Догматика 4-я часть 3-й семестр
Страница 1 из 1
Догматика 4-я часть 3-й семестр
Четвертая, завершающая курс догматики, часть материала рассматривает отношения разума и веры. Рассматривается схоластика. Схоластика логически проверяла легитимацию («авторитет») мыслей веры, рожденных из Библии, из решений соборов и письменных источников Древней церкви и размышляла о соотношении между человеческим разумом (ratio) и познанием божествен¬ной истины. А в соответствии с книгой А.В.Тихомирова “Догматика без догматизма”: “…Бог находится во всех смыслах за пределами этого мира и за пределами нашего понимания…”. Таким образом, схоластика изначально имеет неправильную постановку задачи и метод ее решения. В то же самое время в ней содержатся элементы истины.
Новым для меня была мысль, высказанная франицисканцем Дунсом Скотом, который, не соглашаясь с Фомой, считал, что не разум управляет волей, а наоборот воля разумом, и не только в человеке, но и в Боге! Его абсолютная воля, Его свобода, potentia absoluta, по мнению Дунса Скота не состоит в противоречии с фактическими шагами Бога в выполнении своего замысла спасения или с предопределением. Также новым и интересным показались конфликты между науками:
1-й основной конфликт: мифическая и философская речь о Боге.
2-й основной конфликт: Бог философов и Бог теологов.
Автор пособия заинтересовывает рассказом о его опыте в психотерапии. Он упоминает встречавшиеся в его практике случаи пациентов мистического типа, а также классифицирует их. Далее рассматриваются исихасты (монахи-аскеты, а также эремиты - анахореты, отшельники), которые также могут быть отнесены к мистическим личностям. Интересно, что автор отмечает факт «экклезиогенных неврозов», характерных для тех пациентов, которые получили в детстве строгое католическое или пуританское воспитание. Возникает интерес в углублении знаний по психологии для более подробного изучения вопроса.
В целом, учитывая высокую степень сложности догматики, курс задает направление для дальнейшего углубления знаний, т.к. чтобы выйти на достаточный уровень, необходимо провести годы в изучении соответствующей литературы. Помимо теологической литературы, необходимо исследовать и, оказавшую на нее влияние, философскую.
Новым для меня была мысль, высказанная франицисканцем Дунсом Скотом, который, не соглашаясь с Фомой, считал, что не разум управляет волей, а наоборот воля разумом, и не только в человеке, но и в Боге! Его абсолютная воля, Его свобода, potentia absoluta, по мнению Дунса Скота не состоит в противоречии с фактическими шагами Бога в выполнении своего замысла спасения или с предопределением. Также новым и интересным показались конфликты между науками:
1-й основной конфликт: мифическая и философская речь о Боге.
2-й основной конфликт: Бог философов и Бог теологов.
Автор пособия заинтересовывает рассказом о его опыте в психотерапии. Он упоминает встречавшиеся в его практике случаи пациентов мистического типа, а также классифицирует их. Далее рассматриваются исихасты (монахи-аскеты, а также эремиты - анахореты, отшельники), которые также могут быть отнесены к мистическим личностям. Интересно, что автор отмечает факт «экклезиогенных неврозов», характерных для тех пациентов, которые получили в детстве строгое католическое или пуританское воспитание. Возникает интерес в углублении знаний по психологии для более подробного изучения вопроса.
В целом, учитывая высокую степень сложности догматики, курс задает направление для дальнейшего углубления знаний, т.к. чтобы выйти на достаточный уровень, необходимо провести годы в изучении соответствующей литературы. Помимо теологической литературы, необходимо исследовать и, оказавшую на нее влияние, философскую.
Похожие темы
» Догматика 2-я часть 3-й семестр
» Догматика 3-я часть 3-й семестр
» Догматика 1-я часть, 3-й семестр
» Догматика. 3 семестр. Кошик А.В.
» Догматика 3 семестр.Первый вопрос.
» Догматика 3-я часть 3-й семестр
» Догматика 1-я часть, 3-й семестр
» Догматика. 3 семестр. Кошик А.В.
» Догматика 3 семестр.Первый вопрос.
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|