Тема 3 Вопросы 1 и 2.
Страница 1 из 1
Тема 3 Вопросы 1 и 2.
Что из информации или оценок в данном тексте показалось Вам особенно необычным, удивительным, совершенно новым? Что затронуло Вас лично особенно сильно?
О чем Вы уже получали другую информацию или другие оценки из каких-либо иных источников (что Вы раньше сами оценивали или думали по-другому)? Какая информация или мнение кажется Вам более убедительным? Почему?
В этой части работы по догматическому богословию я не могу отделить первый вопрос от второго, они требуют комплексного ответа.
О чем Вы уже получали другую информацию или другие оценки из каких-либо иных источников (что Вы раньше сами оценивали или думали по-другому)? Какая информация или мнение кажется Вам более убедительным? Почему?
В этой части работы по догматическому богословию я не могу отделить первый вопрос от второго, они требуют комплексного ответа.
1. О соотношении греха и зла.
Зло действительно понимается многими авторами как исключение, как НЕбытие, паразитирующее на добром устроении мира Богом: « Зло исключение, но исключение огромное…Зло – князь мира, но власть его незаконна» (Г.К. Честертон. Вечный человек. Издательство политической литературы. М, 1991, с.248). «Зло не самобытно и может лишь паразитировать на добрых силах, дающих ему возможность существовать» (К.С. Льюис. Просто христианство. «Виноград», Минск-Москва, 1998, с.53).
Ранее как-то само собой подразумевалось, что грех и есть зло. В христианской литературе это очень распространенный взгляд на природу греха. Из книги «Закон Божий» С.Слободского: «Все мы происходим от Адама и Евы, и ничем принципиально от них не отличаемся. Мы рождаемся в состоянии греха. Грех передавался из поколения в поколение, он завладел всеми людьми, подчинил их себе. Каждый человек, посмотрев глубоко в себя, найдет свою связь с грехом, свою подчиненность тому или иному соблазну». Здесь грех понимается как действие, произошедшее от искушения. Следование своим желаниям, в первую очередь, плотским, считается чем-то греховным и порочным.
Интересно, что авторы рассматривают отождествление греха со злом в процессе развития христианской церкви, ее исторической перспективы. Но сегодня эта точка зрения мешает понять, что же такое грех. В самом слове видится что-то косное и ханжеское, некий способ привязать человека к церковной организации, которая поможет ему искупить грехи. И разговаривать с людьми нецерковными на эту тему действительно очень сложно. Потому что
есть соблазн свернуть на протоптанную дорожку «грех-зло-искупление-оправдание». А людям уже не интересны христианские шаблоны.
2. О первородном грехе.
Мне кажется очень насущной и проблема первородного греха. Как объяснить его «переход» от одного поколения к другому, от родителей детям; как вообще он перешел на всех людей от Адама и Евы, мне до сих пор было не понятно. Авторы подробно разобрали обе теории: «Но и с внутренней перспективы как традуционизм, так и креационизм в качестве моделей для объяснения передачи первородного греха не оправдали себя: первая модель хотя бы молчит об ответственности Творца при возникновении греха первого человека, вторая же фактически обвиняет Его в том, что Он постоянно творит людей грешными». Я еще раз отдала себе отчет в том, что на многие вопросы нет простых ответов. В диалоге с людьми важно умение слушать и слышать, и быть открытыми к разным вопросам.
3. Интересное высказывание: «церковь и всё, что в нее входит — это нечто имеющее служебное предназначение. То же самое касается, естественно, и людей». Оно снова ломает традиционный взгляд на церковь, как на «корабль спасения». Для меня очень важной была постановка вопросов и ответы авторов: «Является ли церковь средством для достижения Спасения? Верно ли, что таинства — это media salutis (средства спасения)? Прав ли я, задавая вопрос, обращен и/или возрожден ли тот или иной человек? Скорее всего нет. Такое мышление хоть наделяет церковь служебной функцией, но в этом случае она становится функцией индивидуального спасения, определенного психологического состояния и т.п. Это слегка закамуфлированный святостью эгоцентризм, который можно описать только абсурдным выражением «обладание спасением». Меня всегда смущала такая устремленность к личному «спасению», за ним часто действительно скрывается эгоизм. Но традиционный подход к церкви, как источнику святости и благодати мешал это осознать.
4. Вновь хочу поделиться интересной цитатой: «Оно (христианство-Ю.В.) не просто вывело логичные истины – оно становится нелогичным там, где истина неразумна. Оно не только правильно – оно неправильно там, где неправильна жизнь. Оно следует за тайной неточностью и ждет неожиданного. Там, где истина разумна и проста, и оно несложно, но упорно противится простоте там, где истина тонка и сложна… Не случайно вера изобилует тонкостями догм, раздражающими тех, кто восхищается, не веря. Верующий гордится тонкостью догматики, как гордится ученый сложностью науки» Гилберт К. Честертон.
Зло действительно понимается многими авторами как исключение, как НЕбытие, паразитирующее на добром устроении мира Богом: « Зло исключение, но исключение огромное…Зло – князь мира, но власть его незаконна» (Г.К. Честертон. Вечный человек. Издательство политической литературы. М, 1991, с.248). «Зло не самобытно и может лишь паразитировать на добрых силах, дающих ему возможность существовать» (К.С. Льюис. Просто христианство. «Виноград», Минск-Москва, 1998, с.53).
Ранее как-то само собой подразумевалось, что грех и есть зло. В христианской литературе это очень распространенный взгляд на природу греха. Из книги «Закон Божий» С.Слободского: «Все мы происходим от Адама и Евы, и ничем принципиально от них не отличаемся. Мы рождаемся в состоянии греха. Грех передавался из поколения в поколение, он завладел всеми людьми, подчинил их себе. Каждый человек, посмотрев глубоко в себя, найдет свою связь с грехом, свою подчиненность тому или иному соблазну». Здесь грех понимается как действие, произошедшее от искушения. Следование своим желаниям, в первую очередь, плотским, считается чем-то греховным и порочным.
Интересно, что авторы рассматривают отождествление греха со злом в процессе развития христианской церкви, ее исторической перспективы. Но сегодня эта точка зрения мешает понять, что же такое грех. В самом слове видится что-то косное и ханжеское, некий способ привязать человека к церковной организации, которая поможет ему искупить грехи. И разговаривать с людьми нецерковными на эту тему действительно очень сложно. Потому что
есть соблазн свернуть на протоптанную дорожку «грех-зло-искупление-оправдание». А людям уже не интересны христианские шаблоны.
2. О первородном грехе.
Мне кажется очень насущной и проблема первородного греха. Как объяснить его «переход» от одного поколения к другому, от родителей детям; как вообще он перешел на всех людей от Адама и Евы, мне до сих пор было не понятно. Авторы подробно разобрали обе теории: «Но и с внутренней перспективы как традуционизм, так и креационизм в качестве моделей для объяснения передачи первородного греха не оправдали себя: первая модель хотя бы молчит об ответственности Творца при возникновении греха первого человека, вторая же фактически обвиняет Его в том, что Он постоянно творит людей грешными». Я еще раз отдала себе отчет в том, что на многие вопросы нет простых ответов. В диалоге с людьми важно умение слушать и слышать, и быть открытыми к разным вопросам.
3. Интересное высказывание: «церковь и всё, что в нее входит — это нечто имеющее служебное предназначение. То же самое касается, естественно, и людей». Оно снова ломает традиционный взгляд на церковь, как на «корабль спасения». Для меня очень важной была постановка вопросов и ответы авторов: «Является ли церковь средством для достижения Спасения? Верно ли, что таинства — это media salutis (средства спасения)? Прав ли я, задавая вопрос, обращен и/или возрожден ли тот или иной человек? Скорее всего нет. Такое мышление хоть наделяет церковь служебной функцией, но в этом случае она становится функцией индивидуального спасения, определенного психологического состояния и т.п. Это слегка закамуфлированный святостью эгоцентризм, который можно описать только абсурдным выражением «обладание спасением». Меня всегда смущала такая устремленность к личному «спасению», за ним часто действительно скрывается эгоизм. Но традиционный подход к церкви, как источнику святости и благодати мешал это осознать.
4. Вновь хочу поделиться интересной цитатой: «Оно (христианство-Ю.В.) не просто вывело логичные истины – оно становится нелогичным там, где истина неразумна. Оно не только правильно – оно неправильно там, где неправильна жизнь. Оно следует за тайной неточностью и ждет неожиданного. Там, где истина разумна и проста, и оно несложно, но упорно противится простоте там, где истина тонка и сложна… Не случайно вера изобилует тонкостями догм, раздражающими тех, кто восхищается, не веря. Верующий гордится тонкостью догматики, как гордится ученый сложностью науки» Гилберт К. Честертон.
Виноградова- Сообщения : 45
Дата регистрации : 2013-09-13
Похожие темы
» 2 и 3 вопросы Креймер Д.Ф.
» 12 и 13 вопросы Креймер Д.Ф
» 11 и 12 вопросы Креймер Д.Ф
» 13 и 14 вопросы Креймер Д.Ф.
» 15 и 16 вопросы Креймер Д.Ф.
» 12 и 13 вопросы Креймер Д.Ф
» 11 и 12 вопросы Креймер Д.Ф
» 13 и 14 вопросы Креймер Д.Ф.
» 15 и 16 вопросы Креймер Д.Ф.
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|