Мартин Лютер: часть 3, разделы 6-7
Участников: 4
Страница 1 из 1
Мартин Лютер: часть 3, разделы 6-7
Чтение великолепных лекций о Мартине Лютере, навеяло некоторые переживания, с которыми я хотел бы поделиться.
Лютер дал новому миру новое понимание праведности Божьей: В литературе утвердилось выражение «переживание в башне» (Turmerlebnis). Когда Мартин Лютер осознал, что «Праведность Божья – это больше не упрек и не угроза нам, а подарок».
У Хайдеггера есть произведение «О тайне башни со звоном»
Вот как оно заканчивается:
«В эту пору ощущались уже предвестия грядущей весны, и с высоты башни,
откуда открывался дальний вид, невыразимые, неясные ожидания плыли навстречу
лету.
Таинственный лад, соединявший и сопрягавший в целое последовательность
церковных праздников, вигилий, времен года, утренних, дневных и вечерних
часов каждого дня, так что единый звон проникал и пронизывал юные сердца,
сны и мечты, молитвы и игры - он, этот лад, видимо, и скрывает в себе одну
из самых чарующих, самых целительных и неисповедимых тайн башни со звоном,
он скрывает в себе тайну затем, чтобы в непрестанной смене и с извечной
неповторимостью раздаривать ее вплоть до самого последнего погребального
звона, призывающего в укромные недра Бытия».
В этом произведении есть какой-то отзвук с переживанием в башне. Это идет из недр самого бытия, оформленное по-другому, но это тоже в некотором роде «переживание в башне».
«Вся музыка - дар Божий». Ведь она: «посредница между жизнью ума и жизнью чувств», так как настоящие эмоции, освящают человеческую добродетель, дают познание этических начал человечества. Людвиг ван Бетховен как-то сказал: «Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия».
И в нашей лютеранской традиции пение, музыка – это возможность совершенствовать человеческие души в их поиске Бога и любви к ближним, вопреки всем современным утверждениям.
Наше спасение полностью находится в руках Божьих: «от начала и до конца» и музыка позволяет почувствовать всю необъятную глубину этой великой тайны. Все происходит по воли божье и в любой момент надо вопрошать к Богу.
Это момент когда в душе deus absconditus переходит в deus revelatus.
Лютер дал новому миру новое понимание праведности Божьей: В литературе утвердилось выражение «переживание в башне» (Turmerlebnis). Когда Мартин Лютер осознал, что «Праведность Божья – это больше не упрек и не угроза нам, а подарок».
У Хайдеггера есть произведение «О тайне башни со звоном»
Вот как оно заканчивается:
«В эту пору ощущались уже предвестия грядущей весны, и с высоты башни,
откуда открывался дальний вид, невыразимые, неясные ожидания плыли навстречу
лету.
Таинственный лад, соединявший и сопрягавший в целое последовательность
церковных праздников, вигилий, времен года, утренних, дневных и вечерних
часов каждого дня, так что единый звон проникал и пронизывал юные сердца,
сны и мечты, молитвы и игры - он, этот лад, видимо, и скрывает в себе одну
из самых чарующих, самых целительных и неисповедимых тайн башни со звоном,
он скрывает в себе тайну затем, чтобы в непрестанной смене и с извечной
неповторимостью раздаривать ее вплоть до самого последнего погребального
звона, призывающего в укромные недра Бытия».
В этом произведении есть какой-то отзвук с переживанием в башне. Это идет из недр самого бытия, оформленное по-другому, но это тоже в некотором роде «переживание в башне».
«Вся музыка - дар Божий». Ведь она: «посредница между жизнью ума и жизнью чувств», так как настоящие эмоции, освящают человеческую добродетель, дают познание этических начал человечества. Людвиг ван Бетховен как-то сказал: «Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия».
И в нашей лютеранской традиции пение, музыка – это возможность совершенствовать человеческие души в их поиске Бога и любви к ближним, вопреки всем современным утверждениям.
Наше спасение полностью находится в руках Божьих: «от начала и до конца» и музыка позволяет почувствовать всю необъятную глубину этой великой тайны. Все происходит по воли божье и в любой момент надо вопрошать к Богу.
Это момент когда в душе deus absconditus переходит в deus revelatus.
Павел С- Сообщения : 42
Дата регистрации : 2014-10-30
Re: Мартин Лютер: часть 3, разделы 6-7
Позвольте Вам несколько возразить.
На мой взгляд, это как раз есть приводящий к заблуждению момент, особенно проявляющийся у музыкантов, людей искусства и эмоциональных, когда сильные внутренние переживания принимаются за откровение, претендующие при том на полноту. Deus revelatus же открывается нам только единственным образом: через Слово, в Иисусе Христе. Все наши субъективные ощущения божественного - это естественным образом открывающийся нам Бог. О неполноте, несовершенстве этого познания нам следует постоянно помнить.
Так же, мне кажется, нельзя с уверенностью свидетельствовать о том, что принял Духа Святого. Мне всегда был непонятен вопрос: "Когда ты принял Христа?" Однако можно с уверенностью сказать, когда услышал Слово, когда принял крещение и когда принял Причастие - в этом для нас уверенность и опора, во внешнем слове и таинствах.
На мой взгляд, это как раз есть приводящий к заблуждению момент, особенно проявляющийся у музыкантов, людей искусства и эмоциональных, когда сильные внутренние переживания принимаются за откровение, претендующие при том на полноту. Deus revelatus же открывается нам только единственным образом: через Слово, в Иисусе Христе. Все наши субъективные ощущения божественного - это естественным образом открывающийся нам Бог. О неполноте, несовершенстве этого познания нам следует постоянно помнить.
Так же, мне кажется, нельзя с уверенностью свидетельствовать о том, что принял Духа Святого. Мне всегда был непонятен вопрос: "Когда ты принял Христа?" Однако можно с уверенностью сказать, когда услышал Слово, когда принял крещение и когда принял Причастие - в этом для нас уверенность и опора, во внешнем слове и таинствах.
Re: Мартин Лютер: часть 3, разделы 6-7
Прохор пишет:...сильные внутренние переживания принимаются за откровение, претендующие при том на полноту. Deus revelatus же открывается нам только единственным образом: через Слово, в Иисусе Христе...
Согласен. Кто-то сказал замечательные слова (цитирую по смыслу): "Наш Бог - не бог чувств, а Бог правды".
Алексей Колосов- Сообщения : 88
Дата регистрации : 2014-09-19
Возраст : 49
Откуда : г.Тихвин
Re: Мартин Лютер: часть 3, разделы 6-7
Павел С пишет:Чтение великолепных лекций о Мартине Лютере, навеяло некоторые переживания, с которыми я хотел бы поделиться.
Лютер дал новому миру новое понимание праведности Божьей: В литературе утвердилось выражение «переживание в башне» (Turmerlebnis). Когда Мартин Лютер осознал, что «Праведность Божья – это больше не упрек и не угроза нам, а подарок».
У Хайдеггера есть произведение «О тайне башни со звоном»
Вот как оно заканчивается:
«В эту пору ощущались уже предвестия грядущей весны, и с высоты башни,
откуда открывался дальний вид, невыразимые, неясные ожидания плыли навстречу
лету.
Таинственный лад, соединявший и сопрягавший в целое последовательность
церковных праздников, вигилий, времен года, утренних, дневных и вечерних
часов каждого дня, так что единый звон проникал и пронизывал юные сердца,
сны и мечты, молитвы и игры - он, этот лад, видимо, и скрывает в себе одну
из самых чарующих, самых целительных и неисповедимых тайн башни со звоном,
он скрывает в себе тайну затем, чтобы в непрестанной смене и с извечной
неповторимостью раздаривать ее вплоть до самого последнего погребального
звона, призывающего в укромные недра Бытия».
В этом произведении есть какой-то отзвук с переживанием в башне. Это идет из недр самого бытия, оформленное по-другому, но это тоже в некотором роде «переживание в башне».
«Вся музыка - дар Божий». Ведь она: «посредница между жизнью ума и жизнью чувств», так как настоящие эмоции, освящают человеческую добродетель, дают познание этических начал человечества. Людвиг ван Бетховен как-то сказал: «Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия».
И в нашей лютеранской традиции пение, музыка – это возможность совершенствовать человеческие души в их поиске Бога и любви к ближним, вопреки всем современным утверждениям.
Наше спасение полностью находится в руках Божьих: «от начала и до конца» и музыка позволяет почувствовать всю необъятную глубину этой великой тайны. Все происходит по воли божье и в любой момент надо вопрошать к Богу.
Это момент когда в душе deus absconditus переходит в deus revelatus.
***
Спасибо за хороший пост. Безусловно, значение музыки весьма велико. Достаточно вспомнить оценки М.Лютера: “Ведь музыка – дар, подарок Божий. Она изгоняет диавола и людей веселит… Я присуждаю музыке после теологии следующее место и воздаю высочайшие почести”.
Почему? "Музыка — первое после Слова Божьего, что заслуживает прославления, она — госпожа и властительница человеческих настроений"- тот же автор.
Впрочем, есть люди, далекие сердцем от Бога, склонные оценивать все сугубо рационально и сухо: весьма боюсь, что им - увы - не дано увидеть многое и понять всю глубину и тайну музыки... подлинной веры... подлинной любви)))
Anastasia- Сообщения : 71
Дата регистрации : 2014-10-05
Возраст : 48
Re: Мартин Лютер: часть 3, разделы 6-7
***Алексей Колосов пишет:Прохор пишет:...сильные внутренние переживания принимаются за откровение, претендующие при том на полноту. Deus revelatus же открывается нам только единственным образом: через Слово, в Иисусе Христе...
Согласен. Кто-то сказал замечательные слова (цитирую по смыслу): "Наш Бог - не бог чувств, а Бог правды".
Безусловно, Бог правды. Но вера - это чувство)) Отнюдь не плод холодного рассудка... По сей причине, среди выдающихся ученых, у коих превалирует аналитическое мышление - крайне мало верующих людей. Столь печальны данные статистики))
Anastasia- Сообщения : 71
Дата регистрации : 2014-10-05
Возраст : 48
Re: Мартин Лютер: часть 3, разделы 6-7
А действительно ли вера является чувством? :-)
Алексей Колосов- Сообщения : 88
Дата регистрации : 2014-09-19
Возраст : 49
Откуда : г.Тихвин
Re: Мартин Лютер: часть 3, разделы 6-7
Алексей Колосов пишет:А действительно ли вера является чувством? :-)
Мне думается, да. Равно как и любовь)) Примечательно, что "любовь из них больше"...
а музыка - не оперирует логическими построениями, она обращена к сердцу (ведь это "язык чувств")
Anastasia- Сообщения : 71
Дата регистрации : 2014-10-05
Возраст : 48
Re: Мартин Лютер: часть 3, разделы 6-7
Думаю, не стоит противопоставлять чувства и эмоции с одной стороны логике и разуму с другой. Это не добро и зло, это не правильно и неправильно, но одно не возможно без другого.
Противопоставление, о котором мы говорим, даже не разделяет вербальное и невербальное. Мы говорим в первую очередь о том, что идёт изнутри человека: об ощущениях (невербально) и о внутреннем голосе (вербально), и о том, что он получает извне: Слово в Евангелии и проповеди (вербально) и в Таинствах (невербально).
У нас в городе прекрасный органный зал. В нашей же церкви стоит небольшой электронный Johannus Opus. Много раз мне случалось слушать виртуозное исполнение духовных произведений на большом органе, и зрители были, само собой, потрясены. Здесь даже более уместно слово "восторг", они были в восторге. Но то Слово, которое нёс композитор в этих произведениях, осмелюсь предположить, осталось скрытым для многих слушателей. В то же время какими бы простыми ни были концерты в церкви, они воспринимаются человеком и влияют на него совсем иначе. Музыка оказывается помещённой в контекст, она говорит теперь в унисон со Словом, заключённым в архитектуре храма, в кресте, в молитве перед началом концерта. Иногда мы читаем отрывки из Евангелия, и то, что испытывают слушатели -- это не просто восторг от исполнения, и думают они теперь не каждый о своём, а так или иначе оказываются охвачены Словом.
Дьявола нередко изображали с музыкальными инструментами, например, играющем на дудочке. Приведу любопытный фрагмент Босха:
Хотя со смыслом этого фрагмента интересно поработать детальнее.
После концерта в нашей церкви один человек написал стихи. В них он говорил о том, что не очень-то хотел идти на концерт, что он не религиозный, но решил, так и быть, послушать музыку, раз пригласили. Ничто поначалу не казалось ему необычным, но внезапно, в конце он осознал, что Бог есть. На этом заканчивалось стихотворение, поразившее меня. Мы все, кто был знаком с этой историей, восторгались действию Духа, тому, как человеку вдруг открылся Бог.
Позднее я узнал, что у этих стихов было и продолжение. Человек этот писал, что он понял, что Бог -- внутри нас, он нашёл его в себе. Собеседники поддержали эту его позицию, действительно, самое главное -- это познание человеком себя, поиск в себе Бога, внутренняя гармония. На это я возмутился: в познании себе мы можем уйти так глубоко, что докопаемся до преисподней. Бог не оставляет нас на раскопках собственного разума и души, он даёт нам свет, даёт нам Слово, через которое мы имеем единственный путь к Нему. Как ни хороша музыка, как ни подталкивает она человека, какой поддержкой ни является для Слова, на мой взгляд, нужно опасаться придавать ей самоценность.
Противопоставление, о котором мы говорим, даже не разделяет вербальное и невербальное. Мы говорим в первую очередь о том, что идёт изнутри человека: об ощущениях (невербально) и о внутреннем голосе (вербально), и о том, что он получает извне: Слово в Евангелии и проповеди (вербально) и в Таинствах (невербально).
Посмотрите, Анастасия, как вы органично соединили ваши чувства и сухую логичную статистику. Ведь ни у кого нет и не может быть никаких логичных данных на этот счёт: кто заглянет в душу к учёному, чтобы сказать, верующий он или нет? Кто, в конце концов, сделает исследование, репрезентативную выборку, всё, что требует статистика? Но вы чувствуете, ваше ощущение подсказывает вам, что среди учёных мало верующих. Верно это или нет, но это ваше ощущение, и вы облекаете его, для убедительности, в форму логического заключения.)Anastasia пишет:По сей причине, среди выдающихся ученых, у коих превалирует аналитическое мышление - крайне мало верующих людей. Столь печальны данные статистики))
Чтобы творить музыку, человеку недостаточно просто сесть за инструмент и начать играть от сердца. Лучшие произведения -- это не просто виртуозность композитора и исполнителя, они обязательно несут в себе школу. Контрапункт, "строгое письмо" -- нельзя обвинить их в бесчувственности, но в этом и строгая логика, именно логические построения. Музыка как раз, на мой взгляд, удивительным образом это в себе сочетает.Anastasia пишет:а музыка - не оперирует логическими построениями, она обращена к сердцу (ведь это "язык чувств")
У нас в городе прекрасный органный зал. В нашей же церкви стоит небольшой электронный Johannus Opus. Много раз мне случалось слушать виртуозное исполнение духовных произведений на большом органе, и зрители были, само собой, потрясены. Здесь даже более уместно слово "восторг", они были в восторге. Но то Слово, которое нёс композитор в этих произведениях, осмелюсь предположить, осталось скрытым для многих слушателей. В то же время какими бы простыми ни были концерты в церкви, они воспринимаются человеком и влияют на него совсем иначе. Музыка оказывается помещённой в контекст, она говорит теперь в унисон со Словом, заключённым в архитектуре храма, в кресте, в молитве перед началом концерта. Иногда мы читаем отрывки из Евангелия, и то, что испытывают слушатели -- это не просто восторг от исполнения, и думают они теперь не каждый о своём, а так или иначе оказываются охвачены Словом.
Дьявола нередко изображали с музыкальными инструментами, например, играющем на дудочке. Приведу любопытный фрагмент Босха:
Хотя со смыслом этого фрагмента интересно поработать детальнее.
После концерта в нашей церкви один человек написал стихи. В них он говорил о том, что не очень-то хотел идти на концерт, что он не религиозный, но решил, так и быть, послушать музыку, раз пригласили. Ничто поначалу не казалось ему необычным, но внезапно, в конце он осознал, что Бог есть. На этом заканчивалось стихотворение, поразившее меня. Мы все, кто был знаком с этой историей, восторгались действию Духа, тому, как человеку вдруг открылся Бог.
Позднее я узнал, что у этих стихов было и продолжение. Человек этот писал, что он понял, что Бог -- внутри нас, он нашёл его в себе. Собеседники поддержали эту его позицию, действительно, самое главное -- это познание человеком себя, поиск в себе Бога, внутренняя гармония. На это я возмутился: в познании себе мы можем уйти так глубоко, что докопаемся до преисподней. Бог не оставляет нас на раскопках собственного разума и души, он даёт нам свет, даёт нам Слово, через которое мы имеем единственный путь к Нему. Как ни хороша музыка, как ни подталкивает она человека, какой поддержкой ни является для Слова, на мой взгляд, нужно опасаться придавать ей самоценность.
Re: Мартин Лютер: часть 3, разделы 6-7
"Но вы чувствуете, ваше ощущение подсказывает вам, что среди учёных мало верующих. Верно это или нет, но это ваше ощущение"- это научные данные, т.е. результат статистических исследований.
Я преподаю сочинение музыки, осмелюсь предположить, что неплохо разбираюсь в сем предмете...
Во всяком случае, могу понять М.Лютера в его благоговейном отношении к музыке (подлинной, прекрасной, музыке от Бога)
Я преподаю сочинение музыки, осмелюсь предположить, что неплохо разбираюсь в сем предмете...
Во всяком случае, могу понять М.Лютера в его благоговейном отношении к музыке (подлинной, прекрасной, музыке от Бога)
Anastasia- Сообщения : 71
Дата регистрации : 2014-10-05
Возраст : 48
Re: Мартин Лютер: часть 3, разделы 6-7
Anastasia пишет:Алексей Колосов пишет:А действительно ли вера является чувством? :-)
Мне думается, да. Равно как и любовь)) Примечательно, что "любовь из них больше"...
а музыка - не оперирует логическими построениями, она обращена к сердцу (ведь это "язык чувств")
Я бы поспорил. Вера - это доверие Богу, то есть вера даёт "точку опоры", порождает возможность действовать "вопреки" внешним или внутренним факторам. Иногда - вопреки очевидности. Можно сказать, что вера даёт возможность рассматривать любую ситуацию по-другому за счёт добавления нового, "вертикального" измерения (вспомним два правления Бога!). Поэтому я бы попытался определить веру не как "чувство" (эмоцию), а как образ действия (когнитивно-волевой комплекс, если угодно), появление которого вызвано действием Духа Святого.
Алексей Колосов- Сообщения : 88
Дата регистрации : 2014-09-19
Возраст : 49
Откуда : г.Тихвин
Re: Мартин Лютер: часть 3, разделы 6-7
Алексей Колосов пишет:Anastasia пишет:Алексей Колосов пишет:А действительно ли вера является чувством? :-)
Мне думается, да. Равно как и любовь)) Примечательно, что "любовь из них больше"...
а музыка - не оперирует логическими построениями, она обращена к сердцу (ведь это "язык чувств")
Я бы поспорил. Вера - это доверие Богу, то есть вера даёт "точку опоры", порождает возможность действовать "вопреки" внешним или внутренним факторам. Иногда - вопреки очевидности. Можно сказать, что вера даёт возможность рассматривать любую ситуацию по-другому за счёт добавления нового, "вертикального" измерения (вспомним два правления Бога!). Поэтому я бы попытался определить веру не как "чувство" (эмоцию), а как образ действия (когнитивно-волевой комплекс, если угодно), появление которого вызвано действием Духа Святого.
Однако "доверие" - тоже чувство)) Соответственно, мотивация на рассмотрение ситуации под иным углом зрения "вопреки очевидности" (эдакое дивергентное мышление )... вновь основана на чувстве))
Я соглашусь, что вера без "образа действия" немыслима, Алексей.
***
Кстати, выше Прохор затрагивает вопрос о соотношении мистики/рацио. Однозначно я не сторонник экстатических и истерических состояний, выдаваемых за "общение с Духом Святым". Подобную практику критиковал еще М.Лютер (в своей полемике с "энтузиастами") Однако тот же М.Лютер отдавал дань почтения мистику Таулеру (не говоря о том, что известны мистические эпизоды его собственной биографии)
"Где христианство — в лице своих великих мыслителей или под влиянием великих движений мысли — стремится уяснить себе отношение Бога и мира, мистика оказывается для него неизбежной. Она получает слово в эллинистическом богословии Игнатия Антиохийского, в Евангелии от Иоанна, в сочинениях Августина, в трактатах, которые приписываются Дионисию Ареопагиту; мы видим ее у Гуго Сен-Викторского и у других схоластиков, у Франциска Ассизского, у Мейстера Экхарта, Сузо, Таулера и других отцов немецкой теологической мистики" (А.Швейцер "Мистика апостола Павла")
Anastasia- Сообщения : 71
Дата регистрации : 2014-10-05
Возраст : 48
Похожие темы
» Мартин Лютер, часть 4, разделы 8-10
» Мартин Лютер: часть 3, разделы 6-7
» Мартин Лютер, 1 часть
» Мартин Лютер часть 2
» Мартин Лютер, часть первая.
» Мартин Лютер: часть 3, разделы 6-7
» Мартин Лютер, 1 часть
» Мартин Лютер часть 2
» Мартин Лютер, часть первая.
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|