Дистанционная программа. Новосаратовка
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Этика Мартина Лютера. А. Арсеньева

Перейти вниз

Этика Мартина Лютера. А. Арсеньева Empty Этика Мартина Лютера. А. Арсеньева

Сообщение автор Anastasia Сб Дек 26, 2015 11:36 am

Порою приходится сталкиваться с  обвинениями М. Лютера в деформации этических и нравственных норм, отрицании этики как таковой.  Насколько это объективно и  оправдано?
Может показаться,  что утверждая принцип «только верой» - исходя из коего внешние дела и жизнь человека не значимы для оправдания – М. Лютер разрушил фундамент этических принципов,  открыл простор для торжества «дешевой благодати», с ее игнорированием милосердия и любви.
Но так ли это?

Внимательно читая произведения Мартина Лютера, приходишь к решительно иному выводу.  Он не только отмечает первостепенную важность социально этических принципов, он возвращает христианству изначальное представление о любви к ближним и деятельной помощи им – как  центральной области жизни христианина.  «Человек живет не только для себя одного и не только для своего смертного тела, он живет также для всех людей на земле; скорее даже, он живет только для других, а не для себя. Он подчиняет [смиряет] свою плоть с тем, чтобы иметь возможность более искренне и свободно служить другим» ("Свобода христианина")
Любовь является непременным следствием искренней веры, дела любви – неизбежно следуют за верой, как «жар и свет солнца» за самим солнцем. Как пишет М. Лютер: "вера без любви не истинна".
Исходя из этого глубокого убеждения Реформатора, утверждающегося вновь и вновь с горячностью и силой – следует вывод об отношении к социальной этике. Этике, рассматриваемой через призму  Евангелия.

Если до М. Лютера утверждалось, что добрые дела следует творить для спасения собственной души, а благотворительность становилась резервуаром подобного «самоспасения»  – М. Лютер отстаивал бескорыстное  служение страдающим, обездоленным, нищим ближним ради них самих.
Исходя из подобных представлений,  возникал простой вывод: целесообразно не поощрять нищенство, а помочь найти работу попрошайкам, не закреплять жалкое положение маргиналов, а избавлять от подобного положения.  
Сложная система постов, паломничеств, обрядов  ит.д. -  должна было уступить место личной вере и служению ближним, усилия, направленные на самоспасение – усилиям во имя милосердия и помощи людям.
«Нет нужды спрашивать о том, какие внешние дела можно совершать. Посмотрите на своего ближнего. Так вы найдете достаточно дел и тысячу различных служений милосердия. Не поддавайтесь заблуждению, будто небес можно достичь, исключительно молясь и посещая церковь, жертвуя на различные учреждения и памятники, если при этом вы проходите мимо своего ближнего, который нуждается в помощи. Если вы пройдете мимо него в этой жизни, он встанет на вашем пути в жизни будущей и станет для вас преградой во врата небес, как случилось с богачом, оставившим Лазаря лежащим у его ворот»  (Проповедь, прочитанная М. Лютером в канун Рождества)

Немаловажно отметить следующее важное преобразование социально-этической концепции, совершенное М. Лютером.   Каждый человек сотворен Богом для служение ближним не абстрактного, а в своем призвании.  Честный труд во  благо людям – угоден Богу и ожидается им, в этом смысле служение монаха «во самоспасение» ставится М. Лютером куда ниже усилий простой служанки, доящей коров и приносящей пользу ближним.  Между служением пастора и простолюдина нет различия в глазах Божьих, поскольку каждый исполняет то, к чему призван Богом. Таким образом, «призвание» к духовной жизни - прежде высоко ставившееся богословами и обществом – должно уступить место «профессиональному призванию»  и почтению к любому честному труду (как бы он ни был низок в глазах мира)
Не стоит думать, что М.Лютер приветствовал трансформацию общества посредством социальной революции (известно, что это не так) Однако, при сохранении структуры общества, он радикальным образом изменял само отношение к значимости человека: «кто более верит и любит, тот и совершенный человек», невзирая на иерархический статус, пол, материальное положение.  Кастовая система феодального общества не отменялась извне, но как бы постепенно преображалась посредством духовного переосмысления.
(Характерное, в данном плане, высказывание: "Верующие не должны господствовать друг над другом. Князь занимает более высокое положение, чем крестьянин. Проповедник более образован, чем обычный работник. Но - в сердцах христиан должно быть единодушное презрение к социальным статусам. Христиане должны быть равнодушны к внешним различиям" М. Лютер)

Исходя из вышесказанного, очевидно, что и служение на должностях, связанных с властью и управлением является достойным и христианским лишь постольку, поскольку оно приносит пользу людям. Человек, наделенный властью - призван как никто другой служить людям, а не себе самому.
«…они считают, что если родились или избраны правителями, то имеют право заставить служить себе и управлять при помощи силы. Однако тот, кто хочет быть христианским князем, воистину должен отказаться от мысли, что ему надлежит управлять и действовать лишь силой. И да будет проклято все, живущее на пользу и благо самому себе, да будут прокляты все дела, источник которых не любовь! К делам же любви причисляются лишь те, которые совершаются от всего сердца и не для собственного успеха, пользы, почета, удобства и святости, а для пользы, почитания и святости других» ("Светская власть")

Господь, по М. Лютеру, устанавливает два Царства: для проповеди Евангелия – Церковь, и Государство – для сдерживания злых и светского правления. Церковь не имеет никакого права лишать людей свободы верить или не верить так, как избирает их сердце. Церкви не пристало принуждать и убивать. Однако Государство: иное Царство. Служение ближним в любви - по Лютеру -  далеко от сентиментальной слащавости: и порою, для защиты слабых и отстаивания справедливости необходим и меч.
Вкратце, первоочередная задача светской власти: обуздание злых и нечестивых, справедливые законы, поддержание порядка и охрана граждан. Однако, никак не их тирания, господство над ними и обирание.

Затрагивая вопрос судопроизводства, М. Лютер склонен подчеркивать первостепенную значимость вновь той же высшей добродетели – любви. «Как хороши и справедливы ни были бы законы, все они имеют один недостаток: их нельзя распространить на все без исключения случаи». Подобное отношение явно исходит из уникальности особых ситуаций, человеческой неповторимости и призвано смягчать бездушный формализм государственных законов. Необходимо избегать ханжества во имя милосердия. «Я хочу все сжато обобщить и все законы и строгие предписания, которые созданы при этом, связать воедино следующим образом: нельзя здесь найти более ясного закона, чем закон любви». (см. источник выше)

Однако, стоит отметить, М. Лютер достаточно реально оценивает положение дел в мире и не ожидает, что на его призывы власть имущим – те откликнутся охотно («лишь немногих князей не считают дураками или разбойниками»)

Хотелось бы кратко упомянуть об изменении отношения к сексуальной жизни, которое характерно для концепции М. Лютера. Он далек от прославления аскетического идеала. Неоднократно (к примеру, в своих «Лекциях на Книгу Бытие») Реформатор подчеркивает, что негативное отношение к интимной стороне супружеской жизни берет начало лишь после грехопадения. Брак,включая и прекрасные аспекты и душевной, и (!)  телесной близости... создан на радость людям Самим Господом. М.Лютер принадлежит смелая мысль, что до грехопадения в сексуальном акте супругов усмотрели бы не больше порочности, нежели чем в совместной их трапезе. Как известно, он неоднократно обличал институт монашества за навязывание неестественного и не соответствующего заповедям воздержания от брачной жизни (включающей в себя и чувственные радости)
Более того, М. Лютер не находит, что подлинно духовная жизнь требует лишения «мирских» радостей. «Ищи же хорошей компании, играй в карты или во что-либо другое, что доставляет тебе удовольствие. И делай это с чистой совестью. Депрессии приходят не от Бога, а от дьявола». Бог «любит радость. Ведь Он пришел для того, чтобы ободрить нас, а не опечалить».  
В этом смысле, Лютер не находит дурного в танцах, песнях, невинных праздниках. Он приветствует искусство, в полемике с «фанатиками». В целом, достижение высоких этических идеалов связывается им не с бегством от мира.
Грех – не в брачной близости и игре в карты, а в кардинальном разрушении отношений человека и Бога, добродетель: не мрачное лишение себя радости жизни, а забвение себя самого в любви к Богу и ближним.

Кратко охарактеризуем и грандиозный вклад Реформатора в развитие бесплатного образования. Он уделял большое внимание общеобязательной системе образования, школам, предназначенным не только для мальчиков, но и девочек, не только для детей из состоятельных семейств, но и выходцев из низших сословий. Именно идеи М. Лютера легли в основу  грядущего типа классической гимназии, получившего развитие благодаря его последователям Меланхтону и Штурму.  Важнейшая значимость придавалась гуманитарным дисциплинам, в первую очередь, Слову Божьему, однако также и литературе, истории, иностранным языкам, музыке и искусству, в целом.
С чем связано подобное внимание и почтение к педагогике? Образование рассматривалось М. Лютером как оружие в «войне с самим дьяволом», поэтому на родителей налагалась строгая обязанность «непременно посылать детей в школу», а на органы власти: заботиться о развитии системы образования.
Как пишет М. Лютер: «Наилучшее и наибольшее благоденствие, безопасность и сила города состоит скорее в том, чтобы иметь много способных, наученных, мудрых, благородных и хорошо образованных граждан», а отнюдь не в вооружении и «могуществе стен и великолепии зданий»»
Таким образом, достойное образование и воспитание детей и молодежи становилось одной из важнейших социально-этических задач общества.

Хотелось бы подвести некоторый итог вышесказанному. Безусловно, М. Лютер утверждает тезис "оправдание только верой". Этика не имеет отношение к вопросу спасения. Однако: подлинная вера проявляется в любви. Именно она, а не  формальные предписания и интеллектуальные конструкты создают "этичное поведение".
"Но что же такое Божье Слово? Это слово о том, что нам должно любить друг друга, как Христос возлюбил нас, и что нам должно веровать в Него.  Если в человеке действительно живет Слово, оно должно рваться из его сердца, движимое чистой любовью. Слова и заповеди человеческие могут жить в человеке, даже если он не любит; он может получить повеление от своего господина и исполнить его. Но единственное, что исполнит заповеди Божьи и Слово — это любовь".

Читая Реформатора, можно лишь поразиться тому, как много актуального и верного мог бы найти в его трудах современный политический либо общественный деятель. Недостатки власти и ожидания к ней, акцент на социальной защищенности граждан, разумные советы в социальной сфере:  все это пребывает актуальным и по прошествии половины тысячелетия. Крайне значимы его пожелания по первостепенной важности адекватного  развития благотворительности, социальной защиты, укрепления бесплатной системы образования и здравоохранения.

Anastasia

Сообщения : 71
Дата регистрации : 2014-10-05
Возраст : 47

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения