введение в литургику

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

введение в литургику

Сообщение автор виктория в Вс Янв 08, 2017 7:08 pm

4 семестр текст 2
Введение в литургику/  Божья стройка/  душепопечительство
Первая половина статьи посвящена истории возникновения и этапам развития порядка христианского богослужения, что для меня показалось особенно интересным, так как было новым. Кроме того предоставилась возможность поразмышлять над непростой проблемой соразмерности традиции и новых веяний, консерватизма и прогресса. В данном случае на примере практики церковной литургии.
Хотя письменных источников, на которые мы можем опираться, анализируя историческое развитие христианского богослужения, немного, есть возможность понять, что было с самого начала положено в его содержание и чем было обусловлено разнообразие форм. Коренное отличие этого священного действа от иудаизма состояло  в том, что оно рассматривалось не как принесение жертвы Богу и благодарение, а как действо, в котором участвует сам Бог. И хотя у первохристианских общин не было установлено определенного порядка богослужения, в них обязательно присутствовали преломление хлеба, молитвы,исповедание веры, песнопения. В текстах  Нового Завета мы находим подтверждение таких литургических форм как Причастие, Крещение, молитву "Отче наш", которые восходят к личности Иисуса. Интересно, что Евхаристия первоначально не связывалась с прощением грехов. В первом-третьем веках она представляла собой просто пышную трапезу, сопровождавшуюся очень длинной молитвой. Она была праобразом небесного пира и никак не была связана со смертью Христа. По этому поводу у меня есть любопытное наблюдение по поводу того, как ведут себя сегодня прихожане во время Причастия в лютеранской церкви: очень сосредоточено и печально. Радости на лицах нет. Это по самой сути Причастия, по-моему, не совсем верно. Ведь мы празднуем пасхальную победу, открывшую нам благодаря жертве Христа путь в царство небесное. И в этом мы где-то перекликаемся  с внутренним настроем первых христиан.  В статье критикуется позиция Лютера, который значительно сократил Причастие,несколько снизив торжественность этой части богослужения. На мой взгляд, этому способствует также отсутствие пения хора или музыкального сопровождения, что иногда бывает и что могло бы быть заменено пением самих прихожан, частично на этот момент не участвующих в таинстве.
Что касается подробного анализа постоянных и переменных ( в зависимости от церковного года) частей богослужения, для меня было интересным и новым историческая справка о времени их возникновения, аналогах в других религиях и изменениях, которые с ними происходили на протяжении многих веков. Так, для меня было новым, что Апостольский символ веры (Credo) первоначально был связан только с крещением и вошел в воскресное богослужение после принятия прусской униатской агенды Фридриха Вильгельма 3. Или информация о том, как постепенно в литургии Слова сокращалось количество читаемых на одном богослужении библейских текстов, поиски соответствий отрывков из Посланий с отрывками из Евангелий, тщательный подбор главной песни богослужения (Степенен)
Что касается литургии Слова, мне было интересно узнать, как активно использовалось Слово Божье ( до 5 чтений) первоначально и как сокращалось до современныз 2-х в лютеранской церкви. как изменялась весомость проповеди, понимание ее важности в толковании Библии. Знакомясь с разными периодами развития христианства, разделившегося со временем на разные конфессии, прослеживаешь и разные изменения в порядке богослужения. Он становился все более упорядочен, но порядок этот иногда менялся под воздействием разных причин. Эти изменения несли как свой негатив, так и позитив.Так период рационализма внес стабилизацию, но при этом исчезла свежесть проповеди, эпоха Просвещения несколько примирила разум и веру, но лишила молитву внутреннего содержания.Реформаторы, возвеличив литургию Слова, почти отказались от таинства Причастия.
Все снова и снова в литургике возникала дилемма: верность традиции и живое христианское богослужение. В лютеранской церкви за основу принят труд Лютера "О порядке богослужения в общине"  В настоящее время лютеранские церкви руководствуются Агендой, разработанной в Ганновере в 1941 году и переработанных в 1954 и 1959 г.г., а также используют "Чтения на церковный год" Рудольфа Шпикера.
Чтение статьи " Введение в литургику" было для меня очень полезным, интересным. Правда несколько затрудняло обилие терминов. Но самое главное - это осознание огромного труда людей, которые пытались  на протяжении веков и пытаются по сей день сделать литургию праздником единого народа Божьего.


4 семестр часть 1
Христианская община - божья стройка
Статья, посвященная организации работы в христианской  лютерансой общине, привлекла меня прежде всего необычностью названия. По окончанию чтения, я убедилась в точности подобранного заголовка, объединившего собой понятия из разных областей: социальной и духовной.
ССобрание людей, объединенных какой-либо совместной деятельностью, обычно рассматривается как общественная организация и имеет общепринятую структуру управления. Такую структуру имеет и лютеранская община, которая руководится советом общины во главе с председателем. Это выборный орган, деятельность которого ограничивается 4 годами. Для того, чтобы сохранить приемственность, делается своеобразный временной разрыв в дате выборов, с тем, чтобы с приходом новых членов в совет около 50 % старых оставалось работать еще некоторое время в ней. Однако похожесть внешней формы церковной и светской организации не определяют их главной внутренней сущности. Осознание себя детьми Божьеми, выполняющими Его волю в этом мире, следующим Его заповедям и чувствующими бремя ответственности за свои действия - это отличает христиан от прочих их соплеменников. Но это в идеале. Люди остаются людьми со всеми своими ошибками, обидами, грехами и невольно отражают социальную среду, в которой они живут. Да, они с большей или меньшей регулярностью приходят на богослужения, внимают Слову Божьему, имеют возможность побеседовать с пастором, делают, по возможности безвозмездно добрые дела на благо своих ближних. Но нередки случаи, когда даже в самой общине царит недобрая атмосфера разобщенности, недоверия, зависти, сплетен. Председатель совета и некоторые его члены допускают порой властные интонации, а совместные богоугодные действия становятся формальными меропрятиями и вызывают чувство отчуждения и неприятия. Возможно, именно поэтому люди отстраняются от активной работы в общине и в результате Божьему строительству наносится урон. Мне понравилось, что в тексте даются подробные рекомендации по руководству общиной, в основе которых лежит библейское понимание власти. Власть должна служить человеку и Божьему царству. Необходимо не опускать концепцию служения. Это важно.
В статье затронуто понятие коммуникативной культуры, овладения которой является важной предпосылкой успеха Божьего строительства. К сожалению, во многих общинах вряд ли об этом слышали. Очень помогли бы кратковременные семинары, занятия по повышению квалификации, обязательные для членов Совета  и внештатных сотрудников, занятых в разных сферах деятельности общины. В тексте хорошо и подробно освещаются причины возникновения конфликтных ситуаций, путей и способов их разрешения, подчеркивается важность формирования доверительных отношений. Мне очень понравился образ айсберга, у которого 7/8 скрыто под водой. В человеческих отношениях  большая часть их также является  скрытыми. Это часто затрудняет коммуникативную работу внутри Совета, с внештатными сотрудниками и со всей общиной.
Как всякая стройка, мы, христиане, должны работать на перспективу. Это значит, сохраняя определенное постоянство, не бояться перемен, сохраняя связь с Богом, быть всегда в движении, в пути. Нам необходимо укреплять нашу внутреннюю церковную жизнь, пользуясь проверенным временем опытом первых христиан - взаимной помощью, взаимным обучением, совместными празднованиями. Но в то же время выходить за пределы личной сферы и участвовать активно во внешней стороне жизни, вовлекать окружающих нас людей в Божью стройку. Постоянство и перемены - признак пути с Богом.

е4 семестр текст 3
Душепопечительство

Одной из главных христианских заповедей является любовь к ближнему: " Люби ближнего своего, как самого себя". Она вытекает из главной заповеди - любви к Богу. Он наш Отец, Пастырь. Он заботится о нас, тревожится, пытается направить на путь истинный. И мы, созданные по подобию Его, должны в нашем общении друг с другом придерживаться тех же правил: помогать, поддерживать, наставлять, любить.
Это, в сущности является фундаментом душепопечительства, неотделимого от христианской церкви. В Псалмах, у ветхозаветных Пророках, в притчах Иисуса, его проповедях мы находим примеры феномена человеческого общения. Направлением для душепопечительства до наших дней являются слова Иисуса:"Смотрите, не призирайте ни одного из малых сих" (Мф.18.10)
Чтобы помочь ближнему, необходимо понять его. Для этого необходимы доверие и открытость. Это то же самое, что наша близость к Богу. Ее непросто достичь. Это - путь веры, путь , на котором лучи света обнажают все темное в нас и одерживают победу. Для укрепления веры и жизни нам,  людям, необходима межчеловеческая поддержка и, конечно, уверенность, что,как всегда, в наших добрых начинаниях Бог с нами.
В статье Цимера меня больше всего затронула та ее часть, которая посвящена непосредственно душепопечительской практике. Вопрос о том, как можно прожить жизнь так, чтобы иметь чувство, что это стоит того и не потерять его до конца нахождения в этом мире, не прогнуться перед неизбежными потерями, сомнениями, собственным малодушием - эти мысли, я думаю преследуют каждого, явно или тайно, осознанно или нет. Бывают ситуации и времена, когда человек духовно (а, возможно, и телесно - это взаимосвязано) становится слаб, ему требуется поддержка. Любящий нас Бог всегда с нами, его лучшие помыслы для нас, но мы не всегда с ним, отсюда наша неуверенность и страхи.
В практике душепопечительства очень важно поднять на поверхность то, что скрыто и мучает человека. Для этого нужно максимальное сближение, пробуждение доверия к собеседнику. Рана должна быть вскрыта. Но при этом важно не только совместно почувствовать боль, необходимо укрепить у болящего веру в исцеление. Это значит, научить его доверию к себе самому и доверию к Богу.
Мне очень понравился подраздел статьи о поисках смысла. Это, на мой взгляд, очень актуально сейчас, когда у многих теряется радость и новизна жизни, гнетет чувство оставленности и одиночества, несмотря на обилие средств коммуникации. Поиски духовной свободы, которую нельзя отнять и которая дает нам возможность рационально оформить нашу жизнь, тесно связаны с верой, с тем что смысл жизни от Бога, пусть он нам пока, как и многое неясен. Но с нами есть всегда надежда.
На примере Библии мы видим, как важно выстраивать отношения. Адам и Ева разрушили, нарушив запрет, отношения с Богом, самоотношения, рожденные страхом, Каин, убивший брата, разрушил межличностные отношения.
Чувство вины - она может быть общечеловеческой ( война, социальная несправедливость) или глубоко личной может очень осложнить жизнь, ввергнуть в дипрессию. Апостол Павел сетовал: "Доброго, которое хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю"(Рим.7.19). В душепопечительстве важно дать возможность человеку осознать свою вину, не скрывать ее, без этого нельзя ее преодолеть, но за этим всегда видеть перспективу прощения и освобождения. Мы упоминали об утраченном первыми людьми рая и убийстве, но мы находим утешение и надежду через Евангельскую весть на путь в Царство Божие.
Главная цель  в духовном попечительстве, на мой взгляд, побудить человека принять себя таким, как он есть, не прятаться за ложными масками и поверить в милость, любовь Бога, в то, что Он сам нас оправдает (Притча о блудном сыне)
Диакония существует в каждой лютеранской общине, неотделима от лютеранской веры. Это необходимая, но трудная миссия. Для ее осущесвления нужны люди одаренные и обученные (нужна психологическая подготовка) Не каждый вправе( хотя он, может быть, искренне хочет этого)  этим заниматься. Здесь тоже важен медицинский принцип: "не навреди".
В этой связи мне было очень полезно при прочтении текста попытаться разобраться в самой себе, в собственной коммуникативной компетенции. Пока только в теории. Но это было важно. Спасибо.
Что касается исторического экскурса развития диаконии на протяжении многих веков существования христианства, для меня была новой и интересной информация о монахах-пустынниках, которые делали акцент на самоисследовании и искренне были готовы к самовосприятию. Также заслуживает уважения позиция пиитистов с их ориентацией на Библию и понимания душепопечительства как укрепление духа. И,конечно, Лютер с его душевными терзаниями и знаменитым "прорывом". Но это уже более общеизвестные факты.
В общем статья живая, полезная и заставляющая задуматься.    
ПпММмММСССССССССССоСССССССоССССоС

виктория

Сообщения : 9
Дата регистрации : 2014-10-03

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения