Гомилетика - 5

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Гомилетика - 5

Сообщение автор Алексей Колосов в Пт Май 27, 2016 1:52 pm

Курс гомилетики был для меня особенно интересен и важен. Мне было очень интересно сравнить свой прежний опыт проповеди с тем, что предлагает Лютеранская церковь. Прочитал. Сравнил, начал писать ответ на форум.... и понял, что получается критический разбор прежнего опыта. Нужно ли это? Не думаю. Да, многие из тех, с кем мне вместе довелось совершать своё служение, многие из наших преподавателей согласились бы с целым рядом положений данного курса, но... мы - разные. Да, мы все - христиане, но мы по-разному видим Слово, ставим разные цели, по-разному выполняем свои "домашние задания", по-разному видим Церковь. Это обуславливает разницу в подходах и методах проповеди. Это не хорошо и не плохо - "всякой вещи своё место под солнцем". Скажу лишь, что прежний опыт далеко не всегда будет попутным ветром в парусах - если проповедь будет поставлена передо мной как задача, то его инерцию придётся скорее преодолевать, нежели этой инерцией пользоваться.
Итак, основные моменты, на которых хотелось бы остановиться:
А) Почему мы проповедуем?
Слово Божье не прозвучало - оно звучит до сих пор и будет звучать, пока мир стоит в его нынешнем виде. Только звучит оно через проповедь - Бог раскрывается через неё!Можно сказать, что проповедь - это непрерывный контекстуально обусловленный комментарий к событию Иисуса Христа. Или по-другому: проповедь - это актуализация Благой вести здесь и сейчас. Её задача в том, чтобы показать, что Бог действует здесь и сейчас также, как действовал где-то и когда-то.
Теологическое обоснование проповеди - сам Иисус Христос: как Слово (теология Логоса) и как событие, требующее слова (контекстуального комментария) о себе.
Проповедь - это слово, обращенное к конкретным людям, находящимся в конкретной ситуации (проповедь, оторванная от ситуации, неэффективна и бесцельна), поэтому при её подготовке следует отталкиваться от нужд этих людей, от тех вопросов, которые стоят перед ними.
Б) Что мы проповедуем?
Казалось бы, ответ очевиден - мы проповедуем Благую Весть. Однако, при этом важно очень чётко выделять её центр - Евангелие. Это очень важно - мы проповедуем не Закон (как я/ты должен поступать, чтобы угодить Богу?), а Евангелие (проповедуем о том, что Бог через Иисуса явил человеку Своё безусловное принятие (так что речь идёт не о том, как мне угодить Богу, а о том, что я могу сделать для моего ближнего - вспоминаем курс этики Smile ))
В) Кто проповедует?
Пастор - этот тот, кого община уполномочила быть голосом Благой вести, причём не только в момент богослужения с кафедры, но и во всем многообразии ситуаций, в которых оказывается община и её члены. Это включает в проповедь в область душепопечения.
Любая проповедь всегда личностно окрашена проповедником - об этом надо помнить и этого не надо бояться. Наша вера - это не чья-то вера, но всегда наша личная (как наш личный ответ, звучащий в рамках христианской парадигмы). И эту личную веру проповедник свидетельствует перед общиной. Слово проповедника - это пережитое им Слово также, как Слово Иисуса является Его словом (и потому Словом Божьим!) постольку, поскольку оно им пережито. Это важно: даже если я просто процитирую самый очевидный и яркий текст Библии, то его смысл останется отвлечённым - этот смысл обретёт конкретику только при персональной передаче (когда он облечён в личностное восприятие проповедника и так представлен слушателю), когда я пережил его, а не просто рационально проработал.
Служение пастора - это служение общине. Далеко не всегда, озвучивая Слово, он должен будет говорить приятные для всех вещи - это значит, что будут моменты, когда одиночество и камни в лицо будут его уделом.
Предпосылкой призвания к служению слова является наличие соответствующего образования. Оно приводит к предметной осведомленности - если эта осведомленность оказывается вооружена способностью проповедовать, то возникает возможность проповедовать, порождающая долженствование ("Горе мне, если я не благовествую!"). Община акцептирует это внутреннее долженствование (если публично засвидетельствованы осведомленность, способность и внутреннее долженствование!) и превращает его в порученное служение.
Поскольку имеет смысл только личное свидетельство, то важной задачей проповедника является "найти самого себя": проповедуя, мы не становимся другими - мы остаёмся самим собой и переживаем Слово такими, какие мы есть. Поэтому следует быть самим собой - это открывает путь Духу Святому, ведь Слово Божье настолько сильно, что ему не нужны особые условия для того, чтобы прозвучать через нас - тише или громче, но оно звучит так и тогда, как и когда это угодно Богу…
Г) Кому мы проповедуем?
Проповедь порождается общиной, звучит в общине и формирует её. Если нет проповеди, то нет и общины, ибо община актуализируется в проповеди, как в акте коммуникации Евангелия. Однако, подобно тому, как камень, брошенный в воду, порождает круги на её поверхности, так и проповедь, произнесённая в общине, имеет отдалённый эффект в том социуме, из которого община мобилизована Словом Божьим. С другой стороны, члены общины, первичные адресаты проповеди, приходят из социума, принося из него свой опыт (являющийся фоном, на котором прозвучит слово) и вопросы, на которые они ищут ответ в том числе и в общине.
Д) Какова цель проповеди?
Проповедь должна быть экзистенциально ориентированной в пределах традиции, к которой принадлежит община. Основной вопрос: Исходя из свидетельства Слова (которое проповедник извлекает из текста используя теологический инструментарий), что я, как сын и наследник актуализируемого здесь и сейчас Царства Божьего, могу и должен сделать для моего ближнего, для общины? Любая проповедь должна быть мотивирующей и увязанной с контекстом, в котором находится община (или сам проповедник, как часть общины) - не надо разворачивать догматические схемы, надо ориентировать слушателей в рамках традиции, опираясь на собственный опыт ориентирования в ней (персональное свидетельство).
Е) Ориентиры проповеди:
Следует придерживаться той традиции интерпретации Вести, которая свойственна Реформации.
Ж) Практические аспекты:
Как осуществляется подготовка к проповеди? Основа проповеди - Библия. Мы извлекаем из поэтики Библии имплицитные идеи, отражаем их в догматических представлениях, а затем, в адекватном и доступном виде, облекаем их в поэтику проповеди (задача: произвести экспликацию идеи - проверить её на соответствие традиции - зашифровать в проповедь).
Проповеднику нужен текст Слова, но и тексту Слова нужен проповедник, чтобы стать "звучащим" Словом. Но, как тексту, так и проповеднику нужна свобода - проповеднику, чтобы пережить текст, а тексту чтобы быть пережитым и прозвучать через проповедника.
Однако, скучная проповедь - это прегрешение против общины и Бога, давшего общине Своё поручение: проповедь должна быть актуальной и интересной.
Актуальная проповедь должна быть ориентирована на экзистенциальную проблематику, а не на этическую или догматическую. И этика, и догматика хороши, но лишь как инструменты для того, чтобы Слово Божье приблизилось к человеку.
Чтобы быть интересной, проповедь должна быть творческой. Проповедь - это творческий акт, целью которого является обновление человека, чтобы он мог свободно использовать те возможности, которые открывает для него Бог.

Для этого можно использовать ряд принципов:
Никаких условий спасения в проповеди - лучше всего, если проповедь будет ориентирована на "веру, действующую любовью"
Помнить, что Библия - это не свод догм: это произведение искусства, которое может быть рассмотрено с разных точек зрения и открываться в новых и новых сочетаниях смыслов. Хорошо, если такой же будет и проповедь.
Что может служить на благо проповеди, то должно культивировать и использовать, что благу проповеди не служит - контролировать и ограничивать.
Проповедник должен понять себя, обрести себя и быть собой - тогда его проповедь будет плодотворным свидетельством. А понимание себя (обретение себя и бытие собой) невозможны без принятия себя - если проповедник отрицает себя, то в его провозвестии этот трагический разлом будет звучать режущим слух диссонансом.
Проповедь может не быть привязана к тексту Писания, но в любом случае она должна быть привязана к Писанию
Противоречивость Библии не порок, а достоинство - в ней открывается широкое смысловое поле, из которого можно произвести экспликацию гораздо большего объёма идей, нежели из набора непротиворечивых текстов. В принципе, эта экспликация, поставленная на службу общине, и является задачей проповедника.
Не бояться вызовов - более того, следует уловить вызов текста...
Помнить о том, что непонятная информация не будет принята
Целесообразно стремиться к интерактивному характеру проповеди - "говорящая голова" не способствует эффективности.

Это был очень интересный курс. Интересный и важный. Однако, он требует существенного практического приложение - надо учиться говорить.
avatar
Алексей Колосов

Сообщения : 88
Дата регистрации : 2014-09-19
Возраст : 42
Откуда : г.Тихвин

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения