Литургика - 4

Перейти вниз

Литургика - 4

Сообщение автор Алексей Колосов в Пт Фев 12, 2016 5:39 pm

Есть одна мысль, которая, как мне кажется, звучит в наших учебных материалах снова и снова: мы - Церковь. Мы Церковь (община) не потому, что мы хороши или что-то делаем для этого, а потому, что таково благоволение Бога, такова Его благодать. Мы - Церковь, потому что Он "призвал нас из тьмы в чудный Свой свет" (1Пет.2:9). При этом мы, - как Церковь (община), - в своей основе не организация, а процесс коммуникации (общения и сообщения (ретрансляции)) Евангелия, который совершается Богом в нас и через нас. В этом процессе мы не только участники, но и Его несовершенные орудия: мы не знаем, что Он делает со своей Церковью через нас - смиряет или возносит, созидает или разрушает. Но именно потому, что Церковь - это процесс, который осуществляем и направляем не мы, но Сам Бог, при всей нашей ограниченности мы можем свободно, творчески, но при этом ответственно делать в общине и для общины то, что считаем полезным и нужным. Это касается и литургической (богослужебной) жизни Церкви.
Как и сама Церковь, богослужение - это процесс. Исторический обзор, предложенный в материалах курса, показывает, что этот процесс реализуется в точке пересечения пары конфликтов - (а) между формой и содержанием, а также (б) между творчеством и традицией. Как и в экзегетике, как и в области систематики, так и в литургике каждая историческая церковь выполнила своё "домашнее задание" - в каждой из исторических церквей сложился свой, если угодно, литургический континуум, в котором делается акцент на одну из граней указанных конфликтов. Где-то доминирует форма и традиция, где-то - содержание и творчество.
Для евангелических лютеранских церквей содержание важнее формы - это является следствием вектора литургического развития, заданного отцами Реформации. Произведенная Лютером редакция средневековой мессы стала своего рода образцом: делая общину активным участником богослужения, вводя обязательную проповедь, возвращая формы евхаристии к евангельским основам (редукция мессы как жертвоприношения, причастие под двумя видами), он показал что община свободна определять свою литургическую жизнь - лишь бы она осуществлялась на основании Слова Божьего. Кроме того, Лютер не поддерживал повторение текстов, профанированных покаянными практиками ("Отче наш" и "Верую") - он предлагал их адекватные парафразы, что в свою очередь подтверждает, что смысл для евангелической церкви важнее буквы.
Однако, литургическая свобода не должна быть обращаема в "повод к беззаконию" (Иез.7:19) - изменения в литургической жизни не должны быть следствием теоретизирования, какими бы благими целями оно ни руководствовалось: обновление или возрождение литургических форм должны быть обусловлены практикой, конкретными нуждами общин (понимание этого тоже является следствием опыта евангелических церквей, прошедших в своём развитии через литургические крайности ортодоксии, пиетизма и просвещения). Однако, это не означает, что литургическая жизнь регулируется только практическими потребностями - необходима их теологическая оценка: для этого в евангелических церквях существуют определённые институты, которые не предписывают, а предлагают общинам варианты богослужебных форм (в отличие от той же православной литургики, не рекомендующей, что лучше, а диктующей, что должно). Кроме того, любые изменения не должны быть быстрыми (об этом нам напоминает курс "Стройка Божья") - богослужение объединяет представителей различных поколений, так что свобода творчества подразумевает ответственность за сохранение единства общин.
Несмотря на то, что содержание важнее формы, литургическое творчество евангелических лютеранских церквей реализуется в рамках определённой традиции - в течение столетий наше богослужение сохраняет принадлежность к западному "литургическому континууму", сохраняя преемственность с более ранними западными христианскими богослужебными формами. Однако то, что мы можем последовательно объяснить почему та или иная форма существует в церковной практике не является оправданием её существования здесь и сейчас - любую форму следует подвергнуть литургической критике, чтобы богослужение не превращалось в кладбище архаичных обычаев (Отрицательным примером может служить богослужебная практика православной церкви. Уместно вспомнить слова протоиерея Александра Шмемана о том, что большинство православных молятся так, будто не знают, что Византийская империя пала - если открыть современные православные богослужебные книги, то мы увидим торжество архаики и множество анахронизмов. В этом состоит, как мне кажется, ключевая проблема перевода православного богослужения на современный русский язык - переводить то, что есть, значит обнаружить глубокую нерелевантность огромного множества литургических текстов мировоззрению и знаниям современного человека).
Стоит упомянуть и отношение к месту богослужения. Для евангелических церквей, молитвенное помещение - это не locus sanctus, возникающий посредством воздействия благодати (gratia infusa), а среда, формируемая самой общиной: на "качество" этой среды влияют (а) богословие (порождает смыслы), (б) архитектура (создаёт место и фиксирует некоторые идеи в виде символов) и (в) музыка (как эмоциональная форма ответа на Слово Божье, окрашивающая переживание молитвы, созданной на основе смыслов, извлечённых из библейских историй).
Что же касается обрядовой (практической) стороны, то курс уделяет ей не так много внимания. В этом есть свой смысл, который метко сформулировал автор одного из руководств по православной литургике: "Знание богослужебного устава приобретается опытом" - опытом участия в молитве общины. Гораздо важнее понимать кто мы, что мы делаем и к чему нам следует стремиться....
avatar
Алексей Колосов

Сообщения : 88
Дата регистрации : 2014-09-19
Возраст : 43
Откуда : г.Тихвин

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Литургика - 4

Сообщение автор Valentin Nikolaenko в Пн Мар 28, 2016 1:13 pm

Алексей, здравствуйте!
Вот Вы пишите: "Однако, литургическая свобода не должна быть обращаема в "повод к беззаконию" (Иез.7:19) - изменения в литургической жизни не должны быть следствием теоретизирования, какими бы благими целями оно ни руководствовалось: обновление или возрождение литургических форм должны быть обусловлены практикой, конкретными нуждами общин (понимание этого тоже является следствием опыта евангелических церквей, прошедших в своём развитии через литургические крайности ортодоксии, пиетизма и просвещения)." Полностью с Вами согласен. А как определить истинность нужды для перемен? Ведь даже если провести голосование, то мнение членов общины наверняка разделится.

Valentin Nikolaenko

Сообщения : 40
Дата регистрации : 2014-10-05

Посмотреть профиль http://val-painting.com

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Литургика - 4

Сообщение автор Алексей Колосов в Пн Мар 28, 2016 4:30 pm

Добрый день!
Полагаю, что критерий обоснованности перемен - это нужды общины, рассматриваемые в свете данного ей конечного божественного поручения: способствует ли данная конкретная форма более эффективному возвещению Благой вести, нежели прежняя, или нет? То есть, мало предложить новую форму, взамен утратившей релевантность - надо (а) обосновать её соответствие общему контексту евангелического учения и (б) оценить её целесообразность нуждам общины. Более того, следует (в) испытать эту форму на практике, в качестве альтернативы (познакомить с ней общину, обсудить её с другими общинами), помня о том, что любые обоснованные перемены в группе требуют не только настойчивости, но и осторожности с внимательностью к потребностям составляющих её людей. Это долгий процесс - в качестве "антипримера" можно привести реформы Никона в русском православии, когда изменения (даже вполне обоснованные) с одной стороны директивно навязывались, а с другой - некритически отвергались (там, конечно, есть нюансы, но это другой вопрос). Голосование, кстати, тоже возможно, когда будут пройдены этапы (а), (б) и (в) - последнее слово остаётся за общиной, которую надо последовательно и аккуратно готовить к целесообразным переменам (это, впрочем, уже относится к курсу "Стройка Божья").
avatar
Алексей Колосов

Сообщения : 88
Дата регистрации : 2014-09-19
Возраст : 43
Откуда : г.Тихвин

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Литургика - 4

Сообщение автор Valentin Nikolaenko в Пн Мар 28, 2016 4:51 pm

Спасибо Алексей!
Во многом согласен, но ведь сейчас темп жизни значительно возрос по сравнению со временами Никона (а про интенсивность информационного воздействия на человека можно вообще не упоминать - один Internet чего стоит) и, если община не будет соответствовать духу времени можно оказаться в аутсайдерах в борьбе за прихожан, т.к. более "прогрессивные" общины или церкви других вероисповедований могут "переманить" имеющихся или перехватить потенциальных прихожан. Спешка конечно ни к чему хорошему не приводит, но и промедление не выход. Хотя, возможно, что я ошибаюсь и в каких-то определенных случаях действительно лучше не торопиться.

Valentin Nikolaenko

Сообщения : 40
Дата регистрации : 2014-10-05

Посмотреть профиль http://val-painting.com

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Литургика - 4

Сообщение автор Алексей Колосов в Пн Мар 28, 2016 5:25 pm

Мартин Лютер однажды высказался в том смысле, что мы не те люди, которые построили Церковь, и не те, которые могут её сохранить. Наша задача двойственна: с одной стороны, мы должны заботиться о том, чтобы не был нарушен "евангелический континуум", с другой - чтобы практические формы, в которых община существует и осуществляет своё служение, были адекватны внутренней ситуации и внешнему контексту. Можем ли мы решать эту задачу идеально? Нет. Да это и не требуется - достаточно, как мне кажется, добросовестности.
avatar
Алексей Колосов

Сообщения : 88
Дата регистрации : 2014-09-19
Возраст : 43
Откуда : г.Тихвин

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Литургика - 4

Сообщение автор Valentin Nikolaenko в Пн Мар 28, 2016 5:33 pm

Согласен в том, что идеально не сможем. Но стремиться к этому, на мой взгляд, надо Very Happy

Valentin Nikolaenko

Сообщения : 40
Дата регистрации : 2014-10-05

Посмотреть профиль http://val-painting.com

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Литургика - 4

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения