Этика Лютера - 5

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Этика Лютера - 5

Сообщение автор Алексей Колосов в Сб Май 21, 2016 8:58 pm

Центральной темой теологии Мартина Лютера является учение об оправдании, поэтому этическая проблематика представлена в его трудах имплицитно, как производная. Говоря о ней, следует учитывать два момента. Во-первых, становление его этических представлений проходило в условиях жесткой полемики - в силу этого, их извлечение из полемических сочинений является нетривиальной задачей: в этических вопросах Лютер предельно контекстуален. Во-вторых, его воззрения на проблемы этики обнаруживают сильное влияние эсхатологии. Почему? Потому что он верил в скорое окончание миробытия в его существующем виде - скоро конец и надо не христианские системы строить, а быть христианином. Он не стремился построить какую-либо универсальную систему этики - поэтому из его трудов её извлечь невозможно (или получившийся результат будет искусственным). Впрочем, эсхатология повлияла не только на этику, но и на развитие лютеранских церквей - в итоге, многие "чрезвычайные" и временные решения превратились в обычай.
А) Предпосылки:
Отправная точка - полемика с носителями схоластической этики. Бессилие законнической этики "заслуг" было одной из составляющих его фундаментального опыта, ведь сколько я ни сделаю для себя, этого будет недостаточно для возникновения уверенности, свободной от ужаса перед Судьёй. Томисты, пытаясь решить душепопечительскую задачу, адаптировали заповедь к человеку, извращая тем самым суть Закона и ввергая человека в греховную попытку спастись через его исполнение. Лютер, осознавая это и опираясь на евангелическое учение о спасении, выступал против томистской доктрины, основанной на Аристотеле: зачем приближать Закон к человеку (извращая его суть и цель), если праведность Бога явлена нам в Иисусе Христе помимо Закона (как об этом говорит Слово Божие). В этой полемике Лютер перенёс этику из личного поля в социальное: вопрос "Что я должен делать, чтобы спастись?" был решительно им перестроен в вопрос "Что я могу сделать для того, кто рядом со мной?" При этом, Лютер, как "экзистенциалист", излагал своё учение не в виде диалектической конструкции (синтезируя из тезисов новые утверждения) - он излагал его в виде парадоксов. По-другому жизнь не описать - она не умещается в рамки схем и силлогизмов…
Б) Основная идея:
Бог оправдывает человека через веру - это оправдание обнаруживается в жизни христианина как процесс, который Писание описывает как "веру, действующую любовью". Причём эта любовь не носит инструментального характера - если угодно, это не "любовь для", а "любовь потому". Почему это возможно? Потому что для меня уже всё сделано Богом в Иисусе Христе - моё спасение уже совершено (как о том говорит Евангелие). Спасение здесь и сейчас касается меня такого, какой я есть - не такого, каким бы я мог стать, если бы хорошо постарался, следуя нормативной этике схоластов, а настоящего меня, со всеми моими слабостями и недостатками, со всеми моими грехами. Поэтому я свободен от необходимости спасать себя (это сделал Бог во Христе), но рядом со мной тот, кто нуждается в моей помощи. Именно потому что я свободен, я должен помочь нуждающемуся, ибо в этом состоит смысл моего бытия как христианина. Процитирую слова Мартина Лютера: «Добрые дела не создадут доброго человека, но добрый человек совершит добрые поступки; Дурное дело никогда не создаст дурного человека, но дурной человек совершает дурное дело. И так нужно во всяком случае, чтобы лицо было добрым и праведным прежде всякого доброго дела, а от праведного и доброго лица последуют и выйдут добрые дела. Так и Христос говорит: плохое дерево не приносит доброго плода, а дерево доброе не приносит плохого плода». Бог во Христе через веру творит меня "добрым деревом", чтобы я мог принести свой плод, который восполнит нужду моего ближнего, помогая ему устранить препятствия к слышанию Благой Вести - психологические, социальные, культурные, экономические и.т.д. (то есть, решая душепопечительские, диаконические и просветительские задачи).
Таким образом, ни Закон, ни мои поступки не имеют в сотериологическом плане инструментального характера. Также и Церковь не является для меня "средством спасения" - наоборот, община является полем обнаружения (приложения) веры, действующей любовью. А поскольку Закон не является средством спасения, то нет и абсолютных, внеконтекстных стандартов должного - правда Божья всегда контекстуальна и обнаруживается в свете отношений с Богом, явленным в Иисусе Христе. Можно возразить: нет ли здесь признаков релятивизма? Нет, поскольку критерии этичности укоренены не в ситуации, а в Боге - этически приемлемым является не то, что выгодно, а то, что способствует слышанью Благой Вести! Таким образом, этика Лютера является динамической этикой как в индивидульном, так и в социальном. При этом, Закон не упраздняется из жизни христианина, наоборот - укрепляется и становится очевидным его истинное назначение: благодаря сврему упорядочивающему бытие характеру, он помогает нам опознать и устранить ближайшее зло. Однако, это делается не через букву (такова тактика фундаменталистов), а через смысл, который надо снова и снова извлекать из буквы и применять в каждой конкретной ситуации.
В) Практическая реализация:
Какие пути практической реализации этих принципов предлагает Мартин Лютер? В ответ можно снова процитировать его слова: «Если вы любите Меня тогда думайте и делайте то, что поможет вашему отцу и матери, вашему ребенку, жене или мужу, вашему хозяину или хозяйке». Если Лютеровский этический принцип состоит в том, что христианская жизнь - это жизнь веры, которая должна выражаться в любви по отношению к ближнему, то для её реализации нет нужды в создании особых условий. Если в римском католицизме секулярное и божественное разделены (человек стоит перед выбором между божественным и секулярным), то в евангелической этике - секулярное и божественное встречаются в человеке, ведь Божий мир неделим. В нём Богом установлены различные порядки и служения, среди которых нет "высоких" или "низких" - как един мир Божий, так едины между собой порядки и служения, в которых каждый из нас находится в силу воли Провидения (не об этом ли строки хорала - "Отбрось же всякое смятенье и примирись с своей судьбой, и жди лишь то, что Провиденье Само поставит пред тобой..."?). Здесь нет фатализма: жизнь ставит перед каждым из нас задачу "услышать" своё призвание, ведь Бог принимает тебя в твоём служении, а не в попытках уподобиться кому-то или кого-то превзойти - к примеру, нет никакого унижения быть ведомым, если объективно ясно, что это твоё служение. Однако, призвание - это не данность: мы ищем его, порой совершая ошибки...
Подводя итоги, можно сказать, что для Лютера важна не система, а поступок, совершаемый не ради себя, а ради ближнего. Поступок, совершаемый здесь и сейчас, в существующей действительности (через существующие порядки и призвание), а не в искусственном мире, в твёрдом уповании на Бога. В этом поступке христианин обнаруживает себя христианином, в этом поступке реализуется его свобода и мужество быть, поскольку в нём преодолевается страх за себя, за свою участь - ведь наше спасение совершено, Бог уже позаботился о нас самым совершенным образом, к которому человек ничего не может прибавить и от которого ничего не может отнять. Основанную на этих представлениях этику мы можем назвать евангелической.
Базовый пример реализации евангелической этики - Сам Иисус. "Он, по природе Бог, не держался за равенство с Богом, но добровольно лишился всего, приняв природу раба и человеком родившись. Он был во всём человеку подобен, но ещё больше себя умалил и так был послушен, что принял и смерть саму - смерть на кресте" (Флп 2:6-8, Современный русский перевод РБО) - Он не держался за свой "статус", свою невиновность, но ради любви к человеку принял на себя вину (стал виновным) и принял возмездие за эту вину. Это было действие не по Закону, а по любви, в которой и только в которой возможно исполнение Закона, поскольку не Закон является контекстом для веры, действующей любовью, а вера является контекстом и основанием Закона.
Г) Этика Лютера в наши дни:
Его подход к учению об оправдании был экзистенциальным - тот же подход обнаруживается и в этике. В этом её сильная и слабая стороны. Сильная в том, что Лютер очень современен, потому что сейчас доминируют экзистенциальные методы и подходы - таким образом, опирающаяся на его представления этика позволяет говорить с современным человеком на достаточно релевантном языке. Слабая в том, что в условиях кризиса, когда существует потребность в стойких консервативных этических системах, она воспринимается как недостаточно "христианская", релятивистская, в которой для консервативно настроенного христианина не видно точки опоры. Характерный пример - наша страна, в которой востребованы консервативные этические конструкты. "Делай так!", а ещё лучше "Делай как я!" - вот популярные стратегии , поэтому тот, кто может предложить эффективный набор несложных императивов, оказывается в более выигрышном положении (здесь можно вспомнить слова одной из песен Владимира Высоцкого: "А перед нами всё цветёт, за нами всё горит. Не надо думать, с нами тот, кто всё за нас решит..."). Однако, отдаваясь во власть этической системы, мы теряем связь с реальностью - той реальностью повседневного существования, к которой возвращает нас Мартин Лютер. В итоге - теряем связь с самой жизнью...
avatar
Алексей Колосов

Сообщения : 88
Дата регистрации : 2014-09-19
Возраст : 42
Откуда : г.Тихвин

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения