Дистанционная программа. Новосаратовка
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Вторая часть "Ветхого Завета"

Перейти вниз

Вторая часть "Ветхого Завета" Empty Вторая часть "Ветхого Завета"

Сообщение автор Алексей Колосов Пн Окт 27, 2014 5:30 pm

1. Первым важным моментом во второй части курса, посвящённого Ветхому Завету, для меня оказался акцент на то, что в Исходе-Второзаконии Закон представлен не в виде данного Богом кодекса, а органически вплетён в повествование - положения Закона обнаруживаются в разных ситуациях, на разных этапах Исхода. Это значит, что:
- Закон дан не в виде "спасительного" бремени, а для блага людей
- Закон дан тем, кто уже достиг спасения (в данном случае, от египетского рабства)
- Закон не является косным - новые обстоятельства приводят к его модификации
- Мотивация следовать Закону проистекает из истории Израиля, а не из абстрактных рассуждений или внешних норм
Обобщая эти тезисы, автор делает вывод о том, что Закон не статичен - он является частью динамической реальности общины. Динамична жизнь общины - динамичен Закон. Для нас это означает, что Закон нельзя воспринимать как раз и навсегда данный свод аподиктических норм - Закон, как он отражён в ветхозаветных писаниях, это свод ориентиров для общения человека и Бога, актуальный в тех условиях, в которых он был составлен. Из этого следует, что применение буквы Закона в любых иных условиях требует взвешенной теологической оценки. Например, если вопрос о том, может ли женщина нести служение пастора, решать на основании Пятикнижия, то ответ будет несколько предсказуем, но, если подвергнуть норму Ветхого Завета теологической критике, опираясь на Новый Завет (учение о всеобщем священстве верующих) и современные нам социо-культурные реалии, то окажется, что самым сильным аргументом "contra" является традиция восприятия проповеднического служения, как мужского (всё-таки, христианство относится к уранической религиозной традиции). Второй важный для меня момент (в рассуждениях о теологии книги Левит) состоит в отмеченной взимосвязи святости и справедливости - всякое проявление святости должно олицетворять справедливость. Можно предположить, что существует и обратная зависимость - что справедливо, то и свято, а это даёт нам ориентир во взаимоотношениях с Богом. Слово Божье говорит нам: "Освящайтесь и будьте святы..."(Левит 11:44), но в чём должна проявляться наша святость? Не в справедливом ли отношении к ближнему моему? Третий момент - идея книги Судей о том, что выбор богов приносит с собой соответствующую экономическую и политическую практику: выбор Яхве - это справедливость и мир, а выбор ханаанских богов - это насилие, как основной социо-политический инструмент. И то, что мы наблюдаем в книге Судей, показывает, как Израиль склоняется идти по "широкому" пути эффективного управления путём несправедливости и притеснений. Можно сказать, что в этом состоит трагедия Исхода: освобождение из Египта и овладение Землёй Обетованной не приводит к построению нового общества на принципах Яхве - соблазн "ханаанской" религиозной модели, настойчиво проявляющийся в истории Израиля, приводит к развитию внутреннего конфликта в народе Божьем: несправедливость приводит к слабости, а слабость - к Плену.
2. В этом пункте могу шаблонно апеллировать к ранее слышаным курсам по изучению Ветхого Завета - факты те же, но выводов в данном курсе гораздо больше. И это очень важно, потому что "факт" Писаний в значительной степени потому и представлен как факт, чтобы донести до слушателя или читателя идею, поэтому отсутствие последовательных выводов скрывает идею и обесценивает факт.
3. Интересная и содержательная часть курса - жалею, что знакомлюсь с этим материалом не в живом изложении.
Алексей Колосов
Алексей Колосов

Сообщения : 88
Дата регистрации : 2014-09-19
Возраст : 49
Откуда : г.Тихвин

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения