Дистанционная программа. Новосаратовка
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

По первой части "Лютера"

Перейти вниз

По первой части "Лютера" Empty По первой части "Лютера"

Сообщение автор Алексей Колосов Вс Сен 21, 2014 3:19 pm

1. Первая часть курса, посвященного Мартину Лютеру (и дополненная аудиолекциями), стала для меня самой интересной из трёх (сравнительно с НЗ и ВЗ). Причём, наибольший интерес вызывает, конечно же, не краткая биографическая справка, а описание интеллектуального и религиозного контекста эпохи. Прочитанное помогло совершенно по-новому взглянуть на позиции реалистов и номиналистов - помогло увидеть значение Закона для приверженцев философии Аристотеля (Закон, как "космический" принцип, через соотнесённость с которым, можно гармонизировать свои отношения с Творцом) и сравнительно более библейский характер позиции номиналистов (библейское виденье Бога, как "Горшечника", в воле Которого и человек, и Закон). Новыми также оказались представления о potentia absoluta и potentia ordinata в рамках воззрений номиналистов, причём складывается впечатление, что именно на представлениях о "предназначенной силе" (potentia ordinata) основана т.н."поздняя" теология Лютера, а именно учение о "внешнем слове" - оправдание от Бога является следствием Его воли (здесь можно вспомнить слова Карла Холля: "Тот же самый Бог, Который сокрушает человека, даёт ему новое существование... Он  пробуждает новое "я", новую личность, имеющую свою опору не в том, что свойственно человеку по природе, не в его собственном стремлении, а в свободно установленном Богом отношении"). Интересно раскрыта сотериология Габриэля Биля, францисканца и автора учебника, по которому учился Лютер - в одной из лекций аудиокурса здаётся вопрос: может быть Лютеру стоило оторваться от доктрины Биля и обратиться к трудам томистской школы? В предложенной части курса дан ответ на этот вопрос: томисты полагали, что Бог даёт "предваряющую" благодать, с помощью которой человек совершает праведные дела (это и было их пониманием "праведности Бога"), а Лютер видел "праведность Бога", как необусловленное Божие деяние (здесь опять можно вспомнить слова К.Холля), поэтому позиция томистов изначально была чужда теологическому дискурсу Лютера.
Кроме этого, достаточно свежим оказался тезис о том, что на становление теологии реформатора оказали влияние не только монастырь и университет, но и народная вера, которая складывалась из учения цекрви, дохристианских верований и повседневного опыта труда, страха, боли и насилия. Это напоминает о том, что ни один теолог не существует в "пустоте", что не существует человека-мыслителя, подобного tabula rasa, на которой школа пишет свои письмена, что важны не только идеи, но и чувствования, интуиции, которые формируются ранним опытом, полученным в семье и обществе.
2. Парадоксально, но предложенная в I-III главах информация позволяет по-другому взглянуть на традиционную средневековую ("католическую") теологию - другими глазами увидеть то, что многие пособия называют "спасением через дела". Курс и аудиолекции показывают, что теологические конструкции, через которые произошел "евангелический прорыв" Лютера, не сводимы к простой цепочке contritio/atritio - confessio - satisfactio (и тем более к злосчастному "когда монета зазвенит, душа на Небо взлетит") - по сути, без понимания глубины традиционной средневековой теологии, не понятна высота поздней теологии Лютера, не понятно, что, собственно, такого нового он сказал.
3. Могу только повторить то, что написал применительно к 1-й части курса по Новому Завету: если первая часть не создаёт "предпосылок к пониманию" остальных частей, то это буде видно по мере работы над ними. Лишнего ничего не вижу - есть "информация к размышлению"(с)
Алексей Колосов
Алексей Колосов

Сообщения : 88
Дата регистрации : 2014-09-19
Возраст : 49
Откуда : г.Тихвин

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения