История Церкви - 1

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

История Церкви - 1

Сообщение автор Алексей Колосов в Пн Мар 02, 2015 6:32 pm

В отличие от курса, посвященного догматическому богословию, первая часть курса истории ранней Церкви не принесла значимо новой информации, сравнительно с полученной ранее. Курс истории ранней Церкви (как он преподавался в СПБДС в середине 90-х в рамках курса Общей церковной истории) был построен на трудах профессора В.В.Болотова (1854-1900), чьи "Лекции по истории Древней Церкви" уже опирались на достижения критической школы конца XIX-го века (по сути, Болотов был тем, кто смог приоткрыть для церковной истории в России "окно в Европу"). Поэтому, с фактической точки зрения, нового в данном разделе оказалось мало. Однако, tempora mutantur и язык предложенного курса совершенно другой, отличаются и ценностные аспекты - в итоге, акценты расставлены по-другому. На чём хотелось бы остановиться:
Во-первых, напоминание о том, что все современные нам варианты христианского ответа восходят к христианству иудейской диаспоры. Любая значимая для самой себя ("сильная") традиция стремится найти независимую "точку опоры", стремится к самодостаточности и тяготеет к забвению своих корней. Однако, церковь - это динамический процесс коммуникации Евангелия. Вспоминая курс, посвященный догматической теологии и приведённый там образ "чата", следует помнить с чего началась дискуссия и кто первый "запостил" туда своё сообщение, во многом определяющее всю "ветку" диалога. Как нет другого христианства, не имевшего опыта гонений, так нет и христианства, не прошедшего синагогального периода становления ( именно в этом периоде разворачивалась его универсальность!). Равно как нет и христианства, не искавшего свою идентичность в эллинистическом мире - всё то, что составляет духовное, культурное, историческое и теологическое богатство Церкви, является следствием её зарождения и распространения в среде иудейской диаспоры, непростого становления в греко-римском мире. Эти моменты следует учитывать, сталкиваясь с проблемой применимости норм и методик решения церковных проблем, возникших в ранние исторические периоды, в новой исторической ситуации.
Во-вторых, напоминание о мучениках (а именно, о мучениках добровольных, чьи страдания пришлись на период до 250г от РХ, когда гонения ещё не носили систематического и централизованного характера) позволяет задать вопрос: нет ли связи между феноменом добровольного мученичества и нереализованным ожиданием Парусии? Я полагаю, что такой мощный стимул христианской жизни, как ожидание Второго Пришествия и Суда, не мог исчезнуть бесследно.
В-третьих, напоминанием о "двух правлениях Бога" послужило для меня утверждение о том, что мы верим в то, что Святой Дух способствовал распространению Церкви, но в практической плоскости рост Церкви опирался на вполне рациональные причины (процитирую их по материалам курса):
- Нестабильная религиозная атмосфера
- Привлекательность христианской вести
- Привлекательность христианской практики
- Свобода передвижения людей и идей
- Естественный рост, за счёт прироста населения империи
- Внутренняя сила мучеников и христианских общин
- Стабильность учения кафолической церкви
- Удачная смесь подчинения властям и сопротивления "властям мира сего"
- Способность адаптироваться к местным культурам, но не растворяться в них
- Улучшение статуса женщин и рабов
Причём, тот фактор, который отмечен как "удачная смесь подчинения властям и сопротивления "властям мира сего"" отчасти имеет отнолшение к проблеме, затронутой в 1-й части курса, посвященного Догматическому богословию: да, "мир во зле лежит"(1Иоан 5:19), но именно этот мир является благим Божьим творением и в этом мире Бог открылся через Иисуса из Назарета. Следовательно, Церковь с самых ранних этапов своего существование самой практикой своей жизни декларировала благость Божьего творения, умея различать положительную сторону миробытия в виде упорядоченного существования людских сообществ и тот факт, что жизнь индивидуума и людских сообществ, при этом, развивается в направлении, противоположном воле Бога, поскольку "невозрожденная воля человека не только отвращается от Бога, но также стала врагом Божьим, и, таким образом, она имеет склонность и желание к тому, что порочно и противно Богу"(Формула согласия II, 3.2.). Это показывает, что ответ на теологические вопросы порой представлен не в виде совокупности утверждений, а в виде самой жизни Церкви - то есть, ответ на теологический вопрос может лежать в практической плоскости.
avatar
Алексей Колосов

Сообщения : 88
Дата регистрации : 2014-09-19
Возраст : 42
Откуда : г.Тихвин

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: История Церкви - 1

Сообщение автор Прохор в Вт Мар 03, 2015 5:39 am

Добрый день, Алексей!
Я как раз начал параллельно читать Болотова. Там с самого начала есть, конечно, безумно интересные вещи. Мне интересно Ваше мнение, стоит ли сейчас выделять на это время, или в целом всё схоже с основным материалом?
avatar
Прохор

Сообщения : 55
Дата регистрации : 2014-09-12
Откуда : Пермь

Посмотреть профиль https://vk.com/proxor

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: История Церкви - 1

Сообщение автор Алексей Колосов в Вт Мар 03, 2015 5:46 pm

Прохор, как мне кажется - стоит. По крайней мере, это ещё один взгляд на историю ранней Церкви. С другой стороны, не надо забывать о том, что история догматических споров у него даётся в ключе православной богословской мысли - хотя, он не грешит избытком конфессиональной обусловленности Very Happy ...
avatar
Алексей Колосов

Сообщения : 88
Дата регистрации : 2014-09-19
Возраст : 42
Откуда : г.Тихвин

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: История Церкви - 1

Сообщение автор Людмила Пирогова в Чт Мар 12, 2015 6:56 am

Не могу не согласиться с высказыванием о том, что "язык предложенного курса совершенно другой" относительно "Лекций по истории Древней Церкви" профессора В.В.Болотова. Но не стоит забывать о том, что разница между трудами составляет чуть больше века. Поэтому подобное сравнение не совсем корректно. Революционное настроение в восприятии церковной истории, переданное профессором своим современникам, произвело немалый резонанс в церковном обществе. Опять же, нельзя забывать об изменении значений слов с течением времени, и о том, что на момент прочтения истории Болотова, мы внутренне не были готовы к критическому анализу данного труда, напротив, считали любые сторонние размышления непростительным грехом. В данной ситуации, скорее важна внутренняя готовность самого читающего к принятию новизны прочитанного и его переосмыслению.


Последний раз редактировалось: Людмила Пирогова (Чт Мар 12, 2015 7:16 am), всего редактировалось 1 раз(а)
avatar
Людмила Пирогова

Сообщения : 38
Дата регистрации : 2014-09-17
Возраст : 40
Откуда : г. Тихвин

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: История Церкви - 1

Сообщение автор Людмила Пирогова в Чт Мар 12, 2015 7:01 am

Алексей Колосов пишет:
Во-вторых, напоминание о мучениках (а именно, о мучениках добровольных, чьи страдания пришлись на период до 250г от РХ, когда гонения ещё не носили систематического и централизованного характера) позволяет задать вопрос: нет ли связи между феноменом добровольного мученичества и нереализованным ожиданием Парусии? Я полагаю, что такой мощный стимул христианской жизни, как ожидание Второго Пришествия и Суда, не мог исчезнуть бесследно.

Мне кажется, что проблема мученичества как таковая требует более углубленного изучения, в первую очередь, с точки зрения психологии. Имея возможность сравнить периоды гонений от первохристианских до наших дней, можно предположить, что каждый подобный случай требует индивидуализированного подхода. Идея с нереализованным ожиданием Парусии интересна, но она обобщает ситуацию. Разноплановость и многогранность историй отдельно взятых исторических персонажей (рассматриваемая, конечно же, по объективным источникам, а не четьям-минеям))) позволяет говорить о глубоком общественном кризисе, подливавшем масло в огонь апокаллиптических настроений христиан. Таким образом, я бы предпочла сделать акцент не на внутренней тревожности и психологической нестабильности христианских общин, а на внешних факторах воздействия, поддерживающих эти настроения.
avatar
Людмила Пирогова

Сообщения : 38
Дата регистрации : 2014-09-17
Возраст : 40
Откуда : г. Тихвин

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: История Церкви - 1

Сообщение автор Алексей Колосов в Чт Мар 12, 2015 1:20 pm

Людмила, не думаю, что у нас достаточно информации для успешной и достоверной психологической реконструкции, кроме того, наблюдается дефицит "объективных" источников. В конце-концов, задача реконструкции психологического образа мученика ничуть не легче задачи поиска "исторического Иисуса", а информации ещё меньше - о большинстве мучеников той эпохи известны лишь несколько фактов, облечённых в легенду.
avatar
Алексей Колосов

Сообщения : 88
Дата регистрации : 2014-09-19
Возраст : 42
Откуда : г.Тихвин

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: История Церкви - 1

Сообщение автор Людмила Пирогова в Чт Мар 12, 2015 3:31 pm

Алексей Колосов пишет:Людмила, не думаю, что у нас достаточно информации для успешной и достоверной психологической реконструкции, кроме того, наблюдается дефицит "объективных" источников. В конце-концов, задача реконструкции психологического образа мученика ничуть не легче задачи поиска "исторического Иисуса", а информации ещё меньше - о большинстве мучеников той эпохи известны лишь несколько фактов, облечённых в легенду.

Не думаю, что психологическое состояние человека обреченного на смерть во 2 веке будет сильно отличаться от аналогичного в наши дни. Перед лицом смерти люди делаются удивительно похожими. Но вопрос не в этом. Мне показалось необоснованным предположение о связи между добровольным мученичеством и нереализованным ожиданием Парусии, т.к. оно обесценивает подвиг конкретных людей, выставляя их стремление, как некую апокалиптическую истерию.
avatar
Людмила Пирогова

Сообщения : 38
Дата регистрации : 2014-09-17
Возраст : 40
Откуда : г. Тихвин

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: История Церкви - 1

Сообщение автор Алексей Колосов в Чт Мар 12, 2015 3:56 pm

Вопрос, как мне кажется, не в том, каков человек перед лицом смерти, а в том, какие мотивы и события привели его к смерти. Психологическое состояние умирающего - это область чистой психологии, но вопрос "как переживание присутствия Христа может привести Его последователя к смерти?", на мой взгляд (да поправят меня преподаватели!), имеет более теологическую окраску. Рассматривая проблему в этом ключе, мы видим не апокалиптическую истерию, а "путь" (выражение имеет нехристианские коннотации, но видится вполне уместным). Стремились ли они умереть из-за того, что Христос не пришёл? Не думаю. Они жили в ожидании Его пришествия так, что в тех условиях это не могло не закончиться смертью. Причём церковь осуждала тех, кто "стремился" умереть - их воздерживались почитать как мучеников, если к страданию их привело собственное вызывающе провокативное поведение.
avatar
Алексей Колосов

Сообщения : 88
Дата регистрации : 2014-09-19
Возраст : 42
Откуда : г.Тихвин

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: История Церкви - 1

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения