Дистанционная программа. Новосаратовка
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

История современной церкви Азии, Африки, Америки. Вопрос 16.

Перейти вниз

История современной церкви Азии, Африки, Америки. Вопрос 16. Empty История современной церкви Азии, Африки, Америки. Вопрос 16.

Сообщение автор Герман Вт Фев 23, 2016 7:40 pm

Вопрос 16. Как вы понимаете «африканизация» церкви? Что этот процесс может говорить нам о миссии в целом?

Африканизация церкви – это часть культурного национализма, подводящая под него идеологическую (в нашем случае, в виде религиозного содержания) базу.
В освободительное движение народов Африки, боровшихся против колониальной зависимости, был втянут широкий слой народных масс этого континента.  Почему эти массы успешно вливались в это движение? В том числе потому, что (нередко) это движение было частью борьбы против религиозной дискриминации коренного населения.  (В колониальных странах, антиимпериалистическая форма национальных движений, на начальных этапах, выступала в форме религиозного протеста).      
В условиях Африки, среди местного населения христианского вероисповедания довольно рано возникло два движения: одно из них предлагало организацию самостоятельной церкви (при неизменности догматических постулатов церкви метрополии) с африканизированным клиром, а другое вело по пути образования новой церкви, обрывавшую связь с канонической догматикой церкви в метрополии.
Рассматривая поставленный вопрос, нужно иметь в виду, что не все миссионеры, при проведении колониального раздела Африки, были похожи на Д. Ливингстона, деятельность которого рассматривалась в предыдущей теме. Многие из миссионеров следовали лозунгу «Стальной меч предшествует мечу духовному!», что подразумевало изначальное порабощение местного населения и только уже затем проведение его христианизации. И как, в таком случае, они относились к африканским священникам, которые уже появились в XIX веке? Однозначно, с ними (мягко говоря) не считались. Более того, на них инициировали гонения и организовывали травлю. Примером такого отношения может служить судьба негритянского епископа Сэмюэла Кроутера (1809 г. – 31.12.1891 г.). Двенадцатилетним мальчиком, будущий епископ стал трофеем соседнего племени фульбе, которое продало своего пленника португальцам. Кроутеру повезло: корабль, который вёз невольников, был захвачен англичанами и, вместо бразильских плантаций, мальчик попал во Фритаун - столицу нынешнего Сьерра- Леоне (в то время, это был город в Либерии – город этого африканского государства - территории, выкупленной аболиционистами и предназначенной для поселения на ней бывших рабов - территории, свободной от рабства. Через несколько лет, он был крещён в англиканстве, а затем поступил в миссионерскую школу и, в конечном итоге, дорос до сана епископа: епископ С.Кроутер был первым, с 1864 г., англиканским епископом Нигерии (Кроутер стал первым переводчиком Библии на язык йоруба – народа, населяющего юго-западные штаты современной Нигерии).
Так вот, даже с таким человеком - человеком, имевшим неоспоримые заслуги в деле распространения веры Христа, его сподвижники (обладающие белым цветом кожи) не пожелали считаться: церковная власть епископа была ограничена, а за его действиями была установлена слежка. Ответная реакция христиан-африканцев Западной Африки не заставила себя ждать: ряд влиятельных вождей племён потребовали удаления со своих территорий всех белых миссионеров, а движение в поддержку опального епископа трансформировалось в компанию за равноправие африканцев. Причём, это равноправие предполагало оформление разрыва всех отношений с белыми миссионерами и их центрами, с образованием полностью самостоятельной в организационном отношении поместной церкви: повсеместно, в том числе на страницах африканской (тамошней) прессы, обсуждалась тема необходимости взятия местным населением руководство церковью и школами на себя.
Одним из активных сторонников африканизации церкви был ещё один представитель Нигерии - Джеймс Джонсон (1838 – 1917), приверженный идее культурного национализма. Идеи этого национализма, он (прежде всего) распространял на религию. Д. Джонсон выступал за адаптацию христианства к местным условиям, он видел в этом возможность избавления Африки от всех бед и считал, что африканизация церкви сможет объединить всех христиан этого континента, которые станут «единым африканским целым». Джонсон, продвигая свою точку зрения, предполагал, что африканизация церкви может быть инструментом, который поможет образованию единого африканского государства и покончит с таким проявлением пещерных отношений, как трибализм, что предлагаемый инструмент уничтожит племенные различия с их перманентными войнами и распрями, породив единство общих интересов. В своих взглядах, Джеймс Джонсон, солидаризировался с Эдуардом Блайденом – ещё одним деятелем, придерживавшегося идеи панафриканизма. Э. Блайден не являлся религиозным работником, но его деятельность заслуживает внимание. Родившийся, в 1851 г., на Виргинских островах, он пришёл к осознанию идеи панафриканизма и переехал во Фристаун, находившийся в Либерии (территории, приобретённой аболиционистами белой расы, для расселения бывших рабов из Африки). Выгодно женившись (на племяннице вице-президента страны), Блайден стал редактировать местную газету «Liberia Herald», был послом этой страны в Великобритании и Франции, работал чиновником колониальной администрации колонии Сьерра-Леоне.
Являясь основателем движения панафриканизма, Э. Блайден выступая с требованиями «духовной деколонизации» Африки, утверждая, что европейцам присущ сугубый материализм, индивидуализм и воинственность, стремление к конкурентным отношениям и возведение науки в культ. У африканцев, с точки зрения этого деятеля, превалировало духовное начало, естественность и доброжелательность, постоянная связь с природой и другие почтенные духовно-душевные качества лучших представителей человеческой расы.
В отличии от своего сподвижника – Джеймса Джонсона, Э. Блайден не являлся сторонником христианства, он оказывал предпочтение исламу, который, по его мнению, способен сплотить африканцев и должен стать религией чернокожих африканцев (христианство, как считал Блайден, оказывает разрушающее действие на все социальные структуры – разлагает их). Эти утверждения были запечатлены на страницах его работы (возможно, основной) «Христианство, ислам и негроидная раса», опубликованной в 1887 году, в Англии. Книга имела широкий резонанс: никто из её читателей (большинство из них, во всяком случае) не мог поверить в то, что книга написана негром.
Давая оценку деятельности автора книги «Христианство, ислам и негроидная раса», необходимо обратить внимание на следующее:
1. Он считал, что территория Либерии (территория на западном побережье Африки, приобретённая аболиционистами белой расы для расселения освобождённых ими рабов негроидной расы) должна быть значительно расширена за счёт территорий современной Ганы и Бенина.
2. В 1850-е годы, он принимал активное участие в карательных акциях против африканских племён: кру и других (заселяющих прибрежную зону Либерии и западные районы современной Кот-д' Ивуар).
Косвенным образом, деятельность Блайдена касается всех лиц, проявлявших свою солидарность с этим, скажем мягко, шовинистом.

Что можно сказать о явлениях, упомянутых выше? Конечно, не все белые миссионеры обладали человеческими качествами Давида Ливингстона - это прискорбно и, в связи с этим, понятны пожелания местного населения организовать свои поместные церкви.   С другой стороны, деятельность таких людей, какими были Джеймс Джонсон и, особенно, Эдуард Блайден, с моей точки зрения, не соответствует христианским воззрениям и традициям. Деятельность этих людей (Блайдена, в особенности) – это деятельность шовинистов (Блайден заслуживает более конкретного определения).
Представляется, что их деятельность (Д. Джонсона и Э. Блайдена) не совсем отвечает (совсем не отвечает) библейским заповедям. Чем это можно подтвердить? Например, словами апостола Павла из его Письма Христианам в Колоссах: «И здесь уже нет ни грека, ни иудея; ни обрезанного, ни необрезанного; ни варвара, ни скифа; ни раба, ни свободного. Есть только Христос, Он – всё и ОН – во всём» (Кол. 3:11). Эта же мысль содержится в другом послании апостола Павла – Письме Христианам в Галатии: «Ведь крестившись, чтобы соединиться с Христом, все вы облеклись в Христа. И нет уже ни еврея, ни язычника; ни раба, ни свободного; ни мужчины, ни женщины – все они одно существо в единении с Христом Иисусом» (Гал. 3:27).              
     
- ,

Герман

Сообщения : 44
Дата регистрации : 2014-09-11

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения