Задание по гомилетике

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Задание по гомилетике

Сообщение автор Нелли в Сб Мар 26, 2016 9:34 am

На стр. 83 указывается, что важны 2 момента:
1. На практике «для каждого конкретного содержания, в каждом конкретном контексте необходимо найти свою конкретную и по возможности неповторимую форму» (стр. 84).
2.  «Проповедь должна сама стать движением, в которое слушатели
оказываются вовлечены
» (стр. 84), чтобы «создавать для слушателей пространство для свободной интерпретации проповеди» (стр. 84).
Поскольку модель «песня с рефреном» подразумевает «одинаково построенные небольшие фрагменты с, так сказать, «припевом» между ними» (стр. 87), что «подходит для короткой проповеди на очень маленький библейский текст, скажем, на лозунг» (стр. 87), то в качестве такого «припева» мною был выбраны слова из Евангелия от Иоанна гл. 13, стих 12.
Постаралась, естественно, учесть оба указанных момента.

Проповедь:
// После двух косых черт буду указывать комментарий по проповеди.

Дорогие братья и сестры!
Текст сегодняшней проповеди находится в Евангелии от Иоанна гл. 13, стих 12: «Знаете ли, что Я сделал вам?».
После такого текста возникает больше вопросов, чем ответов.
// Предполагаю, что аудитория после слышания такого вопроса задаётся большим числом различных вопросов, для ответов на которые необходим контекст.
Рефрен: Знаете ли, что Я сделал вам?

Давайте попробуем ответить на следующие вопросы: Кто, когда, кому и что сделал? Для этого прочитаем Евангелие от Иоанна гл. 13: стихи с 1 по 17 (чтение указанного отрывка).
// Думаю, что необходимо рассмотреть подробнее, Кто задаёт этот вопрос, когда и кому, тогда особенно ярко будет понятно, в чём именно смысл сделанного поступка.
Прочитав этот отрывок, мы можем ответить на некоторые вопросы, но давайте их рассмотрим более внимательно.
Рефрен: Знаете ли, что Я сделал вам?

// В качестве первого «куплета» предлагается рассмотреть подробнее, Кто совершил поступок.
Вопрос: «Кто?». Написано, что Сам Иисус Христос, сняв с Себя верхнюю одежду, препоясавшись, взял полотенце, влил воды в умывальник и омыл ноги учеников. Предлагаю пока остановиться на Личности Самого Иисуса. Кто Он? Во-первых, Иисус Христос как учитель являлся мастером «устного слова, добился «популярности», прежде всего, меткими высказываниями и яркими образами». Популярность Иисуса Христа среди простого народа была обусловлена Его выбором мотивов, связанных с жизнью простых людей, с их повседневными, вопросами и ситуациями.
//Думаю, что здесь можно вспомнить наставление Иисуса Христа о просьбе (Мф. 7:7-11).
Иисус Христос обращался как к целым народам или общественным группам, так и к отдельным личностям с проповедью. Эти беседы изменяли жизнь этих людей. Например, беседа с самарянкой. Многие слова проповедей Иисуса Христа разошлись на афоризмы, что только подтверждает актуальность и мудрость этих слов для любых времен и народов.
Во-вторых, истории об исцелениях Иисуса Христа имеются во всех Евангелиях, из историй об исцелениях видно, что Иисус исцелял как отдельных людей, так и большие группы, более того, не обязательно присутствие перед Иисусом Христом самого больного, также Иисус Христос исцелял как из-за веры самого больного, так и видя веру близких больному людей. Можно заметить, что Иисус Христос исцелял многих, независимо от национальной принадлежности. Среди болезней, которые исцелял Иисус Христос, выступают лихорадка, проказа, кровотечение, глухота, слепота, изгнание бесов и др. Здесь даже фарисеи признают, что Иисус много чудес творит.
В-третьих, впечатляют рассказы о воскрешениях. Заметим, что «воскрешение мертвых в этой связи тоже следует причислить к рассказам об исцелениях, так как, видимо, предполагается, что эти воскрешенные когда-нибудь позже умрут, как и все другие люди». Особенно впечатляет история о воскрешении Лазаря, описанная в Евангелии от Иоанна.
// Возможно чтение фрагмента Евангелия от Иоанна гл. 11:43-48.
Также Свою власть Иисус демонстрирует, изгоняя бесов.
// Возможно чтение фрагмента Евангелия от Марка, гл. 1:23-27.
Власть Иисуса Христа распространяется даже над силами природы.
// Возможно чтение фрагмента Евангелия от Марка гл. 4:35-41.
Таким образом, за время пребывания учеников вместе с Иисусом Христом, ученики своими собственными ушами слышали проповеди Иисуса, полные уверенности и силы, своими собственными глазами увидели исцеления и даже воскрешения, а также, что Иисусу повинуются силы бесовские и силы природы. И вдруг именно Иисус (вернемся к нашему основному тексту) снял с Себя верхнюю одежду, препоясался, взял полотенце, влил воды в умывальник и омыл ноги учеников.
// Думаю, что в проповеди-песни появился «главный герой».
Рефрен: Знаете ли, что Я сделал вам?

// Теперь пора рассмотреть подробнее, кому Иисус что-то сделал. Это будет второй куплет.
Теперь пора ответить на вопрос: «Кому?». Давайте присмотримся повнимательнее к ученикам Иисуса Христа. Избранные Иисусом Христом Двенадцать учеников были только мужчинами. Они следовали Его путям, не имея постоянного места жительства, а разделяя Его образ жизни вне общества. Это те ученики, которым Иисус «дал власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф. 10:1), но которые огорчали Иисуса Христа своим неверием, например, при хождении по воде Петр устрашился и упал в воду. Более того, ученики, насытившиеся вместе с 5 000 человек от 5 хлебов и 2 рыб, разбежались сразу же, как Иисуса взяли под стражу. Несмотря на это, внимательно просмотрев наш основной библейский текст, можно увидеть, что Иисус Христос омыл ноги всем своим ученикам, включая предателя Иуду, хотя, как написано в стихе 2, уже знал, что именно Иуда Искариот предаст Его. Иисус подошёл к Иуде Искариоту, никак не выказав того, что знает про планируемое предательство и омыл ему ноги. Подумайте, смогли бы Вы своему врагу, человеку, который Вам сделал плохое, подойти и спокойно помыть ноги?
// Последним вопросом, стараюсь вовлечь слушателей в размышления
Рефрен: Знаете ли, что Я сделал вам?

// Теперь можно узнать, когда произошло событие. Третий куплет песни.
Теперь вернемся к вопросу: «Когда?». В стихе 1 Ев. от Иоанна написано: «пред праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу». Обобщив все вышесказанное, можно сделать вывод, что Иисус, обладающий и продемонстрировавший Свою власть перед учениками, о которых Он знает, что «рассеются как овцы», снял с Себя верхнюю одежду, препоясался, взял полотенце, влил воды в умывальник и омыл им ноги, т.е. сделал для них то, что по обычаю делает слуга. Конечно, ученики были в шоке. Самый быстро реагирующий из учеников Петр говорит в 6 стихе: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?». Петр – живой пример крайностей человеческого характера: сначала он поклялся, что Господь никогда не будет умывать его ноги, затем он же предлагает омыть его с головы до ног. Иисус знает, что ученики поймут смысл происходящего после Его смерти, поэтому не тратит время на объяснение происходящего. Постараемся же и мы понять, что именно сделал Иисус Христос.
Рефрен: Знаете ли, что Я сделал вам?

// Наконец, теперь можно узнать, что именно произошло. Это четвёртый куплет песни.
Во-первых, конечно, понимая текст буквально, ответ очевиден: Иисус Христос омыл Своим ученикам ноги, сделал их чистыми. Вечер, подошёл к концу день, ученики ходили по пыльной земле, естественно, их ноги были грязными, кто-то должен был их вымыть… Иисус некоторое время ходил со Своими учениками, проповедывая и исцеляя, Его земной путь также движется к завершению. Все дальнейшие события (арест, суд и казнь) происходят тогда, когда завершилось общение между Иисусом и учениками. Поэтому евангелист Иоанн и описывает омовение ног учеников  как символ того, что и ходить вместе с Иисусом ученики больше не будут, всё, завершился земной путь Иисуса Христа вместе с учениками.
Во-вторых, вспомнив о том, какою властию обладал Иисус Христос, мы понимаем, что в Его положении для того, чтобы омыть ноги ученикам необходимо обладать колоссальным смирением. Такой урок смирения преподал Своим ученикам Иисус на собственном примере.
// Незадолго до событий вечери произошёл случай, описанный в Мк. 10:35-45.
Более того, Иисус знает, что это Его последние дни, вместо того, чтобы насладиться вниманием и заботой окружающих, Он занимается тем, что продолжает учить Своих учеников, заботится о них. Иисус преподал урок заботы о других людях, необходимости смирения и исполнения заповеди о любви к ближнему своему.
// Также Господь хотел дать понять Петру, что он должен отрешиться от узкого иудейского воззрения на Мессию и Его Царство: это действительно мешало Петру примириться с мыслию о необходимости для Христа крестной смерти (Мф. 16:22, 23).
Рефрен: Знаете ли, что Я сделал вам?

// Наконец, можно добавить актуальную для сегодняшних дней часть. Это пятый, заключительный куплет песни.
Сейчас завершается Пасхальная неделя, один из дней, четверг, часто называют Великим или Чистым. В православной практике считается, что в этот день необходимо убраться в квартире, доме и, главное, тщательно вымыться, чтобы, как считают, омыть свои грехи. Но мы, лютеране, должны помнить, что не вода из-под крана смывает нам наши грехи, а кровь Иисуса Христа, умершего за наши грехи. Конечно, привести в порядок кирху, дом молитвы или собственную квартиру или дом перед Пасхой – это хорошо, но нужно отгонять от себя мысли, что помоюсь в Чистый Четверг, и очистятся грехи мои. Нет! Только вера в кровь и смерть Иисуса Христа, Который страдал и умер за грехи каждого из нас, омывает нас. Еф. 5:25б-27.
Не вода в Чистый Четверг Страстной недели смывает наши грехи, а страдания и любовь Иисуса Христа к каждому из нас, неисправимому грешнику.
Рефрен: Знаете ли, что Я сделал вам?

Нелли

Сообщения : 48
Дата регистрации : 2013-09-13
Откуда : Владивосток

Посмотреть профиль http://luthvostok.com/

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения