История современной церкви Азии, Африки, Америки. Вопрос 17.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

История современной церкви Азии, Африки, Америки. Вопрос 17.

Сообщение автор Герман в Чт Фев 25, 2016 10:48 am

Вопрос 17. Опишите, как минимум, два движения для справедливости, инициированные христианами в нашем историческом периоде. На ваш взгляд, какую роль должна играть церковь в движении за справедливость?

Считаю, что ответ на вопрос № 17 должен иметь расширенный формат, так как без этого он будет не полным – будет иметь вид банальной отписки.

Что мы имеем в виду, когда ведём разговор про справедливость? Мы имеем в виду понятие, содержащее в себе требование некоего баланса представлений о том, что должно быть и о том, что содержит в себе требование соответствия деяния человеческого и воздаяния ему («… и воздаст каждому по делам его» Мф. (16:27). Набор таких соответствий, к примеру, может включать в себя следующее: права и обязанности, труд и вознаграждение, приобретение заслуг и их признание, получение наказания за совершённые преступления и проступки, а также другие сочетания действий.
Справедливость предполагает беспристрастное (справедливое) отношение к кому-либо или чему-либо (справедливость – это логическая оценка действий в соответствии с критериями, принятыми и зафиксированными в общепринятой и обязательной нормативной государственной системе – законе). То есть, справедливость - это то, к чему должна стремиться любая государственная и судебная система (и которая, к великому сожалению, никогда не достигает её). Справедливость – это явление важнейшей нравственной проблемы современности, которое может приобретать (в новых условиях) новые качества. Таким образом, мы выяснили, что понятие справедливость – многогранное понятие, базирующееся на человеческой совести
Что даёт людям эта важнейшая нравственная проблема современности – справедливость? Конечно, даёт им уверенность в собственных силах и собственной правоте. Справедливость, как понятие, даёт людям свободу от проявления необъективной оценки и пристрастности: справедливый человек будет относиться одинаковым образом ко всем одинаковым случаям, вне зависимости от статусного положения людей, являющихся фигурантами дела. Понятие справедливости включает в себя готовность жертвовать личным для достижения общественного блага. Справедливость – это апелляция к имеющейся совокупности ценностей, которые занимают более высокое место, чем те, что нашли своё воплощение в законе. Справедливость – это то, что происходит при рождении социальных отношений (справедливость всегда социальна): справедливость даёт силы для борьбы с имеющимся злом и надежду на то, что зло будет наказано (возможно, искоренено), а все представители общества получат равные возможности.
Признаками справедливости являются согласие и взаимность: есть справедливость – будет согласие и взаимность. На разных уровнях, справедливость выражалась по-разному. Например, в старину справедливость семейного уклада проявлялась в том, что все евшие из одной большой тарелки, поочерёдно черпали еду своими ложками (внеочередная попытка зачерпнуть из общей посуды каралась ударом ложкой в лоб предприимчивому представителю семейства, который выполнял его глава). При наличии в государственном строе социальной службы (не её пародии), проявлением справедливости (социальной) будет забота о немощных, о старых людях, о детях. Судебная система государства проявляет свою справедливость такой работой судов, когда они будут выносить свои решения по тому или иному делу (давать правовое определение тому или иному поступку) справедливо.
Исходя из рассмотренного выше, становится понятно, что люди (в том числе те, кто обладает властными полномочиями и от которых зависит принятие того или иного решения) должны быть справедливы «…всё, что хотите, чтобы делали для вас люди, делайте для них и вы. В этом весь Закон и Пророки» (Мф. 7:12).
Так что же, отвечая на заданный вопрос, мы можем сказать о движениях за справедливость (как минимум, двух), инициированной христианами в нашем историческом периоде?
Принято считать, что ими являются движение за равенство прав чернокожего населения США, которым руководил Мартин Лютер Кинг и (?) борец с южноафриканским апартеидом Нельсон Мандела (в отношении упомянутого движения в ЮАР, нужно сказать правильнее: со стороны церкви, им руководил Десмонд Мпило Туту – архиепископ (первый чернокожий предстоятель церкви в ЮАР) Кейптаунский, игравший лидирующую роль в борьбе против апартеида, за что он получил (в 1984 г.) Нобелевскую премию мира - «за мужество и героизм, проявленные в борьбе против апартеида».
Что можно сказать об этих двух движениях (революционных движениях, радикально перестроивших человеческие отношения), которые были направлены на достижение справедливости? (Это, разумеется, моё частное мнение, которое ни на что не претендует, кроме его оценки преподавателем).
С моей точки зрения, ни то, ни другое движение нельзя называть христианскими только на том основании, что их возглавляли деятели церкви (принадлежащие к негроидной расе, чьи права они защищали) - это были политизированные акции, которые проводились на почве борьбы двух политических мировых систем, возглавляемых СССР и США, обеспечивавших финансовую (и иную) подпитку деятельности разного рода движений. Это были революционные движения, направленные на передел существующих отношений в государстве.
Да, несомненно, и в США, и в ЮАР, права чернокожих граждан были (в разной степени) ущемлены. В конечном итоге, в результате борьбы (и оказываемой, разного рода, помощи) за равноправие, гражданские права и свободы, люди с чёрной кожей получили ими требуемое. Несомненно, это благое событие и радостная весть. Но что, в результате происшедшего, явилось оборотной стороной этой медали? (Привожу сведения, почерпнутые из общедоступных источников информации).
В США, за счёт афроамериканцев, ущемляются права других граждан - граждан с другим цветом кожи: люди (чёрные люди) не хотят работать (за них, вероятно, в прошлые века отработали их предки на хлопковых плантациях?) и, поэтому, страдает государственная социальная система (на работу которой, к слову сказать, поступают деньги налогоплательщиков); преступления, совершаемые афроамериканцами, покрываются властями (кому хочется оказаться в эпицентре очередного скандала по «расовой дискриминации» негров, который вызовет очередной бунт их бездельничающих озлобленных соплеменников?); в некоторых случаях, в пользу афроамериканцев распределяются рабочие места (например, в Голливуде, при съёмках любого фильма, определена обязательная квота занятости афроамериканских актёров и технического персонала и, при этом, талант и профессиональная пригодность могут не играть роли). Думаю, что приведённый перечень не исчерпывает имеющихся проблем: имеются, вероятно, и другие проблемные отношения, не вносящие гармонию в жизнь социума США.
Более огорчительная ситуация развивается в ЮАР, где апартеид может поменять полюсный знак отношений в обществе: люди с белым цветом кожи подвергаются притеснениям и насилию (в том числе, физическому, который граничит с геноцидом).
Что можно сказать по поводу событий, последовавших после упомянутых выше революционных событий? (Разумеется, не связанных с учением Христа).  Может быть, следует вспомнить слова Отто фон Бисмарка, который сказал: «Революции готовят гении, делают романтики, а пользуются плодами – негодяи». Между тем, христианство – учение для гонимых, но не тех, кто с превеликим удовольствием превращается из гонимых в гонителей: христиане – граждане неба, которым должен быть чужд корпоративный дух земных институций и конституций, поскольку христианство строится на принципе любви к ближнему. Христианство – это сила, сражающаяся за мир, справедливость (за защиту бедных и обездоленных из Африки, Азии и Латинской Америки, в том числе) и целостность Божьего творения.  
В контексте сказанного выше, нельзя не вспомнить известного немецкого проповедника Дитриха Боххёффера, который считал, что мир стал «совершеннолетним» и, поэтому, он может обходиться без священного. С этим утверждением нельзя согласиться: наш мир, к сожалению, является местом разгула людских страстей, приносящих им страдания и беды. Как показывает человеческая история, инициировать эти беды и страдания могут как тоталитарное вожди (например, Гитлер, Сталин и фигуры меньшего масштаба), так и любой безответственный политический сброд (как бы он себя не называл: консерваторами, либералами, демократами, республиканцами и т.п.). Как нет ничего совершенного в нашем мире, так и нет ничего созревшего – («совершеннолетнего», по словам Бонхёффера) . Поэтому, христианская вера в вечные ценности является необходимым условием нормального существования людей. Но так как мир изменился (он вступил в свою новую фазу и, в этой связи, изменился его культурный фон), то язык общение должен быть понятным всем, до кого информация доводится - нужно искать другой язык общения, чтобы донести до людей Евангелие – Радостную весть, главное в этом мире и вечное.  
Не думаю, что упомянутые выше события, с которыми связывают имена баптистского пастора Мартина Лютера Кинга и архиепископа англиканской церкви Десмонда Мпило Туту, являлись целью их деятельности: но, как мне кажется, любое христианское движение не может обойтись без любви к ближнему (что должно было быть в пасторской работе названных священников) и эта любовь не может распространяться только на определённые группы людей (если не являться сторонником расово обособленной церкви).  
Отвечая на поставленный вопрос, могу сказать, что (по-моему мнению) два движения за справедливость, инициированные христианами в нашем историческом периоде, это:
1. Движение, осуществлённое немецким проповедником – евангелистом Дитрихом Бонхёффером, который, как участник заговора против Гитлера, был казнён в концентрационном лагере Флоссенбюрг. (Строго говоря, это движение началось после его гибели: письма, написанные Бонхёффером из заключения своим родным, составила целую книгу, которая произвела огромное впечатление на всех, прочитавших её и богословов, в частности: Дитрих Бонхёффер приобрёл много сторонников и последователей во всём мире).
Почему я имею такую точку зрения? Где Бонхёффер и где движение за справедливость (если не считать справедливостью его активную деятельность по спасению евреев и участие в сопротивлении нацистской диктатуре: о возможности борьбы с диктатурой он писал в своей книге «Этика»).
Может быть мои слова отдают патетикой, но Дитрих Бонхёффер – это человек, который сумел оказать воздействие на умы людей не только своей теологической деятельностью (по мнению некоторых богословов, его выводы не всегда бесспорны и не всеми разделяются), но и своим личным примером - поведением истинного (благочестивого и самоотверженного) христианина, до последнего мига сохранившего присутствие духа, мужество и заботу о ближнем (08 апреля 1945 г., накануне своей казни – 09 апреля, он сумел провести последнее в своей жизни богослужение). Значимость движения Бонхёффера признаётся очень многими ведущими деятелями христианских церквей.
2. Историческая встреча двух ведущих предстоятелей христианского мира: Папы Римского и Патриарха Русской православной Церкви.
Этот акт руководителей Западной и Восточной Церквей, с моей точки зрения, является не просто торжеством справедливости – преодолением многовековых разногласий между основными христианскими конфессиями, но и проявлением уважения, понимания и христианской любви друг к другу.
Встреча эта может оказать помощь бедственному положению как христиан Ближнего Востока, так и христиан, проживающих в других местах нашей планеты – поможет восстановить справедливость для людей, подвергающихся гонениям за веру Христову, а в некоторых случаях и целенаправленному геноциду. Вне всякого сомнения, совместная позиция глав Церквей повлияла на деятельность государственных деятелей многих стран, ответственных за принятие решений, касающихся жизни христианских сообществ.

Герман

Сообщения : 44
Дата регистрации : 2014-09-11

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения