Дистанционная программа. Новосаратовка
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Догматика, II часть

Участников: 2

Перейти вниз

Догматика, II часть Empty Догматика, II часть

Сообщение автор Прохор Сб Май 02, 2015 7:52 am

Мне часто приходится видеть, что к догматике относятся с определённым отторжением и даже негативом. Мол, догматика, а то и теология в целом -- это нечто наносное, мёртвое, обременяющее живую церковную жизнь. Лучше бы, мол, и вовсе не касаться никакой догматики, а как первые ученики Иисуса, заботиться только о вере и благочестии, воспитывать в себе милосердие и любовь, а пространные рассуждения лучше оставить для профессоров и занудливых умников.
Действительно, догматы -- это определённые ограничения. Причём в христианстве эти ограничения не столько очерчивают границы истины, сколько стоят напротив на её неограничимости, на невозможности её определения и уточнения человеческим умом. Так, мы не находим исчерпывающего наше любопытство ответа на вопрос, каким же был ли Христос, как сочеталось в Нём божественное и человеческое. Мы знаем, напротив, что Он не был только человеком, или только Богом. Особенно важно в изучении этого курса для меня -- увидеть, к каким ложным выводам ведут ошибочные посылки. Как на исповедание простого человека влияет пренебрежение теми или иными формулами.
Бессмысленным может казаться изучение и знание физики, если человек не планирует связать свою жизнь с наукой. Однако и в быту простого человека понимание физических процессов может уберечь, к примеру, от шарлатанства. Знание закона сохранения энергии не позволяет человеку поверить в вечный двигатель. Подобно этому, понимание и знание выведенных из Писания формул охраняет человека от ложных рассуждений и пагубных выводов.
Два основных вопроса, над которыми пришлось поработать Церкови: триединство Бога и богочеловеческая природа Иисуса. Всегда прежде я удивлялся, как во многом подчёркиваются эти два числа: различные способы перстосложения, связки свечей по 3 и 2 в православной литургии -- только теперь мне становится понятно, почему это действително так важно.
Не могу сказать, что разница между позициями Игнатия, Иустина и Иринея изложена в материале достаточно ясно, но сам подход мне понравился.
К сожалению, пока не имею возможности сравнить материал по догматике с такими классическими трудами, как "Основные вопросы богословия" Хемница, "Церковная догматика" Барта; из литературы по теме мне доводилось читать "Чему учит церковь" Готфрида Фогта, хотя её русский перевод кажется тяжеловатым.
Интересно и удивительно, что заблуждения, с которыми сталкивалась Церковь в прежние века, не покидают её и по сей день. Легко встретить в наших общинах и Маркионов, и Ариев, докетистов и адопционистов.
Прохор
Прохор

Сообщения : 55
Дата регистрации : 2014-09-12
Откуда : Пермь

https://vk.com/proxor

Вернуться к началу Перейти вниз

Догматика, II часть Empty Re: Догматика, II часть

Сообщение автор Алексей Колосов Сб Май 02, 2015 8:17 am

У Барта есть книга под названием "Очерки догматики" (её можно найти в сети) - небольшой, но очень содержательный труд, который служит интересным дополнением к данному курсу.
Алексей Колосов
Алексей Колосов

Сообщения : 88
Дата регистрации : 2014-09-19
Возраст : 49
Откуда : г.Тихвин

Вернуться к началу Перейти вниз

Догматика, II часть Empty Re: Догматика, II часть

Сообщение автор Прохор Сб Май 02, 2015 3:37 pm

Алексей, спасибо!
Прохор
Прохор

Сообщения : 55
Дата регистрации : 2014-09-12
Откуда : Пермь

https://vk.com/proxor

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения