История Церкви. От Введения до церквоной жизни, Апологетики и ггонений 1-3 вв.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

История Церкви. От Введения до церквоной жизни, Апологетики и ггонений 1-3 вв.

Сообщение автор Телегин Владислав в Вт Ноя 08, 2016 6:41 pm

Безусловно, христианский мир имеет определенную общность, особенно это усматривается в Восточных Церквях. Конечно же, первые  богословские вопросы ставились и решались исходя из учения раннего иудаизма, однако радикальные отличия кроятся в «Символе веры Израиля» и в «Фундаментальном вероисповедании христианства».
Втор. 6:4 и далее – это сосредоточие веры народа в единого и единственного Бога. Призыв подкреплен в непосредственно следующих за ним стихах: «И да будут слова сии, которые Я заповедаю тебе сегодня, в сердце твоем;  и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась спать и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих». Призыв «Слушай, Израиль!» , поместившийся в глубине  души верующего, формирует все его бытие и накладывает свой отпечаток на его жизненное поведение. Это и есть единственный  Символ веры народа Божьего.
Как пристойный  ответ на безусловную единственность Бога Яхве, Израиль должен продемонстрировать свое доверие к Нему, свою верность и любовь. Нет другого Бога , который заслуживал  бы его молитв и сердечной привязанности (Втор 6:5). Любить Его всеми силами – таков первый и единственный достойный отклик верующего человека; таков фундаментальный акт веры народа Израиля. Из него все остальное вытекает почти автоматически.
Подобный развитый монотеизм отцов, как считают современные иудаисты, и оказался отвергнутым в христианском представлении о Боге.  
Апостолы, проповедовав в иудейской среде, естественно сами были из нее же, а значит и говорили о Едином Боге. НО Символ веры Израиля (Бог-Отец-Един) расширяется за счет исповедания Богом Христа. Христос-это подлинная открытость Бога навстречу миру, Он есть осуществление Отца в его жизненности силе. В учении о Троице  встала задача  точнее показать специфическое отношение Христа к Богу из перспективы непрерывного общения с Ним Отца.
Действие апостолов, да и вообще христиан в языческой среде имеет совсем иной характер. Им важно доказать Единого Бога в противовес эллинистическому миру политеизма.  Уже  Афиннагор (II в.) в работе «Прошение за христиан» написанном между  176 и 180 гг. пишет:

«Итак, я буду отвечать за каждое из обвинений, дабы не было смешным оставить без опровержения тех, которые высказывают их. Что касается до обвинения в безбожии, напрасно взводимого на нас, то афиняне справедливо обвинили в безбожии Диагора, который не только сделал общеизвестным орфическое учение и разглашал между народом элевсинские и кабирские таинства и разрушил деревянную статую Геркулеса, чтобы сварить репу, но и
открыто проповедовал, что вовсе нет Бога. А нам, которые отличаем Бога от материи, и учим, что иное вещество, и иное Бог, и что между ними величайшее расстояние, — ибо Бог не сотворен и вечен и может быть постигаем только умом и мыслию, а материя сотворена и тленна, — справедливо ли дается название безбожников? Если бы мы, имея столько оснований к богопочтению, — благочиние, гармонию во всем, величие, красоту, стройность мира, мыслили подобно Диагору, тогда справедливо почитали бы нас безбожниками, и имели бы причину преследовать нас. Но так как наше учение признает единого Бога, Творца этой вселенной, Который Сам не сотворен, ибо сущее не получает бытие, а только не сущее, но все сотворил Словом Своим, то мы напрасно терпим то и другое — и худую молву и преследование. Поэты и философы, любомудрствовавшие о Боге, не казались безбожниками. Так, Еврипид, сомневаясь в бытии тех, которые по общему предрассудку несправедливо называются богами, говорит: Если есть Зевс на небе, то он не должен бы человека делать несчастным. А о Боге, Который постигается мыслию, он же согласно с разумом учит: Видишь ли ты Вышнего, Который и эфир беспредельный и землю объемлет вокруг властными дланями? Его Зевсом называй и почитай Богом. Он не знал природы тех богов, которым обыкновенно давались имена: Зевса... Кто этот Зевс, я не знаю разве по названию. И не видел, на каком основании давались им самые имена. Ибо к чему служат названия для тех предметов, сущность которых не существует? Бога же (невидимого) он познавал из дел, рассматривая явления воздуха, эфира и земли и возвышаясь к сокровенному. Он понимал, что Тот есть Бог, Кто сотворил все вещи и Духом Своим управляет ими, и утверждает и различие Бога от вещей и вместе Его единство. С ним согласен и Софокл, который относительно природы божественной, преисполнившей красотою дела свои говорит, что «Един по истине, един есть Бог, сотворивший небо и пространную землю».

Т.е. главный аргумент в данном отрывке состоит в ссылке на устройство мира. Творец  мира – Единый Бог. Подобный аргумент будут разрабатывать и последующие учителя Церкви (Лактанций, Фома Аквинский).
Главное на что стоит отметить. Многообразие ранней церкви отражалось и концентрировалось в первых на первых Вселенских Соборах, которые формулировали и защищали христианское учение. Причем, делая это в разных средах и при разных обстоятельствах.  
 
Данная работа является синтезом ответов на поставленные вопросы, а так же результатом личных интересов и изысканий, которые возникли в ходе изучения материала.
Исп. лит-ра: К.Шёнбор "Бог послал Сына Своего". Ф. Курт "Бог троичной любви".   Афиннагор «Прошение за христиан».

Телегин Владислав

Сообщения : 39
Дата регистрации : 2015-10-12

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения