Этика Лютера. Вопрос 2.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Этика Лютера. Вопрос 2.

Сообщение автор Герман в Пн Фев 29, 2016 8:23 pm

Вопрос 2. В чём применимость социальной этики Лютера к решению современных проблем?

Для того, чтобы дать ответ на поставленный вопрос, рассмотрим его историю.
Статистика приводит данные, что в мире, на сегодняшний день, имеются (примерно) 75 миллионов приверженцев учения Лютера – имеется 75 миллионов лютеран (представителей одного из течений протестантизма). Следовательно, все эти (верующие) люди, решая свои проблемы – проблемы современности, стоящие перед ними, учитывают (во всяком случае, это желательно) нормы социальной этики религии, которую исповедуют.    
Учение Мартина Лютера базируется на Священном Писании, на Библии. По его, - Лютера, словам, дошедшим до нас, Библия -  это основное учение христианина и вера человека, прошедшего через искупительную жертву Иисуса Христа. Следовательно, социальная этика Лютера базируется на христианских ценностях.    
О социальной этике Лютера. Что мы подразумеваем под этим выражением?  Этика Лютера - это неформальная система норм и ценностей религиозной системы, носящей его имя, которая регламентирует человеческие отношения и общественное поведение - является основанием социально-этических оценок.
Термин лютеранская этика не характерен для лексики богословия - это термин, используемый (главным образом) в социологических и религиоведческих исследованиях. Тем не менее, имеется определенный перечень нравственных принципов, реальная общность которых в лютеранстве определена тем, что они выражают существенное содержание реформированного христианства (в нашем случае, одного из его течений – лютеранства).
Теоретическую базу лютеранской этики составляет понимание человека, конкретизированное в концепции благодати, предопределения, призвания и т.п.   (основанные на них принципы нравственности, заметно расходились с привычной христианской моралью средневековья). В сознании лютеран укоренилось, что основными признаками избранности к спасению являются сила веры, продуктивность труда и деловой успех. Стремление верующего лютеранина доказать себе и другим, что он избран Богом, привело к созданию мощного стимула к предпринимательству и базу новых моральных норм и критериев. Деловая сметка и богатство стали богоугодным явлением: лютеранская этика освятила труд и осудила праздность. В ряде стран (например, в Англии), практическим следствием этого стало принятие суровых законов против бродяг: необходимость обретения профессии рассматривалась ответом на требование (призыв) Бога приобрести специальность и постоянно совершенствоваться в ней - то есть, исполнением морального долга. Призрение нищих, которое рассматривалось в католицизме как одно из "добрых дел", лютеране осуждали: милосердие понималось, прежде всего, как предоставление человеку возможности обучиться ремеслу и работать (особой добродетелью считалась бережливость, а расточительность или невыгодное капиталовложение были греховны).
Лютеранская этика регламентировала образ жизни людей и её требования распространялись на производственную и социальную (требование законопослушания) дисциплину и качество труда. Лютеранская этика осуждала пьянство и разврат, требовала крепить семью, приобщать детей к труду, обучать людей читать и понимать Библию. В социальной этике Лютера получило признание необходимость получения людьми грамотности, что угодно Богу (поэтому, во многих странах, принявших лютеранство, как государственную религию, были приняты законы об обязательном начальном образовании). Истинный лютеранин был обязан быть опрятным в быту, аккуратным и прилежным в труде, честным в выполнении взятых на себя обязательств.
Социальная составляющая лютеранской этики выразилась в роли в становления буржуазного общества, которое, по мнению некоторых учёных (например, немецкого учёного Макса Вебера, написавшего книгу "Протестантская этика и дух капитализма"), стала решающим фактором возникновения капитализма и быстрого экономического развития Европы (в частности, ей западной части).
Лютеранская этика (как совокупность норм поведения людей, исповедующих это религиозное течение) определила позитивное отношение к миру: удивительным образом изменилось отношение людей к светскому порядку. Ранее, в парадигме христианского учения, лежало презрительное отношение к миру – миру, погрязшему в грехе. По бытовавшему тогда пониманию, для обретения счастья веры, истинные христиане должны были уходить из мирской жизни и помещаться в духовное пристанище монастыря. Лютер, однако, вывел заключение об истинном призвании христианина, которое заключалось в служении Богу в миру (важность этого взгляда, коренным образом изменившего жизнь людей, невозможно переоценить): социальная этика Лютера переместила центры христианской жизни из монастырей на городские рыночные площади, превратив последние в колыбели нового христианского мышления и поведения европейских (далее, других) стран. Таким образом, лютеранская этика отразила политические, социальные, экономические и церковные перемены, лежащие в основе формирования современной западной культуры.

Так в чём же выражается применимость социальной этики Лютера для решения современных проблем?
Во-первых, в возрождении идеи призвания христианина. Человек призван, в первую очередь, быть христианином и, далее, должен проявить веру в своей мирской деятельности. Лютеране, следующие постулату «священства всех верующих», направляют свою деятельность на очищение окружающего мира от скверны. "То, что кажется светскими трудами, является на самом деле восхвалением Бога и представляет собой покорность, которая приятна Ему" (Мартин Лютер).
По Лютеру, понятие восхваления Бога своими светскими трудами не знает границ. Даже обычную домашнюю работу, Лютер оценивал следующим образом: "Домашние обязанности следует ценить больше, чем все труды монахов и монахинь".  Оценивая необходимую обязанность человека трудиться, Лютер говорил: "Бог не обращает внимание на незначительность делаемой работы, но смотрит в сердце того, кто служит Ему этой работой. Это касается даже таких повседневных работ, как мытье посуды и доение коровы".
С моей точки зрения, лютеранская этика труда – это один из стержневых вопросов социальной этики Лютера. Для лютеран, труд имеет первостепенное значение: они не разграничивают виды труда, которые все в почёте и имеют одинаковую значимость для Бога. В этой связи, Лютер сказал: "Весь мир можно заполнить служением Богу - не только церкви, но и дома, кухни, погреба, мастерские и поля". То есть, Лютер утверждал, что все виды человеческого труда прославляют Бога.
Во-вторых, в интересе лютеранства к личностному (внутреннему) миру человека, что, возможно, может помочь возрождению христианского мира: поможет ему стряхнуть имеющуюся шелуху и обрести ценности, многие из которых утрачиваются или, возможно, утрачены.
В-третьих, социальная этика Лютера, как мне кажется (и в наше время, когда, по - мнению многих, религиозные идеи перестали/перестают играть ведущую роль и представлять собой ведущую историческую силу), может помочь в решении имеющихся проблем современного Общества: социальных, экономических, культурных и др.
Довольно много современных исследователей теологических движений и политологов воспринимают христианскую религию (её лютеранскую деноминацию, в частности), как нечто выродившееся и утратившее свою силу. Они, например, восхваляют ислам, не уставая подчёркивать похвальные человеческие качества, которые (с точки зрения этих деятелей культуры и политиков) присущи носителям этой религии и возводят хулу на учение Иисуса Христа, выпячивая не самые лучшие человеческие качества некоторых его последователей.
История (представляется, что в достаточно обозримом будущем) расставит всё по своим местам и определит истинную расстановку имеющихся сил. Со своей стороны, лютеране (твёрдо исповедующие свою веру) должны внести свою лепту в решение имеющихся проблем современности и, в том числе, выполнить роль проводников и проповедников воли Божьей, опираясь на социальную этику Лютера.

Герман

Сообщения : 44
Дата регистрации : 2014-09-11

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения