Дистанционная программа. Новосаратовка
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Гомилетика А. Арсеньева

Перейти вниз

Гомилетика А. Арсеньева Empty Гомилетика А. Арсеньева

Сообщение автор Anastasia Чт Дек 31, 2015 12:29 pm


Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
(Ин. 15:14)
Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
Дружить с Богом. Как прекрасно звучат эти слова. Какой достойный ответ атеистам! Мы не рабы, мы друзья Бога.
Но если вдуматься, охватывает беспокойство. Как же можно дружить с Богом, Создателем мира? С Тем, Кого не видел? Ведь друг: тот, кто рядом. Чьи интересы разделяешь, кто доверяет и ждет помощи. Да, не только вызывает доверие и дарит помощь, но ждет ее и доверяет.
Как можно думать, что мы дружим – с Самим Господом?
Для нас Христос скорее начальник. Мы пишем прошения и жалобы, также и возмущаемся тем, что недодали платы за эти и те дела. Здесь просьбы и капризы малышей либо страх рабов.
Но малыш, подчиненный, раб - никак не друзья. И что же?.. Неужели мы не дорастаем до дружбы с Богом?
А что Он заповедовал? «Заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас».
Здесь «заповедь новая». Господь унижает Себя до бессилия Креста. До жизни, внешне неудачной, в бедности и опасностях. Жертвенной жизни – самоотдаче до позора и казни… «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».
Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.

Сердце сжимается. Любить как Он? Так тяжко любить даже добрых друзей, так что и говорить о скверных? О равнодушных к нам в беде? Черствых?
Ни малейшей любви к ним нет. Проще любить незнакомцев и открытых врагов. Любовь иссякает при встрече с неблагодарностью, стынет – прикасаясь к холодному равнодушию. Речь не о том, что каждый из нас сталкивается с хамством продавщиц в магазинах, черствостью врачей и чиновников, бездушно занятых собой, плюющих на нас… Да, проще любить их. И даже абстрактного безликого врага: к примеру, террориста ИГИЛ. Исламиста, угрожающего взорвать ближайшую редакцию. Даже его проще жалеть и любить. НО - больно и горько, обнимая друга - налететь на подставленный им нож. И даже хуже: обнимать пустоту. Больно столкнуться с жестокостью, казалось бы, близких. Тех, кто радостно получал помощь, а затем... с готовностью использовал тебя. Такие друзья - вызывают не то, что желание умереть за них, а сильную неприязнь.
Так к чему любовь?..
Но: Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.

И к чему вообще Христос говорит о любви к людям – как залоге дружбы с Самим Собою?
Он пытается видеть в нас равных и подобных Себе, поэтому доверяет и дает свободу. Он ждет в нас подобия. «Бог есть любовь». Отсюда и «любите друг друга» - «всякий любящий пребывает в Боге и Бог в нем». Ни разум, ни силы, ни вера не делают нас столь близкими Христу как любовь к людям.
Вот почему без любви – нелепо думать о дружбе с Ним.
Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.

Почему уже не радуют эти слова? Потому, что такой любви в сердце нет.
Вспомним, что произошло вслед за этими словами. В то время как Он пытался ободрить учеников - «мужайтесь», «не оставлю»… в горький час, в тьме Гефсимании – они благополучно заснули. И не захотели разделить с Ним Его страх и боль. Хотя Христос не просил многого: а всего лишь побыть с Ним в Его слабости, ужасе, слезах. Зачастую и мы - в полном отчаянии оказываемся в пустоте: и рядом с нами никого, рядом с нами - тьма.
Но часто ли и мы сами - рядом с тем, кому нужнее всего лишь одно, а именно: наша сердечность, близость?..
А ведь: Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.

Гефсимания. Что происходит затем? Один из ближайших - Иуда – приводит стражу и выдает Христа.
Затем? Петр, преданный друг – публично отрекается от «опасных связей» со Христом.
Затем? У Креста толпы, кричащие «Осанна!» ?
Нет: лишь двое друзей.
Вдали - способные ценить Царя Израиля, а оплеванного, преданного Человека нет. Более того: Человека-«Еретика», Которого распинает светская и религиозная власть – Государство и Церковь. Которого травят фанатики, обманутые властью. Страх держит вдали малодушных, слабых и не мудрых. И это понятно: ведь никому не хочется идти за Ним на Крест.
Так почему же мальчик Иоанн и Мария с Ним? Почему у Марии достает сил и верности прийти за Его телом – а найти Живого Бога?
Вероятно, они оказались способны любить в Нем Человека. С Его позором и неудачами, в страданиях и слабости. В то время, как прочие восхищались славой пророка, будущим могуществом Мессии и, уж конечно, самими собой, при Его царском троне.
А мы? Любим ли мы Его бескорыстно? Много ли к Нему доверия и любви, когда мы не получаем от Него благ? Очень ли рвемся идти за Ним, несмотря на беды нашей жизни – следовать за Ним, вплоть до казни?
Часто ли не просим, а молимся для общения с Ним?
Только друг ли тот, кто стремится приблизиться - лишь ради выгоды?
Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.

Предположим, мы любим Его бескорыстно, воображая Его величие. Но любим ли тех, кто растоптан и лишен уважения, кому тяжко и кто не может дать ничего – но чей крест мы сами могли бы нести?...
А Христос –в каждом из наших страдающих братьев и сестер. Если мы проходим мимо беды человека, засыпаем рядом с чужой болью, равнодушно гуляем под Крестом: мы проходим мимо Него. Господь и в бомже, и в слепом детдомовце, «в каждом страдающем человеке – страдает Христос», пишет Лютер. Об этом и финал 25 главы от Матфея.
Так как же прийти к неуслышанному и оставленному без помощи Христу – и сказать: «Здравствуй! Я Твой друг».
Что Он скажет в ответ?
Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.

«Любите как Я» - а Он – умирает и за малодушных, слабых, глупых учеников. И Он приходит к ним после Воскресенья, не отвергает, а терпелив к ним. Он терпит постоянные наши сомнения и любит нас – невзирая на скудость нашей любви – и к Себе, и к людям. Легко твердить благочестивые речи, но, если вдуматься: с точки зрения здравого смысла, Он делает глупость. Растрачивает всего Себя на не стоящих и пустых людей. О, как нам сложно понять мудрость мнимого юродства, высокую честь унижения, силу – слабости Креста… И еще сложнее - хотя бы отчасти - разделить такое со Христом. В том числе, разделить Его терпимость к друзьям в кавычках.
«Если мы хотим быть христианами, мы должны приобрести частицу сердечной широты Христа— ответственным поступком, в нужный момент добровольно подвергая себя опасности, и подлинным со-страданием, источник которого не страх, а освобождающая и спасительная Христова любовь» - говорит Бонхеффер.
Так каким же образом уподобиться Христу в таком мужестве? Как найти сил?
Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.

Неужто Христос произнес эти слова – зная, что они будут мечтой?
Неужто Господь отвернется от нас, не дотянувших до дружбы с Ним?
Неужто, по сути, правы атеисты, что нам не выйти из положения рабов?
Утешение - лишь в понимании того, что нам, еще неспособным на дружбу с Ним, Христос - уже Друг.
Это мы далеко от Него: но Он всегда близок нам.
Он любит не за то, что мы могли или делали, Он - наш Друг без всяких условий.
Пожертвовав жизнью для нас, любя нас, терпеливо ожидая - Бог не может не любить, потому что Он Сам есть любовь.
Мы не всегда Его друзья, но Он – наш Друг всегда. И источник любви не в нашем сердце, источник: Он.
И лишь понимая и принимая эту бесконечную, милосердную любовь – мы можем ее отдать людям. Не потому, что они того заслужили или так нужно, или мы ждем награды – а потому, что мы не можем иначе.
А значит, только ощущая милосердие и добро Христа можно любить Его. И, благодаря этому источнику сострадания расти в вере и подражании Христу:
ведь без Него «мы не можем делать ничего».

Anastasia

Сообщения : 71
Дата регистрации : 2014-10-05
Возраст : 48

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения