История Церкви (Азия, Америка, Африка) - 5

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

История Церкви (Азия, Америка, Африка) - 5

Сообщение автор Алексей Колосов в Чт Май 19, 2016 7:32 pm

Данная часть курса истории Церкви содержит очень много новой информации, особенно про церкви в Северной Америке, и в ходе работы над ней определился ряд тем, на которые хотелось бы обратить внимание в ответе.
1) Предпосылки успешной миссии:
Как следует из материалов курса, существуют условия, соблюдение которых повышает шансы миссии на успех.
Во-первых, для успешной миссии необходимы пути. Это видно на примере Эпохи Великих географических открытий, ставшей временем активного распространения христианства - прокладывались новые пути, которые служили "каналами" христианской миссии. Для миссии важны пути - не всегда можно их создать, но можно их найти и активно ими пользоваться. Отсюда можно сделать вывод: если миссия - это сеть, то её "узлы" не должны располагаться в социально-экономических тупиках. При всём желании донести Слово до самых малых уголков земли, надо помнить, что наши "горизонтальные" усилия ограничены временем и пространством, в которых приходится использовать ограниченные ресурсы.
Во-вторых, миссия была более успешной там, где был адекватный перевод Библии на местный язык. Овладение этим языком является важной задачей, причём речь идёт не только и не столько о лингвистических реалиях, сколько о понимании миссионерами местной культуры. Отрицательный пример - назначение главой церкви Сьерра-Леоне человека, который будучи уроженцем африканского континента, пережил своё становление в Англии: он оказался культурно и социально далёк от реалий своей страны, что привело церковь к упадку.
В-третьих, самостоятельные и жизнеспособные общины возникали там, где в их организацию и деятельность активно вовлекались местные жители - без этого миссия останется "гастролирующей" группой, целиком и полностью зависящей от центра, в то время как её задача состоит в создании устойчивых общин.
2) Миссия как вызов:
Миссия - это вызов. Вызов, гораздо более глубокий, чем кажется. И проблема не столько в том, что "могу" я проповедовать или нет - это проблема того, как миссия влияет на меня и готов ли я к этому влиянию! Это демонстрирует пример африканских церквей, которые не только обнаружили устойчивость в организационном плане, но и стали ставить новые теологические вопросы, к чему материнские церкви не всегда были готовы. Принцип "делай как я!" работает только в ограниченном числе случаев.
3) Проблемы взаимодействия и объединения христианских движений:
Примером может служить попытка создания единой лютеранской церкви США. Существовала готовность к тому, чтобы лютеранские группы различного происхождения объединились и этот процесс начался - был создан Генеральный синод. Однако, президент синода, Самуил Шмакер, придерживался мнения о том, что нужна ревизия Аугсбургского исповедания - это не соответствовало убеждениям большинства. Когда же Шмакер выступил со своей программой публично, произошел раскол - наиболее консервативная группа, происходящая из эмигрантов-саксонцев, покинувших родину на пике противостояния лютеран и реформатов, стала ядром союза лютеранских церквей Синода Миссури. По материалам курса не очень понятно чем именно было обусловлено богословие Шмакера (реформатские тенденции или влияние рационализма?), но суть, как я полагаю, в том, что потребности и опыт некоторых лютеранских групп оказались не учтены, что имело печальные последствия.
Похожая ситуация возникла при создании Барменской декларации - реформатами-участниками конференции не были должным образом учтены потребности и опыт лютеран, что, в итоге, привело к охлаждению между земельными церквями и ослаблению христианских антинацистских сил.
4) Социальные вопросы в христианских церквях:
Церкви не всегда решали эти вопросы строго в библейском ключе - примером может служить их отношение к проблеме рабства. В то время как некоторые христианские группы и движения занимали аболиционистские позиции, другие обходили "острые углы" в пользу власть имущих. Не надо думать, что это чисто западное явление - русская православная церковь прекрасно поддерживала крепостное право, делая идеалы смирения и послушания основой народного благочестия.
Другой пример - индейцы Центральной и Южной Америки, которые столкнулись с испанским завеванием. Да, принятие крещения ставило их под особый патронаж католических миссий, но относительно безопасное существование оказывалось возможным преимущественно в специальных поселениях, которые в случае закрытия миссии оказывались совершенно беззащитны перед господствующей социальной действительностью.
Здесь можно отметить и то, что рабство, по крайней мере среди рабов в США, было осмыслено как религиозный феномен - христиане из среды рабов нашли для себя много важных тем в Ветхом Завете (Исход). Поэтому освобождение их от власти белых (власть белых - власть фараона?) было расценено как знак Божьей милости, в связи с чем возникает вопрос - имеют ли место в афроамериканской среде проекции идей избранничества, подобные представлениям об избранничестве Израиля?
5) Американская религиозность:
Следующий момент, на котором хочется остановиться - это черты американской религиозности, несомненно повлиявшие на американскую ментальность. Перечислю их: толерантность, плюрализм, волонтерство (как проявление конкурентных отношений среди равных), открытость для нового опыта и готовность к эксперименту, оптимизм, индивидуализм, общий для всех монотеизм. На их основе рождаются как новые религиозные движения, так и течения консервативного толка (как реакция на поиск новых форм), сильные своим миссионерским духом - по сути, весь мир сейчас в той или иной мере испытывает влияние американских церквей. Во многих странах (особенно это касается стран бывшего "социалистического лагеря") именно американские миссии послужили одним из импульсов к религиозному возрождению (можно привести личный пример: в нашей семье Новый Завет появился благодаря американским миссионерам). Это активизировало местные, зачастую угнетённые церкви - не всегда согласные с позицией миссионеров, они были вынуждены формулировать и озвучивать свои воззрения. Во многоих случаях (особенно в России) это привело к конфликтам и свертыванию миссий, но, как говорится, "декабристы разбудили Герцена....".
6) Проблема консерватизма и фундаментализма:
Как видно, фундаментализм в христианстве не дал устойчивых самостоятельных ростков, поскольку изначально не является самостоятельным явлением - как правило, это реакция на происходящие изменения и неразрешенные конфликты. Причём, в отличие от консерватизма, реакция патологическая. Отсюда можно сделать вывод: свобода, хотя и несёт в себе возможность ошибки, обладает творческим потенциалом, в то время как фундаментализм - не обладает: чем выше градус консерватизма (или даже фундаментализма!), тем меньше возможностей развития у церкви. Да, консерватизм может быть востребован обществом и общинами по целому ряду причин, но это - лишь временная остановка, временное убежище, которое надо вовремя покинуть...
avatar
Алексей Колосов

Сообщения : 88
Дата регистрации : 2014-09-19
Возраст : 42
Откуда : г.Тихвин

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения