История Церкви в Европе. Вопрос 1.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

История Церкви в Европе. Вопрос 1.

Сообщение автор Герман в Сб Фев 27, 2016 7:29 pm

Вопрос 1. Сравните богословие протестантской ортодоксии и пиетизма. Каковы сильные и слабые стороны каждого из этих учений? Выработалась ли альтернатива этим двум моделям в истории? Какая? Обоснуйте.

Ортодоксия – твёрдость в вере, основанная на понимании религиозной системы, которой придерживается верующий человек – явление, которое характеризует людей, ощущающих себя истинно верующими.
Теологией протестантизма является теоретическое обоснование принятых в протестантизме представлений о Боге и, в этой связи, модели поведения человека, по его отношению к Богу.
Протестантская ортодоксия – это систематизация и разъяснение (на основе текстов Библии) понятий веры и принципов исповедания религии. Для всех протестантских церквей, единой теологической доктрины не существует, но объединяющим началом служит признание ряда основных положений, истолкование и уточнение которых (применительно к конкретным условиям) составляет содержание разнообразных теологических концепций.
Протестантская ортодоксия была разработана основоположниками учения - М. Лютером, Кальвином и др.
Лютер противопоставил умозрительной философии и теологии, направленной на познание сущности Бога и его атрибутов, теологию откровения Бога, предметом которой является спасение грешника.
Реформаторы, во имя учения о божественном откровении, отказывались от рациональных доказательств бытия Бога.
В своем учении о двойственности человеческого бытия М. Лютер, Ж. Кальвин и другие реформаторы развили важную в христианской философии и теологии тему греха, как отчуждения человека от Бога и раскрывали личностные и социальные аспекты этого отчуждения. В Послании апостола Павла Римлянам (Рим. 7:14-25), показано осознание человеком того, что он делает не то доброе, что хочет делать, но злое, которого не хочет.
М. Лютер подчеркивал, что жизнь христианина являет собой раздвоение на внутреннего и внешнего человека, духовного и плотского. В отличие от средневековой доктрины о повреждении грехом природы человека, М. Лютер учил, что грех полностью извращает природу человека.
Вместе с тем, в учении реформаторов о человеке, как непостижимо оправданном грешнике, остро выражен интерес к его индивидуальности и, в связи с этим, к обоснованию ценности. Настаивая на оправдании одной только верой в Иисуса Христа, подчеркивая личное преобразование человека, его «рождение свыше», покаяние, обращение, освящение, реформаторы заменили внешние чудеса чудом преобразования личности. Отсюда проистекало существенное усиление внимания в их теологии к религиозному опыту.
Лютер проводил различие «царства Божия» и «царства мирского»: в первом осуществлено оправдание и спасение человека, второе возникает вследствие греха, но направлено против греха, на обеспечение правопорядка. Евангелие (благодать, вера) и закон (мир, разум) лежат (по мнению М. Лютера) как бы в разных плоскостях. Одному царству верующий принадлежит как христианин, другому — как человек. До второго пришествия Христа, царство Божие имеет только внутренний образ, а Иисус — власть только в сердцах людей. Поэтому различается внутреннее настроение верующего и внешнее поведение. Христианин представляется М. Лютером одновременно и свободным в вере господином всех вещей, и рабом, подчиненным законам мира (Божьих) тварей. В трактате «О рабстве воли», М. Лютер отрицает у падшего человека стремление к добру. Только по благодати, в вере обретает человек внутреннюю свободу и надеется получить в окончательном явлении Бога и, в «свете славы», разрешение всех вопросов, неразрешимых в свете природного разума.
В центре кальвинистской теологии находится учение о Боге как абсолютной суверенной воле, источнике любых норм и установлений. Человек, согласно учения Ж. Кальвина, предназначен быть «сосудом воли Божией», но, в результате первородного греха, утрачивает образ Божий и способность быть «зеркалом Божественной славы». Предопределение к спасению или к гибели считается непостижимым для живых людей, скрытым от них решением Божиим. Человек должен безусловно подчиниться воле Бога. Эта самоотдача себя Богу производит в истинно верующем (значит, избранном человеке) чудо - он становится абсолютно уверен в том, что предопределен к вечной жизни и его ничто не может похитить из рук Божиих. Человек должен поступать так, чтобы быть достойным вечного блаженства, если он к нему предопределен. Мир рассматривается как средство реализации замыслов Бога и подлежит преобразованию в соответствии с ними. Интенсивная профессиональная деятельность понимается как религиозная обязанность, а леность приравнивается к греху.
Среди сподвижников Мартина Лютера выделялся Филипп Меланхтон, который изложил протестантскую догматику в сочинении «Общие принципы теологии» (1521). Вслед за ним - Филиппом Меланхтоном, протестантские богословы XVII в. занимались систематической разработкой теологии, используя аристотелевскую философию. Это привело к формированию протестантской схоластики. Против нее выступил пиетизм (от лат. pietas — благочестие), призывавший к пробуждению и обновлению религиозного чувства. (уже к началу XVIII века, теология протестантизма испытала мощное воздействие этого движения). Пиетизм - следствие неуверенной позиции предшествовавшего схоластического теоретизирования перед деизмом, который ставил разум выше Откровения и рационалистически толковал религию. Пиетисты избегали отвлеченных рассуждений, делая упор на важности практической христианской жизни для оправдания и спасения. Таким образом, пиетизм был ответом на догматизм богословов и рационализм философов - пиетизм противопоставил им живую веру, лежащую в основе христианства. Пиетисты обращали внимание на то, что лютеранское учение провозглашает священство всех верующих и призывали обращать меньше внимания на различия между духовенством и мирянами, а больше на их общую ответственность, как последователей учения Христа (то есть, служение и учёба должны занимать в жизни мирян больше места: для достижения этой цели, создавались небольшие группы - кружки, иногда называемые «школами благочестия»). В отношении духовенства предъявлялись требования проверки качеств кандидатов на вакансии, как «истинных христиан», как людей, обладающих глубокой личной верой. По мнению руководителей движения пиетизма, проповедники не должны были вести себя как «истина в последней инстанции», демонстрируя имеющиеся у них знания, но должны были побуждать свою паству следовать Слову Божьему, а учение, которое они несли, не должно было подменять личную веру: отказавшись от проявления академизма, духовенство должно было вести верующих к познанию истинного учения.
Различные группы (ортодоксы и пиетисты), которые имелись в лютеранском учении XVII – XVIII вв. (и не отходили от него), богословские диспуты и т.п. предполагали дальнейшее развитие реформации – постижение глубины христианского учения.
Известно, что в мире нет ничего идеального: и та, и другая группа лютеран имевшая свои корпоративные взгляды на те или иные богословские вопросы, в чём-то была несовершенна, а где-то преуспевала в развитии учения. Например, пиетисты, не отходившие от лютеранского учения, в некоторых случаях, были ближе к учению Кальвина, нежели Лютера – это касается различий в оценке оправдания верой и жизнь верующего. По утверждению Лютера, первостепенное значение имеет не жизнь верующего, а Божья благодать, обо оправдание даёт именно благодать, а не личная святость. Реформаты (например, Кальвин), соглашаясь с Лютером по вопросу оправдания верой, настаивали на том, что Бог не только оправдывает, но и освящает – Бог даёт верующим силу жить в святости. И в этом вопросе, пиетисты были ближе к точке зрения реформатов, чем к точке зрения Лютера. Поэтому, многие ортодоксальные лютеранские богословы заявляли, что, по сути своей, пиетисты – суть кальвинисты.
Несмотря на то, что движение пиетистов, с точки зрения ортодоксов, страдало излишней эмоциональностью и субъективизме, к нему присоединились многочисленные последователи, объединившиеся в «школы благочестия». Пиетизм оставил свой вклад на лютеранской традиции (особенно весомым стал вклад в создание христианских миссий).
В XX в., получила развитие идеология протестантского фундаментализма, которая своей апелляцией к непосредственной жизни и доступностью для массового сознания, потеснила собственно теологические концепции (при этом, придав богословию динамику и заставив его вырабатывать новые объяснения процессов, происходящих в общественном и индивидуальном бытии). Итогом можно считать возникновение в протестантизме радикальной теологии. Она (в значительной мере) восприняла этический пафос "безрелигиозного христианства" Дитриха Бонхеффера и Хельмута Тилике. Радикализм же проявился, прежде всего, в отказе от традиционной протестантской парадигмы рассуждений о Боге.
Результатом приложения секулярного подхода к теологии стал ее выход на социально-политическую проблематику современности: политическая теология протестантизма тематически пересекается с доктринами других христианских конфессий, рассматривающими религию как активное действие, направленное на обновление всего порядка бытия в духе любви, свободы и справедливости.

Герман

Сообщения : 44
Дата регистрации : 2014-09-11

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения