История Церкви, часть 3
Страница 1 из 1
История Церкви, часть 3
История церкви, часть 3
Эллинский мир переживал сильные преобразования. Те боги, которым люди покланялись, не устраивали их. Эти боги во многом были такие, как и земные люди. А истинный бог должен создавать нравственность в мире людей.
И вот после трех столетий гонений, наконец, Христианство стало официальной религией Римской империи.
Какие политические и теологические изменения происходили в это время.
1. Это время великого переселения народов. Германские народы стали знакомится с жизнью Римской империи. Они создавали некоторое беспокойство на границах империи, но никоим образом не хотели разрушить римское государство. Скорее наоборот они хотели ассимилироваться в нем, германцы служили в Римской армии, переселялись на территорию Римской империи, принимали обычаи и нравы этой страны, а в то время официальной религией стало христианство и они тоже становились христианами.
С середины 5 века нашей эры богослужение и литургия на Западе велась не на греческом, а на латинском языке.
2. Со стороны Римского государство предпринимались попытки усилить государство. Последний завоеватель Император Юстиниан, объединитель Римской империи его девизом было изречение: «Единое государство, единый закон и единая церковь». Основные свершения: «Свод гражданского права» (528-534 гг.), Собор св. Софии в Константинополе, единоличное назначение митрополитов, создание хоралов. 529 год закрытие Платоновской академии.
3. Император Ираклий (610-641 гг.) он объявил греческий язык официальным государственным языком и отменил римские титулы (включая Imperator, Caesar) и стал именоваться «Василеус». Возврат территорий и решение религиозных вопросов в пользу политическим, так было разрешено «монофизитство» (моно = одна; физис = природа), которое затем перешло в монофелитство: Патриарх Сергей разработал доктрину «две природы, но одна энергия» (630 гг). Это имело в первую очередь, политическую подоплеку, так как восточные территории исповедовали эту форму христианства, а византийскому государству было важно сохранить контроль над этими территориями, и поэтому была допущена некоторая вольность. В 638 г., император «Ираклий издал…указ, так называемый «Экфесис»…или «Изложение веры», который, как полагал император, мог бы примирить православных с монофизитами.
На Западе учение о двух природах Христа «одна личность в двух природах» было сразу же принято. Начались разногласия с Восточной церковью.
4. Но одновременно на востоке появился и стал набирать силу ислам. 679 г. Константин V первый раз одержал победу и сохранил христианство для Европы.
ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ:
Афанасий Великий (293-373 гг.) Отстаивание Никейского символа веры «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом» и опубликование биографии «первого монаха», Антония, это было началом западного монашества.
Макрина (ок. 327-379 гг.) старшая сестра и учительница Василия Великого и Григория Нисского, создала со своей матерью монастырь, написала устав для этого монастыря.
Василий Кесарийский («Великий» (около 329-379 гг.) - главный защитник Никейского символа после смерти Афанасия. Разработал богословское учение о Св. Духе: понимал его как личность, как лицо Троицы, достоин такой же хвали и чести, как самому Богу. Разработал литургию.
Григорий Нисский (ок. 335 – ок. 395 гг.) был патриархом Константинопольским, утверждал: «Христос воспринял все, что нуждалось в спасении, - всецелого человека с душой и телом, а иначе мы не спасены»114- стало ключевым для «определения Христа полностью Богом и полностью человеком на Четвертом Вселенском соборе в Халкидоне (451 г).» Он определяет Св. Духа Богом, единосущен Отцу: «Отец есть Отец Сына. Сын – Сын Отца, Дух –Дух Сына, который исходит от Отца. Поскольку Дух исходит из божественного источника, Он – не тварь. Поскольку Он не рожден, Он – не Сын. Он живет одной жизнью с нарождённым Отцом и рожденным Сыном, обладая с ними одной и той же божественной сущностью».
Григорий Назианзин (329-389 гг.) Имея полную божественную природу, Христос стал человеком ради спасения человечества: «Это имеет особое значение потому, что Иисус принял человеческий облик для спасения человечества. Спасти нас в полном объеме Он мог только в том случае, если стал человеком в полном объеме. Если бы Он не принял хоть какую-то часть того, что составляет человеческое существо, эта часть осталась бы не спасенной.»116 Словами самого Григория, это учение звучит так: «не воспринятое не уврачевано, но что соединилось с Богом, то и спасется».
Второй Вселенский собор (Константинополь 381 г.): Дух «исходит от Отца», правила епископского правления и церковная дисциплина, осуждение «Аполлинарианства».
Иоанн Златоуст (ок. 347-407 гг.) Патриарх Константинопольский 397-403/404 гг. Создал проповеди на основе чтения текста Библии и реалий его мира, углубил Литургию, особый акцент сделал на красоте литургической жизни.
Монашество. Возникло во времена правления Константина. Первые места: Египет. Антоний (251-356 гг.). Пахомия (290-346 гг.) первый монастырь, обеты безбрачие, бедность и послушание. Сирия: Симеон Столпник (390-459 гг.). Василий Кесарийский основал образованное, умеренное, восточное монашество, обустроил социальное служение.
Западное монашество Св. Мартин Турский (316?-397 гг.) епископ(372 г.), развитие монашества в его подчинении. Иоанн Кассиан (ок. 360- 435 г.) написал о монашества (работы, которые в дальнейшем будут влиять на западные уставы, включая Бенедиктский) и основал монастыри. Святой Августин вел монашеский образ жизни. Бенедикт Нурсийский (ок. 480-547 гг.) 2написал монашеский устав для условий запада»: ora et labora, понимал суть людей, поэтому Бенедиктинское монашество стало определяющим видом аскетической жизни на западе. св. Патриком (390-460 гг.) ирландское (кельтское) монашество. Кельтские монахи всячески содействовали также развитию интереса к науке, так что Ирландия прославилась как остров святых и ученых.
Св. Колумб (ок. 521-597 гг.), который основал важный монастырь, центр образования и миссионерства, Иону. Колубман (ок. 543-ок. 615 г.) создавал монастыри на континенте, составил Regula monachorum. Очень строгий устав.
Виллиброрд (ок. 658-739 гг.) древняя Бельгия и (Бонифаций Германский ок. 675-754 гг.) Германия.
Бенедикт Анианский (750-821 гг.). «Бенедикт Анианский был убежден, что единственный путь уберечь монастыри от упадка состоит в том, чтобы найти основу для постоянного обновления и объединить их в некую централизованную организацию.»
Целибат: «Во-первых, церковь основала его теологически и практически, ссылаясь на 1 Кор 7. Но важнее были, во-первых, факт, что неженатые служители не могли нечего передать в наследство своим детям. Это значит, что их имение, скорее всего, будет передано церкви. Во-вторых, не имеющихся детей менее склонен к непотизму; как раз эта причина (борьба с злоупотреблениями в церкви) стала все важнее на западе так, что в средневековье безбрачие становится условием для ординации».
Амвросий Медиоланский (339-397 гг.)
защитник Никейского учения, знал греческого языка, что способствовало распространению восточного богословия на западе
Иероним (ок. 340-ок. 420 гг.) знал греческий и иврит, и сделал новый перевод Библии на латынь (Вульгата) с оригинальных языков. Он также разделил книги на канонические и неканонические, и написал много комментарий.
Августин Гиппонский (354-430 гг.) его духовный путь: От христианского воспитания к риторике – манихейство –неоплатонизм - от неоплатонизма к христианству (387 г.) «для него не существует никакого противоречия между…идеями неоплатоников и христианством. Напротив, он считает, что через них он нашел путь к христианству и научился понимать его глубинный смысл»
Так понимает следствия грехопадения Августин:
до закона под законом под благодатью в покое
(возможно, не грешить) - (невозможно не грешить)- (возможно, не грешить) - (невозможно грешить).
Третье Вселенский собор вЭфесе в 431 г.. Установил: Дева Мария – Богородица.
Халкидонский собор, в 451 г.
1.Вслед за святыми отцами (Евангелие, Никейскео-константинопольский символ, работы Кирилла, работы Льва)
2.мы единодушно учим исповедовать Господа Иисус Христа – Одного и Того же Бога (Иисус Христос = Бог, против Ария)
3.совершенного в Божественности и совершенного в человеческом, истинного Бога и истинного человека, с разумной душой и телом (против Аполлинария)
4.единосущного Отцу в свой Божественности (против тех, который вернулись к арианству после Никейского собора) и единосущного нам в Своей человеческой природе, подобного нам во все, за исключением греха, в Своей Божественности единородного от Отца прежде всех времен и в Своей человеческой природе рожденного в наши времена Девой Марией, выносившей Бога.
5.Одного и Того же Христа, Сына, Господа, единородного, познаваемого в двух природах (не «из двух природ», как говорили разные еретики, как Евтихий) неслитно209, непревращенно210 (против Евтихия), неразделимо211, неразлучимо212 (против Нестория). Разница природ не исчезает через соединение, а еще более сохраняется особенность каждой природы, сходящейся в одно Лицо и в одну ипостась. Они не разделятся на два лица, но принадлежат Единородному Сыну, слову Божьему, Господу Иисусу Христу (акцент на единство, вместе с антиохийскими отцами213). Как говорили о Нем пророк, как Он Сам учил нас и как предал нам символ веры отцов наших.
6-ой вселенский собор - Константинополь II (680-681 гг.) «во Христе признавали как божественную, так и человеческую волю, при этом, однако, считая, что первой принадлежит господство, и она действует через человеческую, так что между ними не возникает разногласия».
Эллинский мир переживал сильные преобразования. Те боги, которым люди покланялись, не устраивали их. Эти боги во многом были такие, как и земные люди. А истинный бог должен создавать нравственность в мире людей.
И вот после трех столетий гонений, наконец, Христианство стало официальной религией Римской империи.
Какие политические и теологические изменения происходили в это время.
1. Это время великого переселения народов. Германские народы стали знакомится с жизнью Римской империи. Они создавали некоторое беспокойство на границах империи, но никоим образом не хотели разрушить римское государство. Скорее наоборот они хотели ассимилироваться в нем, германцы служили в Римской армии, переселялись на территорию Римской империи, принимали обычаи и нравы этой страны, а в то время официальной религией стало христианство и они тоже становились христианами.
С середины 5 века нашей эры богослужение и литургия на Западе велась не на греческом, а на латинском языке.
2. Со стороны Римского государство предпринимались попытки усилить государство. Последний завоеватель Император Юстиниан, объединитель Римской империи его девизом было изречение: «Единое государство, единый закон и единая церковь». Основные свершения: «Свод гражданского права» (528-534 гг.), Собор св. Софии в Константинополе, единоличное назначение митрополитов, создание хоралов. 529 год закрытие Платоновской академии.
3. Император Ираклий (610-641 гг.) он объявил греческий язык официальным государственным языком и отменил римские титулы (включая Imperator, Caesar) и стал именоваться «Василеус». Возврат территорий и решение религиозных вопросов в пользу политическим, так было разрешено «монофизитство» (моно = одна; физис = природа), которое затем перешло в монофелитство: Патриарх Сергей разработал доктрину «две природы, но одна энергия» (630 гг). Это имело в первую очередь, политическую подоплеку, так как восточные территории исповедовали эту форму христианства, а византийскому государству было важно сохранить контроль над этими территориями, и поэтому была допущена некоторая вольность. В 638 г., император «Ираклий издал…указ, так называемый «Экфесис»…или «Изложение веры», который, как полагал император, мог бы примирить православных с монофизитами.
На Западе учение о двух природах Христа «одна личность в двух природах» было сразу же принято. Начались разногласия с Восточной церковью.
4. Но одновременно на востоке появился и стал набирать силу ислам. 679 г. Константин V первый раз одержал победу и сохранил христианство для Европы.
ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ:
Афанасий Великий (293-373 гг.) Отстаивание Никейского символа веры «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом» и опубликование биографии «первого монаха», Антония, это было началом западного монашества.
Макрина (ок. 327-379 гг.) старшая сестра и учительница Василия Великого и Григория Нисского, создала со своей матерью монастырь, написала устав для этого монастыря.
Василий Кесарийский («Великий» (около 329-379 гг.) - главный защитник Никейского символа после смерти Афанасия. Разработал богословское учение о Св. Духе: понимал его как личность, как лицо Троицы, достоин такой же хвали и чести, как самому Богу. Разработал литургию.
Григорий Нисский (ок. 335 – ок. 395 гг.) был патриархом Константинопольским, утверждал: «Христос воспринял все, что нуждалось в спасении, - всецелого человека с душой и телом, а иначе мы не спасены»114- стало ключевым для «определения Христа полностью Богом и полностью человеком на Четвертом Вселенском соборе в Халкидоне (451 г).» Он определяет Св. Духа Богом, единосущен Отцу: «Отец есть Отец Сына. Сын – Сын Отца, Дух –Дух Сына, который исходит от Отца. Поскольку Дух исходит из божественного источника, Он – не тварь. Поскольку Он не рожден, Он – не Сын. Он живет одной жизнью с нарождённым Отцом и рожденным Сыном, обладая с ними одной и той же божественной сущностью».
Григорий Назианзин (329-389 гг.) Имея полную божественную природу, Христос стал человеком ради спасения человечества: «Это имеет особое значение потому, что Иисус принял человеческий облик для спасения человечества. Спасти нас в полном объеме Он мог только в том случае, если стал человеком в полном объеме. Если бы Он не принял хоть какую-то часть того, что составляет человеческое существо, эта часть осталась бы не спасенной.»116 Словами самого Григория, это учение звучит так: «не воспринятое не уврачевано, но что соединилось с Богом, то и спасется».
Второй Вселенский собор (Константинополь 381 г.): Дух «исходит от Отца», правила епископского правления и церковная дисциплина, осуждение «Аполлинарианства».
Иоанн Златоуст (ок. 347-407 гг.) Патриарх Константинопольский 397-403/404 гг. Создал проповеди на основе чтения текста Библии и реалий его мира, углубил Литургию, особый акцент сделал на красоте литургической жизни.
Монашество. Возникло во времена правления Константина. Первые места: Египет. Антоний (251-356 гг.). Пахомия (290-346 гг.) первый монастырь, обеты безбрачие, бедность и послушание. Сирия: Симеон Столпник (390-459 гг.). Василий Кесарийский основал образованное, умеренное, восточное монашество, обустроил социальное служение.
Западное монашество Св. Мартин Турский (316?-397 гг.) епископ(372 г.), развитие монашества в его подчинении. Иоанн Кассиан (ок. 360- 435 г.) написал о монашества (работы, которые в дальнейшем будут влиять на западные уставы, включая Бенедиктский) и основал монастыри. Святой Августин вел монашеский образ жизни. Бенедикт Нурсийский (ок. 480-547 гг.) 2написал монашеский устав для условий запада»: ora et labora, понимал суть людей, поэтому Бенедиктинское монашество стало определяющим видом аскетической жизни на западе. св. Патриком (390-460 гг.) ирландское (кельтское) монашество. Кельтские монахи всячески содействовали также развитию интереса к науке, так что Ирландия прославилась как остров святых и ученых.
Св. Колумб (ок. 521-597 гг.), который основал важный монастырь, центр образования и миссионерства, Иону. Колубман (ок. 543-ок. 615 г.) создавал монастыри на континенте, составил Regula monachorum. Очень строгий устав.
Виллиброрд (ок. 658-739 гг.) древняя Бельгия и (Бонифаций Германский ок. 675-754 гг.) Германия.
Бенедикт Анианский (750-821 гг.). «Бенедикт Анианский был убежден, что единственный путь уберечь монастыри от упадка состоит в том, чтобы найти основу для постоянного обновления и объединить их в некую централизованную организацию.»
Целибат: «Во-первых, церковь основала его теологически и практически, ссылаясь на 1 Кор 7. Но важнее были, во-первых, факт, что неженатые служители не могли нечего передать в наследство своим детям. Это значит, что их имение, скорее всего, будет передано церкви. Во-вторых, не имеющихся детей менее склонен к непотизму; как раз эта причина (борьба с злоупотреблениями в церкви) стала все важнее на западе так, что в средневековье безбрачие становится условием для ординации».
Амвросий Медиоланский (339-397 гг.)
защитник Никейского учения, знал греческого языка, что способствовало распространению восточного богословия на западе
Иероним (ок. 340-ок. 420 гг.) знал греческий и иврит, и сделал новый перевод Библии на латынь (Вульгата) с оригинальных языков. Он также разделил книги на канонические и неканонические, и написал много комментарий.
Августин Гиппонский (354-430 гг.) его духовный путь: От христианского воспитания к риторике – манихейство –неоплатонизм - от неоплатонизма к христианству (387 г.) «для него не существует никакого противоречия между…идеями неоплатоников и христианством. Напротив, он считает, что через них он нашел путь к христианству и научился понимать его глубинный смысл»
Так понимает следствия грехопадения Августин:
до закона под законом под благодатью в покое
(возможно, не грешить) - (невозможно не грешить)- (возможно, не грешить) - (невозможно грешить).
Третье Вселенский собор вЭфесе в 431 г.. Установил: Дева Мария – Богородица.
Халкидонский собор, в 451 г.
1.Вслед за святыми отцами (Евангелие, Никейскео-константинопольский символ, работы Кирилла, работы Льва)
2.мы единодушно учим исповедовать Господа Иисус Христа – Одного и Того же Бога (Иисус Христос = Бог, против Ария)
3.совершенного в Божественности и совершенного в человеческом, истинного Бога и истинного человека, с разумной душой и телом (против Аполлинария)
4.единосущного Отцу в свой Божественности (против тех, который вернулись к арианству после Никейского собора) и единосущного нам в Своей человеческой природе, подобного нам во все, за исключением греха, в Своей Божественности единородного от Отца прежде всех времен и в Своей человеческой природе рожденного в наши времена Девой Марией, выносившей Бога.
5.Одного и Того же Христа, Сына, Господа, единородного, познаваемого в двух природах (не «из двух природ», как говорили разные еретики, как Евтихий) неслитно209, непревращенно210 (против Евтихия), неразделимо211, неразлучимо212 (против Нестория). Разница природ не исчезает через соединение, а еще более сохраняется особенность каждой природы, сходящейся в одно Лицо и в одну ипостась. Они не разделятся на два лица, но принадлежат Единородному Сыну, слову Божьему, Господу Иисусу Христу (акцент на единство, вместе с антиохийскими отцами213). Как говорили о Нем пророк, как Он Сам учил нас и как предал нам символ веры отцов наших.
6-ой вселенский собор - Константинополь II (680-681 гг.) «во Христе признавали как божественную, так и человеческую волю, при этом, однако, считая, что первой принадлежит господство, и она действует через человеческую, так что между ними не возникает разногласия».
Павел С- Сообщения : 42
Дата регистрации : 2014-10-30
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|