Новый Завет 1
+2
Алексей Колосов
Людмила Пирогова
Участников: 6
Страница 1 из 1
Новый Завет 1
Каждое прочтение отрывка из Нового Завета, воспринимается читателем как разговор именно с ним, здесь и сейчас. Будь это отрывок из евангелия или посланий, мы по новому понимаем знакомые нам слова, исходя из тех житейских проблем, которые в данный момент нам досаждают. Подобно этому и авторы Нового Завета не замышляли свои труды, как целостное произведение со всеми элементами литературного жанра. Они писали для тех, кто хотел их услышать, для тех, кому нужен был их совет и помощь - здесь и сейчас. В своих посланиях они решали проблемы конкретных людей и общин, помогали в разрешении конфликтов и установлении правил поведения. Основным направлением всех отрывков Нового Завета, независимо от авторства, можно назвать поиск, постоянный поиск Пути и Истины, которые привели бы к главному пониманию того, что центром Нового Завета, является сам Иисус. Именно Его личность является основным мерилом жизни как отдельных христиан, так и целых общин, а в недалеком будущем - народов и государств. Все попытки передать Его слова, поступки, и сам жизненный путь, являются попыткой реконструкции образа Иисуса, столь дорогого его ученикам и последователям. В свете этого чтение и понимание Нового Завета каждым индивидуумом является бесценным опытом, который открывается в данном контексте только ему одному. Исходя из этих соображений, можно сказать, что последовательное изучение, как самого Новозаветного писания, так и исторических аспектов, связанных с его созданием – это неисчерпаемый источник новых экзегетических размышлений, что несомненно является новой вехой и моей жизни. Считаю, что не обладаю достаточным уровнем знаний для полноценной оценки авторского материала. Напротив, могу сказать, что, ранее используемые мною источники, по большей части, авторитарно излагали единственно верную точку зрения, нежели позволяли предположить наличие альтернативных идей.
Особенно сильно меня затронула мысль о том, что экзегеза сама по себе бесконечна, т.к. каждое новое прочтение выводит к новому восприятию евангельских событий, что влечет за собой ситуативное переосмысление жизненных обстоятельств читателя.
Особенно сильно меня затронула мысль о том, что экзегеза сама по себе бесконечна, т.к. каждое новое прочтение выводит к новому восприятию евангельских событий, что влечет за собой ситуативное переосмысление жизненных обстоятельств читателя.
Людмила Пирогова- Сообщения : 38
Дата регистрации : 2014-09-17
Возраст : 46
Откуда : г. Тихвин
Re: Новый Завет 1
Людмила Пирогова пишет:...экзегеза сама по себе бесконечна, т.к. каждое новое прочтение выводит к новому восприятию евангельских событий, что влечет за собой ситуативное переосмысление жизненных обстоятельств читателя.
Людмила, в первую очередь новое прочтение приводит к появлению новых предпосылок к пониманию, что выводит экзегезу на новый уровень - переоценка обстоятельств жизни в свете нового понимания не является в общем случае прямым и обязательным следствием
Алексей Колосов- Сообщения : 88
Дата регистрации : 2014-09-19
Возраст : 49
Откуда : г.Тихвин
Re: Новый Завет 1
Алексей Колосов пишет:Людмила Пирогова пишет:...экзегеза сама по себе бесконечна, т.к. каждое новое прочтение выводит к новому восприятию евангельских событий, что влечет за собой ситуативное переосмысление жизненных обстоятельств читателя.
в первую очередь новое прочтение приводит к появлению новых предпосылок к пониманию, что выводит экзегезу на новый уровень - переоценка обстоятельств жизни в свете нового понимания не является в общем случае прямым и обязательным следствием
Вопрос плавно перетекает в область психологии...)))
Людмила Пирогова- Сообщения : 38
Дата регистрации : 2014-09-17
Возраст : 46
Откуда : г. Тихвин
Re: Новый Завет 1
Главное, чтобы он не вытек за пределы конкретики
Алексей Колосов- Сообщения : 88
Дата регистрации : 2014-09-19
Возраст : 49
Откуда : г.Тихвин
Re: Новый Завет 1
По сути, здесь поднят очень важный вопрос: как соотносится контекстуальность новозаветных (или в целом, библейских) Писаний, а также моя личная ситуация с общецерковной их значимостью? Вопрос не простой. У него много граней. Например: может ли научная экзегеза, изучение исторических обстоятельств возникновения текста помочь мне в его понимании и применении сегодня? Если да, то как? Я бы сказал, что эти вопросы принадлежат к числу важнейших в христианском богословии.
Anton Tikhomirov- Сообщения : 11
Дата регистрации : 2014-09-24
Re: Новый Завет 1
Здесь, на мой взгляд, мы приходим к тому вопросу, что был затронут в теме "Ветхий Завет" - к проблеме мифа в современном религиозном сознании. Причём эта проблема должна решаться в свете душепопечительных задач: научная экзегеза освобождает Слово от одежд мифа, но универсальный ли это метод? Какой язык является "родным" для того, к кому обращено слово (и для меня лично!) - язык мифа или язык ratio? На каком языке я склонен говорить? На каком языке меня готовы услышать?
Алексей Колосов- Сообщения : 88
Дата регистрации : 2014-09-19
Возраст : 49
Откуда : г.Тихвин
Re: Новый Завет 1
Нет, мне кажется, что это совсем другая тема. В идеале, мы обсуждаем варианты экзегезы для людей разных типажей и темпераментов, разного уровня образования и интеллекта, в конце концов, с разным уровнем восприимчивости, и, что самое важное, различным желанием услышать Слово Божье. Конечно, само соприкосновение с сердцем человека - это материи неподвластные нашему разумению и рационализации, это непосредственно дело Бога, но в ситуации, когда от нас зависит каким образом будет донесена проповедь Евангелия конкретному человеку, необходимо учитывать все вышеприведенные аспекты. Таким же образом поступает апостол Павел: "для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных...".
Людмила Пирогова- Сообщения : 38
Дата регистрации : 2014-09-17
Возраст : 46
Откуда : г. Тихвин
Re: Новый Завет 1
Людмила, если ты имеешь в виду, что в публичной проповеди следует ориентироваться не на плоды научной экзегезы, а на "язык" аудитории, то я полностью с тобой согласен.
Алексей Колосов- Сообщения : 88
Дата регистрации : 2014-09-19
Возраст : 49
Откуда : г.Тихвин
Re: Новый Завет 1
Алексей Колосов пишет:Людмила, если ты имеешь в виду, что в публичной проповеди следует ориентироваться не на плоды научной экзегезы, а на "язык" аудитории, то я полностью с тобой согласен.
Неужели можно общаться с образованным человеком, лишь слегка интересующимся Евангельской темой, не используя плоды научной экзегезы? Он поднимет тебя на смех и обзовет мракобесом. Нет, именно использование историко-литературного подхода в толковании, позволит говорить с людьми на интересной им волне.
Людмила Пирогова- Сообщения : 38
Дата регистрации : 2014-09-17
Возраст : 46
Откуда : г. Тихвин
Re: Новый Завет 1
Людмила Пирогова пишет: ...именно использование историко-литературного подхода в толковании, позволит говорить с людьми на интересной им волне.
Об этом и речь: слово эффективно тогда, когда оно понятно, когда звучит на родном для человека "языке" - будь то язык мифа или язык контекстуальной экзегезы. Иначе это будет "говорение на языках", о чём Павел пишет в 1Кор14:6. То есть, нет универсального языка и универсального метода - проповедь ситуативна и контекстуальна.
Алексей Колосов- Сообщения : 88
Дата регистрации : 2014-09-19
Возраст : 49
Откуда : г.Тихвин
Re: Новый Завет 1
Выводы научной экзегезы могут быть изложены на понятном и родном для человека языке. Для меня научная экзегеза -- это один из инструментов, позволяющих правильно понимать или аргументировать правильное понимание Писания.
Можно выйти за определённые пределы в трактовке библейских текстов под воздействием собственных переживаний, но экзегеза как бы скажет тебе: "Стой, у нас есть достаточные основания считать, что этого автор не имел в виду".
Можно выйти за определённые пределы в трактовке библейских текстов под воздействием собственных переживаний, но экзегеза как бы скажет тебе: "Стой, у нас есть достаточные основания считать, что этого автор не имел в виду".
Re: Новый Завет 1
Прохор пишет:...экзегеза как бы скажет тебе: "Стой, у нас есть достаточные основания считать, что этого автор не имел в виду".
Я бы сказал, что научная экзегеза создаёт понятийное поле и задаёт методологию дискуссии вокруг Слова, делая диалог о нём возможным и продуктивным. То есть, охранительная функция экзегезы вряд ли является первичной. Тут уместно вспомнить Лютера (не помню источник), говорившего о том, что Слово Божье должно сражаться, а на этой войне бывают и убитые, и раненые...
Алексей Колосов- Сообщения : 88
Дата регистрации : 2014-09-19
Возраст : 49
Откуда : г.Тихвин
Re: Новый Завет 1
В жизни общины это особенно важно при подготовке и проведении библейских занятий. Разумеется, у каждого может быть своё неповторимое мнение и видение, но обсуждать Слово в таком случае конструктивно только тогда, когда имеются "внешние" аргументы в пользу того или иного понимания: сведения о контексте, о значении тех или иных символов именно в той эпохе и др. Тогда библейские чтения превращаются не просто в обмен впечатлениями, а в поиск его наиболее верного применения к жизни. "Убитыми и ранеными" мне отчасти представляются здесь мнения, основанные лишь на личном поверхностном понимании Писания.Алексей Колосов пишет:экзегеза создаёт понятийное поле и задаёт методологию дискуссии вокруг Слова, делая диалог о нём возможным и продуктивным
В свою очередь проповедь рискует превратиться в доклад о результатах экзегезы заданного текста.
Re: Новый Завет 1
Людмила Пирогова пишет:Алексей Колосов пишет:Людмила, если ты имеешь в виду, что в публичной проповеди следует ориентироваться не на плоды научной экзегезы, а на "язык" аудитории, то я полностью с тобой согласен.
Неужели можно общаться с образованным человеком, лишь слегка интересующимся Евангельской темой, не используя плоды научной экзегезы? Он поднимет тебя на смех и обзовет мракобесом. Нет, именно использование историко-литературного подхода в толковании, позволит говорить с людьми на интересной им волне.
Простите за вторжение в диалог))) "Неужели можно общаться с образованным человеком, лишь слегка интересующимся Евангельской темой, не используя плоды научной экзегезы?"- да, Вы весьма правы. Крайне жаль, что есть определенный недостаток людей образованных и высокоинтеллектуальных, способных на адекватную дискуссию с лучшими из представителей интеллигенции.. Действительно, порою христианство представляется столь древним и/или наивным, что незадачливых апологетов относят к мракобесам и высмеивают - и, увы: с полным на то основанием. Крайне грустно...
Anastasia- Сообщения : 71
Дата регистрации : 2014-10-05
Возраст : 48
Re: Новый Завет 1
Когда я первый раз прочитала Новый Завет, у меня возникло непонимание того, как могло получиться, что при наличии Библии стали возможны философские трактаты. Зачем они? Ведь в Новом Завете есть все! Перечитывая книги Нового Завета, в зависимости от какой жизненный вопрос нас волнует мы обращаем внимание на то или иное событие описываемое в той или иной книге, появляется иное, новое понимание притчей. В любом случае можно получить вопрос на любой ответ... Если кто-то не понимает или не хочет понимать всю глубину новозаветных идей, то его можно только пожалеть, за две тысячи лет таких было много и будет много... не дано так не дано... "...И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут..." (Лк 12;48) Им просто не дано много....
Наталья Федорова- Сообщения : 70
Дата регистрации : 2015-02-25
Re: Новый Завет 1
Я согласна с Прохором, что нужно учитывать при подготовки к проповеди то, что прихожане люди разного возраста и уровня образования. Мне кажется, это самая большая проблема - община - это не колледж или университет, где можно требовать определенный уровень готовности обучающегося. Насколько простую/сложную терминологию можно использовать? Насколько поверхностно/подробно нужно разбирать тот или иной стих? "...Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков. - и дастся ему... (Соборное послание св.Ап.Иакова 1;5)
Наталья Федорова- Сообщения : 70
Дата регистрации : 2015-02-25
Re: Новый Завет 1
Наталья Федорова пишет:Когда я первый раз прочитала Новый Завет, у меня возникло непонимание того, как могло получиться, что при наличии Библии стали возможны философские трактаты. Зачем они? Ведь в Новом Завете есть все! Перечитывая книги Нового Завета, в зависимости от какой жизненный вопрос нас волнует мы обращаем внимание на то или иное событие описываемое в той или иной книге, появляется иное, новое понимание притчей. В любом случае можно получить вопрос на любой ответ... Если кто-то не понимает или не хочет понимать всю глубину новозаветных идей, то его можно только пожалеть, за две тысячи лет таких было много и будет много... не дано так не дано... "...И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут..." (Лк 12;48) Им просто не дано много....
Уважаемая Наталья, простите, а как на Ваш взгляд: если философия более не нужна, быть может, не нужна и теология?.. Равно как, возможно, не нужна художественная литература... да и, собственно, в целом: нужно ли гуманитарное образование?.. Ведь, исходя из Ваших рассуждений: в Новом завете есть все?
Собственно, а к чему ребенку получать хорошее гуманитарное образование, если рациональнее ограничиться чтением Библии?
"В любом случае можно получить вопрос на любой ответ"- безусловно. На который еще необходимо как-то ответить. Весьма сомневаюсь, что в НЗ содержатся готовые ответы на широкий круг вопросов, актуальных для нас, для 21 века...
Anastasia- Сообщения : 71
Дата регистрации : 2014-10-05
Возраст : 48
Re: Новый Завет 1
Не передергивайте! Я не написала что философия более не нужна - это Ваши слова! Я высказала недоумение по поводу того, что при наличии Библии в тот момент появилась философия. Мне кажется, что в то время Библии было достаточно, хотя как говорят "все приходит вовремя".
По поводу "...зачем получать ребенку хорошее гуманитарное образование" реплика тоже Ваша. Сейчас (впрочем как всегда) хорошее образование необходимо всем и гуманитариям и приверженцам естественных наук.
То что ограничиться Библией рационально, также Ваша мысль, я лишь писала что можно получить ответ на любой вопрос и в 21 веке, в том числе. Не усложняйте, век может быть какой угодно, а люди и их отношения (и проблемы в отношениях) остаются те же.
По поводу "...зачем получать ребенку хорошее гуманитарное образование" реплика тоже Ваша. Сейчас (впрочем как всегда) хорошее образование необходимо всем и гуманитариям и приверженцам естественных наук.
То что ограничиться Библией рационально, также Ваша мысль, я лишь писала что можно получить ответ на любой вопрос и в 21 веке, в том числе. Не усложняйте, век может быть какой угодно, а люди и их отношения (и проблемы в отношениях) остаются те же.
Наталья Федорова- Сообщения : 70
Дата регистрации : 2015-02-25
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|