История церкви в Европе

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

История церкви в Европе

Сообщение автор Саша в Пн Янв 04, 2016 10:06 am

1. Сравните богословие протестантской ортодоксии и пиетизма. Каковы сильные и слабые стороны каждого из этих течений? Выработалась ли альтернатива этим двум моделям в истории? Какая? Обоснуйте!

В течение последних десятилетий XVI в. и следующего столетия, в большей части лютеранского мира, преобладало богословское движение, называемое ортодоксией. В своих лучших проявлениях, это движение значительно способствовало большей четкости христианской мысли и выражало истину Писания. Теологи стремились точно сформулировать ортодоксальные истины и энергично боролись с противоположными взглядами. В этом процессе использовалась философия Аристотеля. Этим также объясняется во многом статичный и абстрактный характер этого богословия. Ортодоксия была, фактически, новой схоластикой, протестантской версией того, что так неистово отвергал Лютер в римском католицизме. Церковь воспринималась как учебное заведение, в котором обучают правоверию
В этом процессе использовалась философия Аристотеля, что способствовало точности. Этим также объясняется во многом статичный и абстрактный характер этого богословия. Ортодоксия была, фактически, новой схоластикой, протестантской версией того, что так неистово отвергал Лютер в римском католицизме. Церковь воспринималась как учебное заведение, в котором обучают правоверию. Теологи стремились точно сформулировать ортодоксальные истины и энергично боролись с противоположными взглядами.

По мере того, как ортодоксальность приобретала все больше влияние в основном течении протестантизма, её недостатки становились все более очевидными. В богословии и проповеди преобладала грубая полемика и отсутствовала любовь. Сухой формализм и интеллектуализм, лишали богослужения смысла. Роль мирян была пассивной. Догматика ортодоксии не всегда была понятна прихожанам.  Воздействие этих крайностей на проповедь было омертвляющим. Проповедники читали длинные, ученые богословские лекции, далекие от жизни и даже от понимания своих слушателей. Пасторы считали себя прежде всего богословами и хранителями истины, а не пастырями душ, а также единственными, кому дана власть распространять Евангелие. Мирян рассматривали больше, как потребителей доктринально чистого богословия и правильно преподанных таинств, чем как участников в служении Церкви. В подготовке кандидатов на пастырское служение мало делалось для того, чтобы взрастить теплую веру и исполненную любви нравственную жизнь. На основание всего этого, начало расти убеждения, что многие люди в церквях- как духовенство, так и миряне- не являются истинными христианами.
В концу 17в.схоластическая протестантская ортодоксия была вытеснена пиетизмом, создавшим совершенно иной духовный климат. Правая вера представлялась теперь менее важной, чем правое чувство. Религии сердца отдавалось предпочтение перед религией разума, а главной заботой стало культивирование личного благочестия.
Пиетизм-от лат.pietas(благочестие)- направление в немецком протестантизме, противопоставил себе ортодоксальному богословию и церковной жизни как возрождение первоначальных идей Реформации и Лютера. Оно изначально, зародилось внутри лютеранства. В нем особое значение уделяется: личному благочестию, переживанием верующего, ощущение живого общения с Богом и ощущения постоянного нахождения под строгим «Божьим оком» Пиетисты придавали большее значение внутреннему благочестию, деятельной любви, нравственному усовершенствованию и искреннему раскаянию, чем неуклонному соблюдению церковных правил и предписаний. Обновление и возрождение считались ими признаком спасительной веры, духовное служение Богу всех верующих, противопоставлялось как нечто высшее, власти пасторов. Для возбуждения и насаждения благочестия они советовали устраивать поучительные сходки по домам  collegia pietatis). Пиетисты, особенно на ранних стадиях движения, уделяли особое внимание реформе Церкви, первоначально Лютеранской Церкви Германии, хотя некоторые откололись от внешней, официальной Церкви. Это не было целью основателей пиетизма. Они хотели пробудить и изменить Церковь изнутри. Пропагандируя молитвенное использование Библии, индивидуально и в группах, они пытались привести "мертвых" и неактивных членов церкви к более трепетной и ревностной личной вере, жизни в послушании и к ответственному участию в служении Церкви. Хотя пиетистские богословы снова и снова уверяли в своей непоколебимой преданности ортодоксальному и конфессиональному лютеранскому богословию, их проблемы неизбежным образом привели к изменению акцента в их деятельности с объективного на субъективный. Они делали это осознанно, с убеждением, что необходимо противодействовать несоответствию, вызванному ортодоксией. Вместо того, чтобы делать акцент на Слово и его традиционном толковании, они выделяли внутреннее свидетельство Духа и личное толкование просвещенного сердца. Вместо того, чтобы подчеркивать более широкое сообщество Церкви, они выделяли малые группы и личное переживание. Вместо того, чтобы подчеркивать оправдание, они выделяли освящение - рождение свыше и новую жизнь.
     Позитивные качества пиетизма:
1. Изучение Св. Писания
2. Упор на «священство всех»
3. Внутренняя концентрация на своих отношениях с Богом
4. Огромное значение добрых дел
5. Активная миссионерская деятельность
    Негативные качества пиетизма:
1. Момент обращения – есть шаг самого грешника
2. Превозношение внутренних чувств и переживаний
3. Пренебрежение таинствами и пасторатом
4. Сепаратизм, элитарность, (чрезмерную озабоченность личным спасением и пренебрежение делами общества)
5. Синергизм- примирения двух несовместимых истин: абсолютное владычество Божье и моральную ответственность человека.
6. Перфекционизм – в вера возможность достичь относительно совершенства;
Позднее пиетизм вдался в религиозный фанатизм требовал обращения к нему, отличался высокомерием, с пренебрежением относился к «невозродившимся». Прогулки, веселое общество, театр, игра в карты и т. п. почитались греховными. Вся жизнь христианина должна была проходить в покаянии. Обращение к Богу приняло слащаво-мистический характер, благочестие сделалось шаблонным; вечные стоны о безбожии людей шли рука об руку с пренебрежением к научным познаниям. Когда пиетизм проник ко дворам, он стал угрожать свободе мысли и преподавания.
 И так, мы видим, что пиетизм возник, как протест и возврат к истокам Реформации, (очищения церкви изнутри), движение пробуждения внутри Лютеранской Церкви.  

Альтернативой этим двум моделям в истории, стало либеральное богословие, возникшее в ХIX- начале ХХ вв., стремясь в момент зарождения изменить христианство, сделав его более современным, соответствующим уровню науки и способным стать инструментом для решения земных моральных и политических вопросов.

Саша

Сообщения : 20
Дата регистрации : 2013-10-22

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения