Гомилетика

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Гомилетика

Сообщение автор Наталья Федорова в Чт Май 18, 2017 6:34 am

Самым удивительным и необычным в данном тексте, на мой взгляд, является рассуждение на тему: «Что такое проповедь?». С одной стороны, все вроде бы понятно. Приходишь в церковь, слушаешь пастыря – это и есть проповедь. Однако задуматься над тем, что такое проповедь, по настоящему, заставил этот текст, и оказалось это весьма не просто. На уровне понимания, как будто бы все понятно, но, с другой стороны, объяснять кому-либо оказывается сложно. Так же обстоит дело и с определением. Трудно не согласиться, проповедь – это действительно слово Божье. Но и молитва слово Божье, и Библия слово Божье и много другое можно так назвать, а значит, у всего должна быть некая специфика. Да слово Божье, но не то, что молитва, не то, что Библия. И вот определить эту специфику оказывается не просто сложно, а невозможно. Конечно, гомилетика должна быть тесно связана с лингвистикой и психологией. Обе науки по-своему (и по-разному) отвечают на вопрос как проповедовать. Как правильно построить фразу чтобы она была грамотной и точно передавала смысл того что мы хотим сказать, и как построить фразу чтобы она «зацепила» человека, заставила задуматься, обратить внимание на то, мимо чего возможно человек проходил всю жизнь.
В данном контексте меня всегда интересовал вопрос: как можно проповедовать одновременно разным людям. Разным людям по возрасту, образованию, жизненному опыту, социальному статусу, знанию Библии и т.д. и т.п., одним словом с разным восприятием. Одна и та же проповедь кем-то будет восприниматься как излишне затянутая, подробная (уже все давно понятно, что проповедник хотел сказать, а он все еще говорит «топчется на месте»), другому слушателю подробное изложение материала, с комментариями, и чтением стихов из Библии помогает понять смысл того что пытаются до него донести. А ведь у проповедника есть и другие, более важные задачи цели, которые он пытается решить в этой проповеди. Кроме того, мы всегда лучше слышим то, что хотим слышать, понимаем, так как нам хочется понять, и искренне верим, что именно так было сказано в проповеди (ведь, сколько истолкований слов Лютера, которые вырваны из контекста, переиначены, утрированы).
В этом случае, мне кажется прочитать лекцию в университете, гораздо проще, чем проповедь в церкви, хотя отчасти они схожи. Лектор может себе позволить использовать незнакомую, новую для студента терминологию, если его лекция заставляет студента заглянуть в словарь, учебник – это здорово, это уже шаг к развитию студента, да и просто его обязанность. Таким образом, преподаватель учит. Однако, проповедь не лекция и не учеба, хотя она тоже и учит и развивает в определенном смысле. Но, трудно себе представить, чтобы прихожане, услышав незнакомое слово во время проповеди, все бросились к энциклопедиям выяснять, что означает то или иное слово или фраза. То есть проповедник, оказывается перед сложной задачей и объяснить нужно доходчиво для всех и не превратиться в лектора, который дает новое знание. Его главное задачей является все-таки передать благую весть, весть об отпущении грехов, напомнить своим слушателям что Бог их любит, напомнить о его жертве ради нас.
Безусловно, интересным, новым и нужным в этом тексте стала информация о том, как готовится проповедь, какие бывают проповеди, как она должна преподноситься слушателям, то есть в определенном смысле техническая и методическая информация, инструкция.
Лишней информации, как всегда не было. Спасибо!


Наталья Федорова

Сообщения : 70
Дата регистрации : 2015-02-25

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения