Дистанционная программа. Новосаратовка
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Литургика. Богослужение. Месса. Исторический подход.

Перейти вниз

Литургика. Богослужение. Месса. Исторический подход.  Empty Литургика. Богослужение. Месса. Исторический подход.

Сообщение автор Телегин Владислав Пт Май 26, 2017 9:56 am

Интересно, что литургия не только как дар, но и задание! И что без исторической почвы разного рода современные вариации «общего делания» отмирают.  Это отмирание актуально для современных (радикальных) неопротестанских, и не только, образованиях. И хотя может показаться, что внешне все хорошо, на самом деле в таких религиозных общинах внутренняя жизнь-литургическая абсолютно мертва духовно. И «богослужение» похоже больше на «тусовку». Хотя стоит отметить, что сама литургия –это в первую очередь наследие традиции, т.е. то как её проводить, что должно быть и т.д.  Четкого порядка в НЗ нет, хотя там достаточно говорится об элементах (зачатках) литургической жизни первых христиан, которые описаны в пособии.
Замечаешь, что богослужение всегда отражает суть эпохи в рамках христианской церкви. Первая община, которая жила духом парусии, Второго Пришествия, не выстраивала богослужение в строго установленных рамках, сам процесс богослужения напоминал то самое «собрание святых». Далее в послеапостольское время начинает формироваться иерархическая система, делается акцент на строгом порядке, как в отношении литургии, так и в отношении христианской жизнь с естественной пасторской почвой.  В это время появляются тот самый порядок ранней церкви империи. Период ранней апологетики, патристики, а точнее её представители активнее всего влияли на формирование богослужения. Можно сказать, что литургика рефлексировала так же активно, как и другие элементы богословия на ересь 3-5 веков. Литургические тексты, в которых отражается канонический взгляд церкви, представляют и формируют картину богослужения.   Литургия в период Средневековья выстраивается по принципам посредничества, того самого духа феодализма. Бог-феодал, Иисус Христос – сын, приемник Феодала, который заступается за вассалов. Дева Мария и мариология начинают становиться культом, который совместно с культом заступничества более мелких феодалов – святых, обеспечивают спасение и благополучное предстояние перед Отцом, после смерти очередного вассала.  А вот затем, богослужение приобретает те гуманистические черты, которые мы видим и по сей день : cсокращение литургического времени-действия, как следствие укорачивания или вовсе отмирание некоторых частей. Особенно это можно проследить в рамках римской мессы после Второго Ватикана.  Затем акцент на пасторском служении и открытости духовенства к народу, все более церковь начинает терять свой авторитет с развитием «всего и вся», картина мира начинает меняться. Либерализм, эпоха модерна, постмодерна, атеизма, секуляризма и постсекуляризма. И вот литургия уже кардинально отличается даже от того что было пару веков назад. Кончено это неизбежно, литургия должна меняться, но во-первых не просто так, а во-вторых грамотно рефлексируя на изменяющуюся среду в общинно-историческом контексте.   Самое главное, чтобы за ходом внешнего изменения ходя богослужения не менялась его духовная составляющая. Мы можем сколько угодно проводить литургические ренессансы, реформы, закрепощения и упрощения, менять местами элементы богослужения, составлять новые символы и т.д. Но литургия с её «ходом» - это отражение богословия церкви, или даже конкретной традиции хотя бы в рамках одной конфессии. Конечно, я сейчас упрощу, но более созерцательное православное богослужение, которое призвано перенести человека в  другое измерение, как нельзя более подчеркивает фундаментальную идею теозиса. Римско-католическая месса побуждает человека не просто к созерцанию, но и практической деятельности в зависимости от нужд социума, что способствует формированию человека как единого с душой и телом, идея эволюционного развития человека о котором говорил Августин, и концепции которого развивали и другие отцы- «Восхождение по лестнице Иакова».  Протестантизм, с его практичностью, этикой, гуманизмом, открытостью и т.д. организует все более практическое богослужение, хрстоцентрируя по максимуму. И это тоже в соответствии с эволюцией традиции.
Перед литургикой миожно поставить множество вопросов, один из них – почему литургия в жизни современного человека занимает далеко не центральное место? В рамках христианской общины. И еще, возможно формирование литургического восприятия это та тема, которая исключительно индивидуальна для каждого…

Телегин Владислав

Сообщения : 46
Дата регистрации : 2015-10-12

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения