Социальные мотивы этики Мартина Лютера

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Социальные мотивы этики Мартина Лютера

Сообщение автор Виноградова в Пн Янв 18, 2016 2:24 pm

Согласны ли вы с тем, что в этике Лютера доминировали социальные мотивы? Обоснуйте свое мнение!

Социальная этика Лютера находится в неразрывной связи с его христианской этикой. Невозможно представить себе решение любых социальных вопросов, стоявших перед Лютером, вне связи с его теологическим методом, в отрыве от его теологического открытия милостивого оправдания Богом грешника через веру без каких-либо «заслуг»: «Лютеровская социальная этика должна пониматься в соотношении с его теологическим методом, его основными этическими стандартами, его практическим пониманием структуры мира и эсхатологического фона всей жизни».
Лютер решил важнейший вопрос, мучивший его так долго, об оправдании через веру. Он сам пишет об этом в сочинении «О свободе христианина» так:  «Чтобы, однако, освободить тебя от тебя самого, то есть от твоей погибели, Он ставит перед тобой Своего возлюбленного Сына Иисуса Христа и Своим живым, утешительным Словом говорит тебе: предайся крепкой вере в Него, неустанно пребывай в которой, и ради этой самой веры все твои грехи простятся тебе, вся твоя погибель преодолеется, и ты, справедливый, благочестивый, удовлетворенный, праведный, исполнишь все заповеди, освободишься от всего!  Как говорит св. Павел: «Праведный верою жив будет». И: «Христос есть конец и исполнение всех заповедей для верующих в Него». (Мартин Лютер. О свободе христианина. Уфа, 2013. С. 80)
Этот принцип оправдания через веру лежит в центре всего лютеровского понимания современных ему проблем, в том числе в сфере социальной этики. Христианин, оправданный Богом, только один и может творить действительно добрые дела. Это не его заслуга, это сила Бога, любовь Бога, действующая в человеке на благо ближнего. Бог открывается христианину в Своей безграничной любви для того, чтобы человек нес эту любовь дальше, другим людям, чтобы человек стал «проводником» Божественной милости.  Поэтому для Лютера нет какой-то этики вне христианского сознания, вне христианского действия. Он и сам решал конкретные вопросы, исходя из блага ближнего. В  своих аудиолекциях о Лютере А.Тихомиров приводил в пример вопрос о двоеженстве. Лютер решил эту проблему, исходя из того, что будет лучше для человека в данной конкретной ситуации. Но это вовсе не означает, что Лютер «практиковал» подобный подход в других случаях.
В этой связи необходимо подчеркнуть, что Лютер любым явлениям в сфере этики: добру, злу, добрым или злым поступкам не давал однозначных, статичных оценок. Его принцип был динамический, не закостенелый. Его мерилом в отношении к какому-либо социальному вопросу было то, помогает или мешает это в отношениях Бога и человека. Известно отношение Лютера к индульгенциям, как к средству покупки Божественной милости; к так называемым «добрым делам», которые совершаются не для ближнего, но для устроения себе местечка в раю. В то же время, Лютер писал, что добрые дела свойственны христианину:           «… никогда добро и праведное дело не создадут доброго и праведного человека, но добрый и праведный человек  исполнит доброе и праведное дело. Дурное дело никогда не создаст дурного человека, но дурной человек совершает дурное дело. И так нужно во всяком случае, чтобы лицо было добрым и праведным прежде всякого доброго дела, а от праведного и доброго лица последуют и выйдут добрые дела» (Мартин Лютер. О свободе христианина. Уфа, 2013. С 89). Истинный источник добрых дел – Святой Дух, который и движет христианином, и движет им в направлении помощи ближнему, а не самому себе.
Для понимания социальной этики Лютера необходимо сказать и о его отношении к государственному и политическому устройству мира.  Для Лютера Бог правит миром и через установленные государственные порядки. В его время  это были князья, магистраты и т.д. Поскольку это божественный порядок, он является благом для людей. В то же время Лютер понимал, что власть развращает людей, что грешная человеческая природа проявляется в желании богатства и власти над людьми для исполнения собственных эгоистических желаний. Но все равно для Лютера эта «секулярная» сфера не была отдельной от Божьего замысла сферой, не была секулярной в современном понимании этого слова. Поэтому он не оставлял надежды повлиять на князей увещеваниями. Он просил их править милостиво, справедливо. Лютер считал, что государственные деятели должны быть прежде всего христианами, действующими на благо своих подданных. Это тот же практический принцип, вытекающий из лютеровского теологического принципа.
На лютеровское отношение к социальным вопросам влияла также его эсхатология. Он считал, что история человечества подходит к концу, что близко второе пришествие Христа. Поэтому для него многое в социальном устройстве общества было неважным. Он не был революционером, хотевшем изменить социальные порядки. По слову апостола Павла: «Не имеем здесь пребывающего града, но грядущего взыскуем».
Социальная направленность в этике Лютера действительно очень яркая. Потому что этика для него была прежде всего практическим инструментом помощи человеку, раскрытии для него Божией милости и прощения в Иисусе Христе.


Виноградова

Сообщения : 45
Дата регистрации : 2013-09-13

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения