Дистанционная программа. Новосаратовка
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Лютеранские традиции

Перейти вниз

Лютеранские традиции  Empty Лютеранские традиции

Сообщение автор Алексей Хабаров Чт Май 28, 2015 12:40 am

Лютеранские традиции

1. Весьма удачным определением веры явилось для меня выражение: «каждодневное возвращение к крещению и, собственно, кресту» и образ жизни, как «движение ко кресту», «постоянный живой процесс, новые порывы и прорывы».
2. На счёт Иакова не совсем согласен, поскольку он как раз таки показывает разницу между мёртвой верой, т.е. верой, являющейся признанием существования Бога и Христа, и деятельной, живой верой, наполненной стремлением быть с Богом, стремлением искать Его славы, а не своей, любовь до сораспятия со Христом, и т.д., т.е. именно процесс.
3. «Нужно поменять сердце человека, а этого не может достичь проповедь о том, что нужно делать нам, а только проповедь о том, что сделал для нас Бог» - очень хорошие слова.
4. Интересный момент, касающийся сатаны, использующего Писание в корыстных целях и злоупотреблявшего им… но о какой власти идёт речь, над кем, чем, когда именно это происходило и т.д.? Или это просто образ, игра слов? Впрочем, соглашусь, совершенно очевидно, что цитирование (чего и кого угодно, лишь бы авторитет) в корыстных, злых целях подчас может привести и к хуле, и к беде, и к войне… Но тем не менее, при всём нашем стремлении сделать теологию смиренной наукой (как писал Карл Барт), без ссылок нам не обойтись, «ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» [1 Кор. 11:19] (о чём, действительно, часто забывали!).
5. Сомнительным показалось утверждение на счёт античных представлений библейских авторов. Понятно (как я это понимаю), что речь идёт о датировках дошедших до нас письменных источников, но не стоит отвергать существование некогда бывших первоисточников. Я бы не назвал представления библейских авторов античными! Они принадлежали в первую очередь к иудейской среде, берущей своё начало за долгое время до античности.
6. Интересно было узнать о «Лозунгах» с важным замечанием о том, что книга «Слово Божье на каждый день», что естественно, не даёт понимание библейских стихов в их контексте. В православии же есть очень, на мой взгляд, хорошая в целом книжка «Православные мысли на каждый день».
7. Очень понравилась мысль о том, «чтобы Писание способствовало (а не мешало) нам увидеть Христа.
И «высказывания Лютера о том, что не каждая часть Писания имеет для нас одинаковую ценность. Он советовал, чтобы при чтении Библии мы спрашивали себя: «обращается ли этот текст ко мне, говорит ли оно обо мне?» Если на этот вопрос мы отвечаем «да», тогда нам нужно уделить особенное внимание таким местам. А если нет, тогда можно просто оставить этот отрывок текста в покое, мы не обязаны автоматически применять слова Писания к нашей жизни, особенно если их применение означало бы умаление Христа. Ведь как мы неоднократно говорили, для лютеранской духовности самое главное — чтобы мы видели Христа и великолепную милость, которую Отец явил нам через Сына».
Здесь Лютер выступает, на мой взгляд, как очень толковый психолог.
8. Я бы все-таки не стал рекомендовать к чтению «Откровенные рассказы странника» в качестве руководства к молитве, поскольку книжка довольно-таки «прелестная» и мантрическая, при наличии огромного пласта действительно глубокой христианской литературы в этом плане. Например труды Игнатия Брянчанинова, Феована Затворника, Иоанна Лествичника…
Кстати, очень соответствующее евангелическому пониманию писание нашел у Симеона Нового Богослова http://www.odinblago.ru/simeon_t1/18
«Святые оплакивали свои добродетели как грехи»…
9. Очень важное замечание о том, что «лютеранской традиции всегда было очевидным, что музыкальное искусство может является источником духовного вдохновения, укрепления и утешения, о визуальных образах так обычно не говорят. Хотя, в отличие от многих других протестантов, лютеране не отвергали образов, они, тем не менее, чаще склонялись к тому, чтобы говорить и слушать, чем к тому, чтобы рисовать, ваять, или смотреть». Это многое объясняет даже с чисто психологической стороны.
На тему использования органа в западной традиции я встретил в одной книге по истории христианства интересное замечание протоиерея Сергия Булгакова. По его мнению, орган несколько «обмирщает» богослужение, заменяя звук и слово человеческого голоса «бессловесными и неразумными звуками, хотя бы и музыкально красивыми», что ведёт к замене молитвенного, «духовного возношения эстетической эмоциональностью», которая, безусловно, тоже важна.
10. Понравилось осмысление возможности использования икон, распятия, чёток при молитве, а также поста.
11. Любопытно, что я сам использую примерно ту же последовательность положения тела при молитве, которая описана в пособии. Причём при разных молитвах помогает своё определенное положение тела. Это действительно играет определённую роль.
12. Очень интересны рассуждения Пауля Тиллиха относительности парадокса «невозможности истинной молитвы».
13. Полностью поддерживаю вопрос диаконии.
14. Когда я слышу о том, что истинная церковь там, где проповедуется Евангелие и верно совершаются таинства, у меня встаёт вопрос, например, о лютеранской церкви времён нацистской Германии, поскольку «Немецкие христиане» (которые часто сами себя называли «штурмовиками Иисуса Христа») явно ушли от истины…
15. Крайне важное замечание о том, что «не нужно искусственно «придумывать» харизматические дары, если они не даны свыше».
16. Очень хорошо раскрыт двойственный смысл слова богослужение, как «Бог служит нам, и мы служим Богу».
17. При чтении слов Бруннера о том, «что каждое  богослужение – это кризис», мне вспомнились слова о. Павла Флоренского, что он благодарен Богу за то, что для него каждая исповедь, подобна переживанию катастрофы. Я соглашусь, да, это катастрофа с последующим восстановлением и обновлением. Вспоминаются также слова, часто цитируемые профессором А. И. Осиповым: "Бог есть врач, а не палач".
18. Понравилась мысль о том, что «есть религии, в которых не происходит поклонение богам, но нет религий, в которых человек не был бы охвачен чувством встречи с чем-то святым».
19. Интересными показались рассуждения о «святом или нуминозном», хотя, если следовать первоначальной иудейской традиции под святостью Бога понималось его отделённость, инаковость, противоположность другим богам, а народ божий должен был являть свою противоположность миру (прежде всего, что касается зла).
20. Замечательно рассказано о богослужении!
21. Стихотворение Осипа Мандельштама «Бах» носит ярко отрицательный характер по отношению к лютеранской церкви и атмосфере, царящей в ней. Впрочем, приведение подобных строк указывает на смирение авторов пособия.
22. Мне как рок-музыканту, поэту и композитору импонирует, что «на современных богослужениях (особенно в западных церквях) нередко можно услышать музыку и сопровождение общинных песнопений в исполнении джаз- рок- и поп-ансамблей». Поскольку, действительно «такая музыка оказывается часто не только более понятной и легкой для восприятия особенно молодыми людьми, но и способна одной ей присущим способом (ритм, напор, драйв, сила звука) отразить отдельные аспекты жизни верующего». Я согласен со словами генерала Армии Спасения Уильяма Бута, который ввёл подражания и заимствования из «мирской» музыки, говоря своим критикам: «Мирская музыка, говорите вы? Принадлежит дьяволу? Что же, если бы даже было и так, я бы отнял её у него…»
23. Если говорить о задачах церкви, как о воспитательных в духе веры и обучающих вере, то уместно заключить, что не разумно отказываться от каких-либо, принятых в педагогики методов: словесные/речь (рассказ/катехизация, лекция, проповедь, дискуссия, работа с книгой), наглядные/иллюстративные (иконы, ритуал, обряд, фильмы), практические (упражнения в молитве и посте, диакония), эмоциональные (музыка), творческие (сочинительство, живопись, иконопись, скульптура, музыка)...
24. Очень достойное и интересное описание лютеранского богослужения и литургической практики. Но радость причастия, как мне думается, должна сопровождаться воспоминанием https://ru.wikipedia.org/wiki/Анамнесис_(литургия) не только воскресения, но и страстей Христовых, которые он претерпел (а после и многие-многие Христовы свидетели-мученики за веру), во «оставление грехов» человеческих, не только в качестве Божьего прощения, но и спасения от зла посредствам следования за Христом, не желания более грешить. Сопровождаться глубоким пониманием того, что открыто и ясно из Писания нам, и что тогда ещё было не понятно апостолам, бывшим на тайной вечере со Христом.
25. То, что лютеранская церковь сейчас считает, что церковного, «достойного погребения» заслуживает даже человек, совершивший самоубийство, это очень хорошо, я с этим согласен. Хотя вопрос об умерших всегда был достаточно сложным, особенно во время жестоких противостояний и войн. Достаточно вспомнить историю христианства и протестантизма в частности, из которой мы знаем какие иной раз творились страшные вещи в отношении не только живых, но и умерших и даже захороненных людей. Вот, например, случай с анабаптистом пацифистом Давидом Жори http://www.worklib.ru/dic/давид-нидерландский-анабаптист/
26. Понравились рассуждения Клауса Вестермана, ранее ничего о нем не слышал.
27. Не слышал ранее о адвентском календаре. Очень хорошая идея!
28. Не знал об этимологии слова карнавал.
29. Интересно было узнать о представлении Вознесения в Средние века: «фигуру Христа вытягивали через люк в крыше «в небеса». Когда она исчезла, на алтарь сыпались облатки в знак того, что Христос присутствует в Причастии. Или перед этим повергали на землю изображение дьявола – власть зла теперь окончена».
30. Хотя я об этом знал и раньше, но, тем не менее, считаю важным ещё раз отметить, что “ruah” – слово женского рода. Это на мой взгляд очень существенный момент, могущий разрешить многие богословские спорные моменты.
31. Существенно и то, что праздник Троица в православии и в лютеранстве разнится в своём смысле.
32. В целом, было очень интересно было узнать о церковном годе лютеранской церкви и на его становление. Стоит поразмыслить на тему ночи… «ибо Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру» и «без Меня не можете делать ничего».
33. Не совсем точно даны определения мясопустной и сыропустной недель, на самом деле они как бы предшествуют завершению поедания мяса и молочных продуктов, т.е. на мясопустной седмице можно есть мясо, когда приходит сыропустная неделя, она открывает седмицу, когда можно есть молочные продукты и яйца, но мясо уже есть нельзя. Т.е. слово «пустный» не от слова «пустой, запрещённый», а от слов «допустить, допускается, разрешается, можно». Впрочем, смотря с какой стороны посмотреть :-) https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%FF%F1%EE%EF%F3%F1%F2
Алексей Хабаров
Алексей Хабаров

Сообщения : 24
Дата регистрации : 2015-02-19
Возраст : 42
Откуда : Жуковский

https://vk.com/haoss_habarov

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения