Литургика. Богослужение. Месса. Исторический подход.
Страница 1 из 1
Литургика. Богослужение. Месса. Исторический подход.
Интересно, что литургия не только как дар, но и задание! И что без исторической почвы разного рода современные вариации «общего делания» отмирают. Это отмирание актуально для современных (радикальных) неопротестанских, и не только, образованиях. И хотя может показаться, что внешне все хорошо, на самом деле в таких религиозных общинах внутренняя жизнь-литургическая абсолютно мертва духовно. И «богослужение» похоже больше на «тусовку». Хотя стоит отметить, что сама литургия –это в первую очередь наследие традиции, т.е. то как её проводить, что должно быть и т.д. Четкого порядка в НЗ нет, хотя там достаточно говорится об элементах (зачатках) литургической жизни первых христиан, которые описаны в пособии.
Замечаешь, что богослужение всегда отражает суть эпохи в рамках христианской церкви. Первая община, которая жила духом парусии, Второго Пришествия, не выстраивала богослужение в строго установленных рамках, сам процесс богослужения напоминал то самое «собрание святых». Далее в послеапостольское время начинает формироваться иерархическая система, делается акцент на строгом порядке, как в отношении литургии, так и в отношении христианской жизнь с естественной пасторской почвой. В это время появляются тот самый порядок ранней церкви империи. Период ранней апологетики, патристики, а точнее её представители активнее всего влияли на формирование богослужения. Можно сказать, что литургика рефлексировала так же активно, как и другие элементы богословия на ересь 3-5 веков. Литургические тексты, в которых отражается канонический взгляд церкви, представляют и формируют картину богослужения. Литургия в период Средневековья выстраивается по принципам посредничества, того самого духа феодализма. Бог-феодал, Иисус Христос – сын, приемник Феодала, который заступается за вассалов. Дева Мария и мариология начинают становиться культом, который совместно с культом заступничества более мелких феодалов – святых, обеспечивают спасение и благополучное предстояние перед Отцом, после смерти очередного вассала. А вот затем, богослужение приобретает те гуманистические черты, которые мы видим и по сей день : cсокращение литургического времени-действия, как следствие укорачивания или вовсе отмирание некоторых частей. Особенно это можно проследить в рамках римской мессы после Второго Ватикана. Затем акцент на пасторском служении и открытости духовенства к народу, все более церковь начинает терять свой авторитет с развитием «всего и вся», картина мира начинает меняться. Либерализм, эпоха модерна, постмодерна, атеизма, секуляризма и постсекуляризма. И вот литургия уже кардинально отличается даже от того что было пару веков назад. Кончено это неизбежно, литургия должна меняться, но во-первых не просто так, а во-вторых грамотно рефлексируя на изменяющуюся среду в общинно-историческом контексте. Самое главное, чтобы за ходом внешнего изменения ходя богослужения не менялась его духовная составляющая. Мы можем сколько угодно проводить литургические ренессансы, реформы, закрепощения и упрощения, менять местами элементы богослужения, составлять новые символы и т.д. Но литургия с её «ходом» - это отражение богословия церкви, или даже конкретной традиции хотя бы в рамках одной конфессии. Конечно, я сейчас упрощу, но более созерцательное православное богослужение, которое призвано перенести человека в другое измерение, как нельзя более подчеркивает фундаментальную идею теозиса. Римско-католическая месса побуждает человека не просто к созерцанию, но и практической деятельности в зависимости от нужд социума, что способствует формированию человека как единого с душой и телом, идея эволюционного развития человека о котором говорил Августин, и концепции которого развивали и другие отцы- «Восхождение по лестнице Иакова». Протестантизм, с его практичностью, этикой, гуманизмом, открытостью и т.д. организует все более практическое богослужение, хрстоцентрируя по максимуму. И это тоже в соответствии с эволюцией традиции.
Перед литургикой миожно поставить множество вопросов, один из них – почему литургия в жизни современного человека занимает далеко не центральное место? В рамках христианской общины. И еще, возможно формирование литургического восприятия это та тема, которая исключительно индивидуальна для каждого…
Замечаешь, что богослужение всегда отражает суть эпохи в рамках христианской церкви. Первая община, которая жила духом парусии, Второго Пришествия, не выстраивала богослужение в строго установленных рамках, сам процесс богослужения напоминал то самое «собрание святых». Далее в послеапостольское время начинает формироваться иерархическая система, делается акцент на строгом порядке, как в отношении литургии, так и в отношении христианской жизнь с естественной пасторской почвой. В это время появляются тот самый порядок ранней церкви империи. Период ранней апологетики, патристики, а точнее её представители активнее всего влияли на формирование богослужения. Можно сказать, что литургика рефлексировала так же активно, как и другие элементы богословия на ересь 3-5 веков. Литургические тексты, в которых отражается канонический взгляд церкви, представляют и формируют картину богослужения. Литургия в период Средневековья выстраивается по принципам посредничества, того самого духа феодализма. Бог-феодал, Иисус Христос – сын, приемник Феодала, который заступается за вассалов. Дева Мария и мариология начинают становиться культом, который совместно с культом заступничества более мелких феодалов – святых, обеспечивают спасение и благополучное предстояние перед Отцом, после смерти очередного вассала. А вот затем, богослужение приобретает те гуманистические черты, которые мы видим и по сей день : cсокращение литургического времени-действия, как следствие укорачивания или вовсе отмирание некоторых частей. Особенно это можно проследить в рамках римской мессы после Второго Ватикана. Затем акцент на пасторском служении и открытости духовенства к народу, все более церковь начинает терять свой авторитет с развитием «всего и вся», картина мира начинает меняться. Либерализм, эпоха модерна, постмодерна, атеизма, секуляризма и постсекуляризма. И вот литургия уже кардинально отличается даже от того что было пару веков назад. Кончено это неизбежно, литургия должна меняться, но во-первых не просто так, а во-вторых грамотно рефлексируя на изменяющуюся среду в общинно-историческом контексте. Самое главное, чтобы за ходом внешнего изменения ходя богослужения не менялась его духовная составляющая. Мы можем сколько угодно проводить литургические ренессансы, реформы, закрепощения и упрощения, менять местами элементы богослужения, составлять новые символы и т.д. Но литургия с её «ходом» - это отражение богословия церкви, или даже конкретной традиции хотя бы в рамках одной конфессии. Конечно, я сейчас упрощу, но более созерцательное православное богослужение, которое призвано перенести человека в другое измерение, как нельзя более подчеркивает фундаментальную идею теозиса. Римско-католическая месса побуждает человека не просто к созерцанию, но и практической деятельности в зависимости от нужд социума, что способствует формированию человека как единого с душой и телом, идея эволюционного развития человека о котором говорил Августин, и концепции которого развивали и другие отцы- «Восхождение по лестнице Иакова». Протестантизм, с его практичностью, этикой, гуманизмом, открытостью и т.д. организует все более практическое богослужение, хрстоцентрируя по максимуму. И это тоже в соответствии с эволюцией традиции.
Перед литургикой миожно поставить множество вопросов, один из них – почему литургия в жизни современного человека занимает далеко не центральное место? В рамках христианской общины. И еще, возможно формирование литургического восприятия это та тема, которая исключительно индивидуальна для каждого…
Телегин Владислав- Сообщения : 46
Дата регистрации : 2015-10-12
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|