История Церкви. От Константина Великого до других аспектов Христианской жизни (IV-IXвв.)

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

История Церкви. От Константина Великого до других аспектов Христианской жизни (IV-IXвв.)

Сообщение автор Телегин Владислав в Вт Ноя 15, 2016 5:14 pm

Тема образа Христа и императорской политики в после Никейского собора всегда была очень интересной для определенного круга теологов, и в данном случае я имею в виду Гарнака и Грильмайера, которые ставили вопрос об элинизации и де-эллинизации христианства.
Тезис эллинизации строится на том, что суждения о триедином Боге, равно как и вочеловечение И.Х. встретилось с философией греко-римсокго мира , вследствии чего чистое Евангелие было искажено. Мы, следовательно, наблюдаем попытку выращить всё значение Христа на языке тогдашней философии, метафорики и поэтики. «Иисус был, в рамках подобного рассмотрения, не вторым Божественным лицом,…а человеком, который полностью соответствовал благодати Божьей и целиком исполнял волю Божию». Стало быть, необходимо возвратиться к стадии, которая предшествовала этому процессу, когда «подлинная керигма» еще не была заслонена эллинизмом.
Однако Грилльмайер представляет обе тенденции – как «эллинизации», так и «де-эллинизации». Два гланых вопроса христианского богословия – проблема единобожия и учение о вочеловечении – требовали философского осмысления. И оно оказалось возможным лишь на том пути, когда христианские богословы стали осваивать греческую ментальность и тем самым подвели христианское благовестие к встрече с греческим мышлением.
И например, бытует мнение что еще в эпоху Константина Великого, после подписания в 312 году Миланского эдикта Церковь стала императорской, и мне стало интересна эта историческая тема. Эрих Фромм описывая христологические взгляды этого периода говорит о параллели между политикой Константина и Никейским догматом. Ведь Император, это не просто человек, это личность наделённая божественной властью, а значит и образ обожествленного Христа можно использовать в качестве инструмента для поддержания власти императора. Некоторые исследователи, весьма критично говорят о Церкви, которая «продалась с потрохами» обожествленному императору и его гос. интересам. Что из Христа-революционера раннехристанской Церкви возник Христос воссевший на троне, требующий Себе беспрекословного подчинения, т.е. символ самодержца. Эта критика отразилась в искусстве иконографии во время арианских споров. Кстати сказать, христианское искусство в этот период начинает пониматься только исходя из Никейского символа. И странно, что несмотря на это «…Христианство не становится официальной, единой религией империи».

В 330 году на соборе в Антиохии был заключен союз между императорской политикой и арианством. Те же Евсевий Кесарийский и Некомедийский, например, были убежденными приверженцами Ария. Почем так произошло? Скорее всего Константину были важны не столько богословские тонкости споров, сколько его собственные представления, которые хорошо сходились с арианским образом Христа, чем с тринитарным образом Афанасия Великого.
Мне показалось, что эпоха Константина Великого достаточно интерсной в отношении взглядов на Христа, и соотношения этих взглядов с государственной и церковной стороны.


Монашество. Что касается монашества, то я окончательно понял одно, насколько влиятельно место, где человек обитает. Ведь не зря в Египте появляются монашеские формы жизни, это идеальное место для аскетических практик. Пустынные земли очень хорошо подходят для созерцательных практик, будь то молитва, пост, «сподвижничество» и т.д. Хотя однако, с ходом истории мы видим, что и в крупных городах уже сложившиеся монастыри (а не просто отдельные монахи и их последователи) начинают совмещать «Созерцание» и труд, что собственно и сделал Бенедикт.
И естественно происходит активная миссионерская деятельность не только священнослужителей, но и монахов. Монастыри, как на западе, так и на востоке были, да и остаются, хорошим местом для получения образования. При них открываются школы и даже ВУЗы. Весьма трудно закрывать глаза на роль монастырей и монахов в истории Церкви.

Для меня стало открытием, что «В второй половине IV в. на западе часто богослужение совершалось на греческом (хотя далеко не все понимали), а не на латынь (который был понятно всем грамотным людям). Но к середине V в., римская литургия уже совершилась на латные. На востоке — на греческом или на том языке, на котором говорил народ».
Стоит отметить, что формы литургия, вплоть до 8 века н.э. была литургией римской епархии, города Рима и его окрестностей. Известно, что к ней не применялось правило, чтобы литургия первоначальной кафедры была обрядом всей Церкви в целом. Повсеместно в Западной Европе, даже в епархиях северной и южной Италии , использовались другие обряды: миланский, галликанский, африканский, моразабский и т.д.


Данная работа является синтезом ответов на поставленные вопросы, а так же результатом личных интересов и изысканий, которые возникли в ходе изучения материала.
Исп. лит-ра: К.Шёнбор "Бог послал Сына Своего" христология, Эрих Фромм "Догмат о Христе", Владимир Вукашинович "Литургическое возрождение в XX веке".

Телегин Владислав

Сообщения : 42
Дата регистрации : 2015-10-12

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения