Дистанционная программа. Новосаратовка
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Некоторые аспекты душепопечительских идей М.Лютера (дискуссионное эссе)

Участников: 5

Перейти вниз

Некоторые аспекты душепопечительских идей М.Лютера  (дискуссионное эссе) Empty Некоторые аспекты душепопечительских идей М.Лютера (дискуссионное эссе)

Сообщение автор Anastasia Ср Апр 01, 2015 5:33 pm

Поскольку по формату данная работа не уместилась в отведенное количество знаков, мне представилось допустимым обозначить ее как тему для дискуссий. В случае, если это не соответствует правилам Форума: прошу смело удалить)))
***
***
***

Я согласна со мнение Меллера: «душепопечительство является «одним из основных измеренией в жизни и трудах Мартина Лютера». Пронизанное евангельской радостью спасительной, безусловной любви Божьей – сотериологическая система М.Лютера трактует роль душепопечителя как источник утешения и тепла (пастор – как черпающий тепло в самом Источнике любви, Боге) Следует отметить, что при всей резкости полемики с оппонентами, сам М. Лютер – как душепопечитель - находил весьма нежные и теплые выражения для поддержки и утешения братьев (см. «О приготовлении к смерти», «Проповедь о страданиях и кресте» и многое иное)
Можно отметить актуальность ряда его практических советов душепопечителям и в наши дни:

прибегать к жизнерадостной, спокойной музыке (оказывающей сильнейшее воздействие на психосоматическое состояние человека, что обосновано и доказано исследованиями современной арт-терапии)
Совет избегать одиночества. «Всячески избегайте одиночества, ибо он больше всего пытается вас застигнуть и затем схватить, когда вы одни... И пока вас мучает дьявол, ищите там, где вы находитесь человеческое общество» (М.Лютер)
Адекватный и жизнеутверждающий взгляд на собственную личность. Решительное противостояние евангелической радости и свободы – отчаянию и рабству духа. Уверенность в безусловной любви Божьей и собственной ценности в свете этой Любви. Во всем вышеназванном заключен глубоко терапевтичный эффект. Прямое утверждение, что дьявол ничто «не любит так как отчаяние», акцент на позитивной стороне бытия даже в ситуациях крайней скорби и горя («ибо мы хотим, чтобы наши церкви были не домами плача и местом скорби, но, как называли это др. отцы, koemiteria, т. е. усыпальницами и местом покоя» М.Лютер) – это великий психологический фундамент, в коем нуждаются люди и в наши дни.
«Бог любит радость» - уже одно это изречение говорит о многом и многом…
Примитивизируя, можно оценить подход М.Лютера как психотерапевтические действия «по принципу позитива». Для него важны ситуативная спонтанная гибкость, однозначное принятие и уважение к прихожанину, важность любви и веры в возможности человека (а быть точнее, в возможности веры… и силу Господа) – все это, в сравнении с идеями К.Роджерса, до известной степени, аналогично «терапии отношениями» (вспомним, что и Фромм пишет о целительной силе близости и тепла терапевта/пациента)
Душепопечительские наставления М.Лютера, порою и строги, но полны юмора и искренней заботы о «пасомом». Также можно отметить тенденцию к коммуникациям на уровне субличностей «Взрослый-Взрослый» (в противовес поучениям некоторых св. отцов «Родитель-Ребенок»), закрепляющим личностную незрелость опекаемого.
Идеальный для М.Лютера душепопечитель, судя по всему, чаще не склонен занимать директивно-доминантную позицию. Как писалось выше: отсутствует стремление к жесткой позиции Родитель-Ребенок (что стимулирует личностный рост брата-христианина) В этом аспекте обнаруживается дифференциации с подходом неких иных наставников: укрепляющим тенденции к не рассуждающему подчинению, «отсеканию своей воли», не рассуждению «своим умом». У М.Лютера «овцы должны рассуждать», быть готовыми к ответственному волевому акту, подразумевающему и активизацию рационального анализа, и внутренний локус контроля, и инициативу.
Идеальный душепопечитель, судя по всему, стремится «проповедовать Христа целиком», т.е. восстановить личностный характер отношений страдающего человека и Господа… помочь страдальцу лично принять Христа…. и именно благодаря личностным отношениям с Богом получить ответы и исцеление «свыше».
Это кардинальным образом уничтожает возможность «гуруизма»,возвеличивания самого душепопечителя и попытки его вершить судьбу брата-христианина.
Интересны пожелания М.Лютера душепопечителям: «не действовать силой вопреки обычаю, существующему сегодня у некоторых епископов, которые возмущаются, изводят людей и кричат на них... Мы ни в коем случае не должны поступать по этому образу, но епископ или проповедник должен вести себя, как целитель с больными, обращаясь с ними нежно, произнося слова любви, говоря мягко и прилагая все усилия, чтобы творить им добро» (М.Лютер)
Можно отметить, что тезисы - наиболее близкие неким тенденциям душепопечительства М.Лютера - обнаруживаются в рамках гуманистической психологии (К.Роджерс, И.Ялом и логотерапии В. Франкла)
М.Лютер утверждает, что Господь ожидает от нас активного служения, действия - «Царствие Божие, которое внутрь нас есть, не в речах и словах, но в действии, т.е. в поступках, делах и навыках. Бог ищет и желает Себе не просто слушателей и пересмешников, которые только повторяют за Ним Его слова, но последователей и исполнителей в вере и любви»
Здесь явственно слышен призыв к активной позиции в жизни, порою «вопреки», порою на пределе сил: это - не боящаяся самопроявления личность, самостоятельность, инициатива, воля.

Статус христианина для М.Лютера необычайно высок.
Что весьма характерно: одновременно уничтожается возможность психологически завышенной самооценки (гордыни) – тезис: «все согрешили» и грешили даже величайшие из святых – но и вероятность заниженной самооценки: «никто не должен отчаиваться, даже если он сам Содом и Гоморра» (М.Лютер) Ведь каждый может быть уверен в безусловной (!) и безоценочной любви к нему Господа. Так, М.Лютер поднимает достоинство человека на высочайший уровень.
"Нам должно через веру родиться Божьими детьми и богами, господами и царями, подобно тому как Христос рожден истинным Богом от Отца в вечности».
Фактически он не уводит человека в смакование и анализ собственных грехов, а ведет к высокой ценности Божественной любви, каналом которой должен стать каждый. Отношение, базирующееся на уважении и глубокой любви к себе и ближним должно вытеснить грехи/комплексы (подобно свету, вытесняющему тьму) Т.е. не анализ и детальное уничтожение грехов/недостатков первично: важен свет изначальной Божественной любви, не оставляющей места разнородному злу/тьме. Это не интроспекция анахоретов, а доверие наилучшему Утешителю: Духу Святому, обретаемому верой.
В чем Реформатор видит корень психопатологии/греха? В поглощенности «эго» самим собой - в недоверии к Духу и нераскрытости Богу. Следовательно, радикальное «исцеление»: «нам должно отказываться от самих себя - любовью и помогать нашим ближним добрыми делами, подобно тому как Христос стал человеком, чтобы помочь нам всем". Человек доверяется Богу и открывается ближним, отрешившись от себя, забывая о себе в радостном служении и любви.
Следует отметить, что, с точки зрения практической психологии, идеи М.Лютера необычайно благоприятны. Фактически «существование не в самом себе, а в Боге и ближних», наряду с твердой верой «мы дети Божьи» (транслирующей: «я - хороший» - «они – хорошие») «благодатью спасены» (следовательно, будущее – прекрасно), важность твердой веры (все в руках Господа: т.е. тревога - невозможна) Все вышесказанное: ценная помощь при ряде психологических травм, внутри- и межличностных затруднений и конфликтов, сложностей социальной адаптации и самопринятия.
В довершении хотелось бы кратко оценить позитивное отношение к труду «в своем призвании» - укрепляющее достоинство человека. Равно как и демократическая ценность человека любого сословия, пола, положения: «кто более всех верит и любит, тот и совершенный человек».
Господь любит нас безусловно, это дискредитирует всякую возможность «базовой тревоги» К.Хорни, неприятия себя (напр. отвержение и диссоциация личности по К. Юнгу) Человеку нет нужды отрицать свои «негативные» греховные субличности, разрывающие его бессознательное на части – Божья любовь к нему, несовершенному, любовь душепопечителя – должна дать силы на принятие этих негативных сторон и самоинтеграцию. Силы на покаяние и принятие своего несовершенства. Исходя из подхода выше, становится иррациональным влечение к власти ради самоутверждения по Адлеру (христианин – уже «господин всего сущего» и будущий бог, и не нуждается в бОльшей значимости, если уж он не сатана, возжелавший высшей власти над Создателем)
Исходя из катастрофического следствия недостатка любви/избытка любви к самому себе, эгоизму – требующему власти над Любимым – можно вновь вернуться к идее М.Лютера о первичной вине человека: эгоизме и недоверии Богу. Крайне жаль, что столь блестящий ученый как Фромм игнорировал идеи М.Лютера, быть точнее, столь искаженно понял их – да, «человек невротичен, потому что отчужден».
Но отчужден – в первую очередь, от Самого Бога. От себя (всепоглощающий эгоизм и замкнутость – как ни странно – отчуждают от подлинного «я», «нового человека») Отчужден от ближних.
Соответственно, душепопечитель – по М.Лютеру – стремится преодолеть отчуждение между человеком и Господом. Не историческим «абстрактным Христом, а Христом для тебя». Отчуждение между собою, душепопечителем, и братом (показывая пример христианской близости в любви)
Высочайшая задача: укрепить истинную веру… и вернуть человека к целостности искреннего принятия себя, себя со своими грехами – и любовью к себе, греховному, бесконечной любовью Бога.

«В каждом страдающем человеке – страдает Христос» (М.Лютер), а истинная любовь не властвует, а служит. Таким образом, помощь душепопечителя – ценнейший дар ему самому: дар доверия и близости брата, дар служения Христу, дар истинно христианского общения.

Anastasia

Сообщения : 71
Дата регистрации : 2014-10-05
Возраст : 47

Вернуться к началу Перейти вниз

Некоторые аспекты душепопечительских идей М.Лютера  (дискуссионное эссе) Empty Re: Некоторые аспекты душепопечительских идей М.Лютера (дискуссионное эссе)

Сообщение автор Александр Кошик Вт Апр 07, 2015 12:56 pm

Anastasia, добрый день! Хочу Вас спросить. Как Вы понимаете "статус христианина"? Заранее благодарю за ответ Very Happy
Александр Кошик
Александр Кошик

Сообщения : 29
Дата регистрации : 2014-09-22
Возраст : 49
Откуда : Бердянск

Вернуться к началу Перейти вниз

Некоторые аспекты душепопечительских идей М.Лютера  (дискуссионное эссе) Empty Re: Некоторые аспекты душепопечительских идей М.Лютера (дискуссионное эссе)

Сообщение автор Anastasia Пт Апр 10, 2015 2:33 pm

Александр Кошик пишет:Anastasia, добрый день! Хочу Вас спросить. Как Вы понимаете "статус христианина"? Заранее благодарю за ответ Very Happy

http://ozhegov.info/slovar/?ex=Y&q=%D0%A1%D0%A2%D0%90%D0%A2%D0%A3%D0%A1
пожалуйста, взгляните.
Боюсь Вас разочаровать, если Вы полагали "статус" в понимании соц.сети)
Быть может, есть некие вопросы касательно К.Роджерса, К.Юнга и сходства/различия их идей с идеями М.Лютера? Или у Вас есть соображения по поводу значимости христианина в теологии М.Лютера?

Anastasia

Сообщения : 71
Дата регистрации : 2014-10-05
Возраст : 47

Вернуться к началу Перейти вниз

Некоторые аспекты душепопечительских идей М.Лютера  (дискуссионное эссе) Empty Re: Некоторые аспекты душепопечительских идей М.Лютера (дискуссионное эссе)

Сообщение автор Александр Кошик Пт Апр 10, 2015 3:50 pm

Благодарю за ответ.
Александр Кошик
Александр Кошик

Сообщения : 29
Дата регистрации : 2014-09-22
Возраст : 49
Откуда : Бердянск

Вернуться к началу Перейти вниз

Некоторые аспекты душепопечительских идей М.Лютера  (дискуссионное эссе) Empty Re: Некоторые аспекты душепопечительских идей М.Лютера (дискуссионное эссе)

Сообщение автор Рустем Нафиков Пт Апр 10, 2015 10:20 pm

Спасибо, Anastasia, за эссе! Вы пишете:"Идеальный душепопечитель, судя по всему, стремится «проповедовать Христа целиком», т.е. восстановить личностный характер отношений страдающего человека и Господа… помочь страдальцу лично принять Христа…. и именно благодаря личностным отношениям с Богом получить ответы и исцеление «свыше»". Но в данное время нас окружают большей частью неверующие, нуждающиеся не меньше, а больше в душепопечении! Душепопечение это не проповедь и не евангелизация! Для этого существует другое время (Курт-Юрген Шмидт) Наша задача помочь человеку разобраться в сложившейся ситуации, обрести опору, просто быть рядом, чтобы разорвать ощущение одиночества и бессилия перед возникшей проблемой.
"тенденцию к коммуникациям на уровне субличностей «Взрослый-Взрослый» (в противовес поучениям некоторых св. отцов «Родитель-Ребенок»), закрепляющим личностную незрелость опекаемого. Идеальный для М.Лютера душепопечитель, судя по всему, чаще не склонен занимать директивно-доминантную позицию. Как писалось выше: отсутствует стремление к жесткой позиции Родитель-Ребенок (что стимулирует личностный рост брата-христианина) В этом аспекте обнаруживается дифференциации с подходом неких иных наставников: укрепляющим тенденции к не рассуждающему подчинению, «отсеканию своей воли», не рассуждению «своим умом». У М.Лютера «овцы должны рассуждать», быть готовыми к ответственному волевому акту, подразумевающему и активизацию рационального анализа, и внутренний локус контроля, и инициативу"-важное правило в служении душепопечителя. Но самое главное правило:"Я это я, ты это ты!"
Вот такие мысли пришли мне в голову.
Рустем
Рустем Нафиков
Рустем Нафиков

Сообщения : 87
Дата регистрации : 2014-09-23
Возраст : 50
Откуда : г.Уфа

Вернуться к началу Перейти вниз

Некоторые аспекты душепопечительских идей М.Лютера  (дискуссионное эссе) Empty Re: Некоторые аспекты душепопечительских идей М.Лютера (дискуссионное эссе)

Сообщение автор Anastasia Сб Апр 11, 2015 9:21 am

"Но в данное время нас окружают  большей частью неверующие, нуждающиеся не меньше, а больше в душепопечении!"-
соглашусь. Однако: нуждаются в "душепопечении" в христианском понимании или в психологической консультации?
Мне думается, Д.Бонхеффер весьма прав,  разграничивая эти сферы деятельности (душепопечение и психотерапию/психологическое консультирование)
Однозначно не идет речь о проповеди. Но "наша задача помочь человеку разобраться в сложившейся ситуации, обрести опору, просто быть рядом"-  что может быть наилучшей опорой - нежели чем Сам Господь? Естественно, важно оказаться с ним рядом,быть "ухом", его "зеркалом" (см. К.Роджерса), эмпатичным и со-страдающим... но разве же не важно привести его к ощущению Божьего присутствия рядом? Помочь ему услышать ответ из глубин собственной души - Божий ответ?

Также: разве можно заниматься душепопечительством, игнорируя молитву (а желательно, совместную с братом/сестрой) ?
Даже если речь идет о психологической консультации неверующего: вполне можно молиться за него. И  найдется место осторожному упоминанию о вере (вскользь, не суггестивно и не категорично) Об этом я могу судить из собственного профессионального опыта.
Спасибо, Рустем, за Ваш комментарий.

Anastasia

Сообщения : 71
Дата регистрации : 2014-10-05
Возраст : 47

Вернуться к началу Перейти вниз

Некоторые аспекты душепопечительских идей М.Лютера  (дискуссионное эссе) Empty Re: Некоторые аспекты душепопечительских идей М.Лютера (дискуссионное эссе)

Сообщение автор Рустем Нафиков Вс Апр 12, 2015 3:37 pm

Со всем согласен, Anastasia, кроме одного: я вижу душепопечение несколько шире, чем психотерапию и т. д.. Это скорее первые шаги или попытка поднять человека на ноги.
Рустем Нафиков
Рустем Нафиков

Сообщения : 87
Дата регистрации : 2014-09-23
Возраст : 50
Откуда : г.Уфа

Вернуться к началу Перейти вниз

Некоторые аспекты душепопечительских идей М.Лютера  (дискуссионное эссе) Empty Re: Некоторые аспекты душепопечительских идей М.Лютера (дискуссионное эссе)

Сообщение автор Anastasia Вт Апр 14, 2015 3:10 pm

Рустем Нафиков пишет:Со всем согласен, Anastasia, кроме одного: я вижу душепопечение несколько шире, чем психотерапию и т. д.. Это скорее первые шаги или попытка поднять человека на ноги.
"я вижу душепопечение несколько шире, чем психотерапию и т. д."- безусловно. Естественно, что некоторый элемент психотерапии есть, однако одно понятие не тождественно другому. Это различные области (как я уже писала выше, в этом плане, могу согласиться с Д.Бонхеффером)

Anastasia

Сообщения : 71
Дата регистрации : 2014-10-05
Возраст : 47

Вернуться к началу Перейти вниз

Некоторые аспекты душепопечительских идей М.Лютера  (дискуссионное эссе) Empty Re: Некоторые аспекты душепопечительских идей М.Лютера (дискуссионное эссе)

Сообщение автор Александр Кошик Ср Апр 15, 2015 12:37 pm

Anastasia, полностью с Вами согласен. Cool
Александр Кошик
Александр Кошик

Сообщения : 29
Дата регистрации : 2014-09-22
Возраст : 49
Откуда : Бердянск

Вернуться к началу Перейти вниз

Некоторые аспекты душепопечительских идей М.Лютера  (дискуссионное эссе) Empty Re: Некоторые аспекты душепопечительских идей М.Лютера (дискуссионное эссе)

Сообщение автор Anastasia Ср Апр 15, 2015 1:49 pm

Хотелось бы для пояснения моей позиции процитировать  самого Д.Бонхеффера: "Величайшие психологические воззрения, одаренность и опыт попросту не способны постичь одного: что есть грех. Они знают о нужде, слабостях и неудачах, но не ведают человеческого безбожия <…> Перед психологом мне можно быть только больным, а перед братом-христианином мне можно быть и грешником. Психологу необходимо сначала исследовать мое сердце, но он так и не находит самого дна; брат-христианин знает: 'Ко мне пришел такой же грешник, как и я сам, он хочет исповедоваться и стремится к божественному прощению'. Психолог смотрит на меня так, как будто не было вообще никакого Бога; а брат видит меня перед осуждающим и милосердным Богом в кресте Иисуса Христа" ("Жить вместе" Д.Бонхеффер)
А также: "душепопечитель,  рассматривающий нужду как психологическую проблему, предает свое служение. Если его беседа станет психологической беседой, «интересным случаем » (ни в одном из них на самом деле нет ничего нового), то душепопечитель отрекается от своего служения" ("О душепопечении. Нелегальные лекции в Финкенвальде" Д.Бонхеффер)
Однако, на мой взгляд, прекрасно, когда пастор обладает хорошими познаниями из области современной психологии (и основ психиатрии) Это большое подспорье для помощи и понимания ближних. Во всяком случае, мне думается так.

Anastasia

Сообщения : 71
Дата регистрации : 2014-10-05
Возраст : 47

Вернуться к началу Перейти вниз

Некоторые аспекты душепопечительских идей М.Лютера  (дискуссионное эссе) Empty Re: Некоторые аспекты душепопечительских идей М.Лютера (дискуссионное эссе)

Сообщение автор цитцер рудольф Пт Май 22, 2015 6:00 pm

Простите что вмешиваюсь , Рутам , Настя , Думаточьнее уверен , что все что несет благо человеку , является душепопечением , и проповедь и слово Божье , и реальная помощь , ( возлюби ближнего своего , как самого себя ) разве это не талкает нас на все возможные действия , что бы помочь человеку , душе попечительство имет разную направленость , потомцу что разные люди , разные ситуации , и всегда нужна разная помощь , Настя цитируя Лютера , конечно многое у него правильно и я согласен с ним , но вспомни сколько раз минялось мнение у него , чем старше он становился , и потом Мартин часто уходил в себя в одиночество где конечно не мог остаться на едине с собой , его там уже ждал тот с кем он вечно спорил , мы все люди и склонны ошибаться , пока не изменная истинна это Библия , и думаю если цитировать или рассуждать о чем либо , то у нас есть хороший пример

цитцер рудольф

Сообщения : 18
Дата регистрации : 2014-10-05

Вернуться к началу Перейти вниз

Некоторые аспекты душепопечительских идей М.Лютера  (дискуссионное эссе) Empty Re: Некоторые аспекты душепопечительских идей М.Лютера (дискуссионное эссе)

Сообщение автор Наталья Федорова Вт Окт 11, 2016 2:58 am

Проповедь, конечно, можно назвать душепопесительством. Только в таком случае это не индивидуально. Хотя, действительно, бывают случаи когда пастор, как будто угадал проблему и проповедь для кого-то конкретного стала помощью. Но в целом на большую аудиторию, где у каждого могут быть свои вопросы и проблемы только проповеди будет маловато. Я бы рассматривала проповедь как общий вводный момент в индивидуальную практику душепопечения по конкретной проблеме.

Наталья Федорова

Сообщения : 70
Дата регистрации : 2015-02-25

Вернуться к началу Перейти вниз

Некоторые аспекты душепопечительских идей М.Лютера  (дискуссионное эссе) Empty Re: Некоторые аспекты душепопечительских идей М.Лютера (дискуссионное эссе)

Сообщение автор Рустем Нафиков Вт Окт 11, 2016 11:55 am

Аргументы против утверждения "проповедь=душепопечительство"
1) Проповедь - толчёк к ситуации душепопечения. Ярко раскрытая тема проповеди может разбудить, разжечь дремавшие в глубине души проблемы отношения человека с Богом. Размышления, переживания человеком сложившейся ситуации часто приводят человека в отчаянье. Ощущение тупика, беспомощности являются предпосылкой к проведению душепопечения. Но не факт, что проповедник будет являться душепопечителем, ведь некоторое время назад он сыграл роль обличителя.
2)Проповедь - дело публичное. Душепопечительство индивидуально, интимно.
3) Проповедь - речь 5-30 минут. Процесс душепопечения может длиться месяцами.
ИМХО
Рустем Нафиков
Рустем Нафиков

Сообщения : 87
Дата регистрации : 2014-09-23
Возраст : 50
Откуда : г.Уфа

Вернуться к началу Перейти вниз

Некоторые аспекты душепопечительских идей М.Лютера  (дискуссионное эссе) Empty Re: Некоторые аспекты душепопечительских идей М.Лютера (дискуссионное эссе)

Сообщение автор Наталья Федорова Чт Окт 13, 2016 11:20 am

Однако, возможен и другой вариант, когда во время проповеди у человека появится ответ на волнующие вопросы, успокоение, облегчение.... У меня были случае когда проповедь, что называется, попадала в точку, оказывалась тем "что доктор прописал". Возможно это не глобальные проблемы, не вопрос жизни и смерти..., но такое вполне возможно.

Наталья Федорова

Сообщения : 70
Дата регистрации : 2015-02-25

Вернуться к началу Перейти вниз

Некоторые аспекты душепопечительских идей М.Лютера  (дискуссионное эссе) Empty Re: Некоторые аспекты душепопечительских идей М.Лютера (дискуссионное эссе)

Сообщение автор Рустем Нафиков Пт Окт 14, 2016 4:35 am

Да, согласен, проповедь имеет задачу донести до слушателей Слово утешения, возрождения. Но при этом проповедь это и обличение и побуждение к действию. При этом проповедь расчитана на широкий круг слушателей.Акт душепопечения сугубо индивидуален.
Проповедь пишется(произносится) на определённую дату церковного календаря, и как Вы сказали, может попасть в точку, а может и не затронуть кого-то из слушателей. Душепопечение - заранее чётко не распланируешь, это живой процесс сильно зависящий от нужд опекаемого.
Проповедь произносится с кафедры(возвышения). Возникает ситуация: наставник - ученик, старший - младший. В душепопечении диалог ведётся ТОЛЬКО на равных, ни кто из участников не знает окончательного ответа. И не всегда ясно кто приобретёт больше от общения душепопечитель или опекаемый.
Рустем Нафиков
Рустем Нафиков

Сообщения : 87
Дата регистрации : 2014-09-23
Возраст : 50
Откуда : г.Уфа

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения