающим трепетом,
и не только тем, кто добр и мягок, но и тем, кто крут нравом»,
«Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа [им], как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога» и et cetera.
Также не находилось осуждения рабовладельческой системе времен Ветхого завета.
Противниками рабовладения зачастую являлись евангелики. Это были христиане, убежденные в том, что личное обращение непременно должно сказываться в преобразовании мира к лучшему, вера – являться любовью. Так, квакеры не только не приветствовали рабства, но даже отказывались причащать рабовладельцев.
Не только черные, но и белые христиане проявляли великодушие и благородство в борьбе с циничной жестокостью бесправия своих чернокожих собратьев-людей.
Они указывали на следующие факты:
1) Социальные институты власти подвергаются модернизации и долг христианина, в первую очередь, стремиться к благополучию и добру ближних (рабов, включительно),
2) «более не называю вас рабами» - «нет ни раба, ни свободного» во Христе,
3) Отстаивался иной вариант толкования послания к Филимону (Павел отсылает беглого раба бывшему хозяину с просьбой принять его в решительно ином качестве - как брата и единоверца)
4) Любовь не может выносить и мириться с унизительным и тяжким положением Образа и Подобия Божьего, ближнего .
Как известно, после гражданской войны Севера и Юга (1861-1865) победа осталась за Северными Штатами, соответственно, и за идеологией аболиционистов.
Однако какой разительный и яркий пример неверного и грубо искаженного толкование Св. Писание - закрепляющего самые уродливые формы человеческих отношений в социуме, апофеоз жестокости и мнимо богоугодных ценностей.
Брэдн Бюркле- Сообщения : 68
Дата регистрации : 2014-09-25
Re: История ранней Церкви
Большое спасибо за Ваши замечания, интересные дополнения и оценки!
"А есть в их методе, на Ваш взгляд, какие-то моменты, которые вызывают сомнения?"-
"Как миссионеры, они приспособлялись даже к верованиям и обычаям язычников, делая уступки их суевериям, позволяя соблюдение их обрядов, скрывая подробности христианского учения, если замечали, что последние шокировали язычников, одним словом, довольствуясь нередко чисто внешним присоединением их к христианству. Все это и многие другие факты той же категории относятся к основному принципу деятельности иезуитов – не становиться в слишком резкую оппозицию к мнениям и привычкам того общества, на которое нужно было действовать, напротив, приспособляться, прилаживаться к нему" (Кареев Н.И. "История Западной Европы в Новое время") *** Также сомнительным являлся принцип "reservatio mentalis" - позволявший говорить ложь, пользуясь определенными ментальными приемами (и, естественно, оправдываясь высокими целями)... равно как субъективно, лично мне - не импонирует диалектическая казуистика. Как известно, иезуитов целенаправленно обучали искусству защиты радикально противоположных тезисов (т.е. изворотливости, гибкости ума... но также и лицемерию) Немаловажно, что долгое время орден являлся весьма влиятельным не только в делах миссионерства, но и в политической жизни различных стран. Однако дипломатические успехи требуют особого подхода... (порою граничащего с компромиссами с совестью, ради достижения благой цели) Данные нюансы - явление неоднозначное.*** Соответственно, мне субъективно - и, возможно, ошибочно - кажется сомнительной практика апологии благородных идей, высоких целей, совмещенная с оправданием ими - обмана, двуличия. Вероятно, здесь крайне важен вопрос - "оправдывает ли цель средства")
"А есть в их методе, на Ваш взгляд, какие-то моменты, которые вызывают сомнения?"-
"Как миссионеры, они приспособлялись даже к верованиям и обычаям язычников, делая уступки их суевериям, позволяя соблюдение их обрядов, скрывая подробности христианского учения, если замечали, что последние шокировали язычников, одним словом, довольствуясь нередко чисто внешним присоединением их к христианству. Все это и многие другие факты той же категории относятся к основному принципу деятельности иезуитов – не становиться в слишком резкую оппозицию к мнениям и привычкам того общества, на которое нужно было действовать, напротив, приспособляться, прилаживаться к нему" (Кареев Н.И. "История Западной Европы в Новое время") *** Также сомнительным являлся принцип "reservatio mentalis" - позволявший говорить ложь, пользуясь определенными ментальными приемами (и, естественно, оправдываясь высокими целями)... равно как субъективно, лично мне - не импонирует диалектическая казуистика. Как известно, иезуитов целенаправленно обучали искусству защиты радикально противоположных тезисов (т.е. изворотливости, гибкости ума... но также и лицемерию) Немаловажно, что долгое время орден являлся весьма влиятельным не только в делах миссионерства, но и в политической жизни различных стран. Однако дипломатические успехи требуют особого подхода... (порою граничащего с компромиссами с совестью, ради достижения благой цели) Данные нюансы - явление неоднозначное.*** Соответственно, мне субъективно - и, возможно, ошибочно - кажется сомнительной практика апологии благородных идей, высоких целей, совмещенная с оправданием ими - обмана, двуличия. Вероятно, здесь крайне важен вопрос - "оправдывает ли цель средства")
Anastasia- Сообщения : 71
Дата регистрации : 2014-10-05
Возраст : 48
Re: История ранней Церкви
"Очень хорошо ответили на вопрос"- сердечное спасибо) "Вы угадали, почему я его задал" - я предполагаю, что да...
Anastasia- Сообщения : 71
Дата регистрации : 2014-10-05
Возраст : 48
Похожие темы
» ИСТОРИЯ РАННЕЙ ЦЕРКВИ 1.
» ИСТОРИЯ РАННЕЙ ЦЕРКВИ 2.
» ИСТОРИЯ РАННЕЙ ЦЕРКВИ 3.
» ИСТОРИЯ РАННЕЙ ЦЕРКВИ 4.
» История ранней Церкви 2
» ИСТОРИЯ РАННЕЙ ЦЕРКВИ 2.
» ИСТОРИЯ РАННЕЙ ЦЕРКВИ 3.
» ИСТОРИЯ РАННЕЙ ЦЕРКВИ 4.
» История ранней Церкви 2
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|