Дистанционная программа. Новосаратовка
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Формирование и развитие националистическо-агрессивной линии в протестантском богословии 19-20 вв.

Перейти вниз

Формирование и развитие националистическо-агрессивной линии в протестантском богословии 19-20 вв.  Empty Формирование и развитие националистическо-агрессивной линии в протестантском богословии 19-20 вв.

Сообщение автор Виноградова Вт Янв 12, 2016 1:40 pm

Опишите формирование и развитие националистическо-агрессивной линии в протестантском богословии 19-20 вв. Проявляется ли такая линия и сегодня (ваши наблюдения)? Если да, то как?
Первые проявления националистической линии в протестантском богословии Германии можно отнести еще к началу 19 века. Она начала формироваться после наполеоновских войн, которые способствовали консолидации немецкого общества. К тому же в это время конфессиональные перегородки утратили свое значение ввиду политических и социальных проблем, стоящих перед всеми немцами. Интересно, что тогда же начинаются процессы борьбы за унию между лютеранской и реформатской церквами (уния августа 1817 г.). Но после спора об агенде в среде немецкого протестантизма вновь произошел раскол, что показывает сосредоточенность церкви на внутрицерковных вопросах и ее трагическую отдаленность от проблем немцев-христиан.
В 1876 г. было введено синодальное устройство церкви, что повлекло за собой, в частности, формирование церковных партий и союзов. Все партии боролись между собой и за церковные должности, и за влияние в обществе. В тот момент выиграла партия «Церковная Уния», близкая к прусской власти. Важным последствием этого исторического факта стало религиозное поклонение прусскому трону, практически обожествление фигуры государя.
Следующим процессом начала 19 века, имевшем влияние на формирование националистической линии в протестантизме стало «духовное пробуждение». Оно было характерно не только для Германии, но и для христиан Англии и Нового Света. Корни «духовного пробуждения» в Германии мы можем найти и в немецком пиетизме, и в теологии Шлейермахера. Но важной чертой именно немецкого варианта было совпадение, актуализация, неразрывность духовного и национального «пробуждения».
Нельзя обойти вниманием и отношение церкви к социальному вопросу. Патриархальные отношения уступили место в 19 веке эпохе индустриализации, которая породила и обнищание многих слоев населения и другие социальные бедствия и проблемы. Протестантская церковь, вначале дистанцировавшаяся от решения социальных вопросов, обратилась к созданию диаконического служения (Теодор Флиднер). При этом многие видные деятели церкви придерживались крайне консервативных взглядов на государство и общество, были противниками социал-демократии, их идеалом было патриархальное христианское государство, что тоже сыграет свою роль в дальнейшем развитии немецкого протестантизма.
В 1871 году было основано единое германское государство – Рейх. Кайзер считался фигурой религиозной – первый в мире протестантский император; и государство мыслилось как христианская протестантская держава. Немцы считали, что их государство призвано к особому, непохожему на пути других европейских государств, служению – пройти где-то посередине между тиранией и либерализмом.
Для этого времени очень характерным был культуркампф – борьба культур. Поскольку католичество считалось порождением исконного врага Германии – Франции, государство вело с ним напряженную борьбу. Был упразднен католический департамент в министерстве по делам религий. Требовалось, чтобы все священнослужители обучались в государственных университетах и сдавали специальный экзамен по культуре, т.е. на соответствие требованиям государства к служителям церкви. Это, в конце концов, ударило и по протестантским пасторам, которые увидели наступление государства на позиции церкви.
Обобщая тенденции, сложившиеся к началу 20 века в немецком обществе, можно сказать, что самым характерным и имевшем большое влияние на дальнейшее развитие протестантской практики и теологии в этой стране было консервативное культур-лютеранство (оставим сейчас за скобками ричлиан и школу истории религии). Для него была характерна не только опора на единственный авторитет Св.Писания, на церковную традицию, но и антисемитизм.
Уже к началу Первой мировой войны сложились государственно-церковные, национально-протестантские идеи, установки народного сознания, которые обусловили дальнейшее развитие национал-протестантизма в Германии:
1. Бог творит историю через борьбу народов. Это уже не Бог прощения, не Господь Нагорной проповеди, это Бог-воитель, суровый и мужественный. А раз борьба/война народов «санкционирована» самим Богом, то победить в ней может лишь народ, правильно чтущий Его, т.е. немецкий народ.
2. Немцы окружены завистливыми и злобными народами, открытое столкновение с которыми неизбежно.
3. Протестантизм постепенно становится национальной немецкой религией. Немецкий путь, путь немецкого народа в истории – это путь единственного в мире протестантского государства.
4. Народ как цельность, как единство – настоящий критерий правильности/ошибочности любого мнения, мысли, идеи. Индивидуализм противопоставляет себя народному сознанию, поэтому является врагом немецкого народного духа.
5. Возникает интерес ко всему таинственному, иррациональному. Позже этот интерес развился до нового языческого культа времен третьего рейха, с его мистикой и впечатляющей атрибутикой.
6. Тоска по «сильной руке», которая могла бы повести немецкий народ к социальному равенству, счастью и славе.
7. Принцип единства немецкой нации-монолита, имеющего особую роль в истории, неизбежно порождал юдофобию.

Конечно, протестантские церкви, церковные лидеры Германии не во всем и не всегда поддерживали пришедшего к власти Гитлера, а иногда и прямо противостояли режиму (Бонхеффер, Нимеллер, Барт и др.). Но, в целом, процессы, шедшие в немецком протестантском мире, во многом помогли развитию националистических идей и соответствующей риторики.
Что касается современной интерпретации националистических идей в христианстве, мне не очень известны примеры других стран. Но в России идут похожие процессы, связанные с позицией Русской Православной Церкви. Известные слоганы, что Москва-третий Рим, а четвертому не бывать; что русский – значит, православный; освящение таких фигур как Сталин и Иван Грозный; выдавливание мыслящих людей за церковную ограду; черносотенные и юдофобские тенденции, характерные для современного общеправославного сознания – все это указывает на охранительные, консервативно-националистические (если не прямо мракобесные), изоляционистские предпочтения Русской Православной церкви.

Виноградова

Сообщения : 45
Дата регистрации : 2013-09-13

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения