История церкви 16-20 вв.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

История церкви 16-20 вв.

Сообщение автор Демонов Н.В. в Вс Янв 10, 2016 3:27 pm

1. Сравните богословие протестантской ортодоксии и пиетизма. Каковы сильные и слабые стороны каждого из этих течений? Выработалась ли альтернатива этим двум моделям в истории? Какая? Обоснуйте!


Немного показалось мне трудным само сравнение. Ортодоксия по существу, это возвращение к книжным истинам, к библии, правилам. Пиетизм же, это попытка сделать упор на чувства, на какую то модель поведения человека. Если не облегчить, то заинтересовать человека истинами. Разбудить в нем интерес к познанию непознанного. А что еще более важно, то, что одно никак не могло родится без другого. Возникновение ортодоксии, впоследствии помогло появится пиетизму.
Попытаюсь разобраться. Лютеранская ортодоксия появляется по важной причине - защита своего учения. Именно по этой причине ортодоксальные теологи нашли спасение у Аристотеля. Вспоминаю тут книжные истины, и правила. Настала пора, если так можно сказать, скучности. И наверное более страшного явления - тупика. Были ли в ортодоксии положительные стороны и плюсы? Были. Возникновение пиетизма. С наступлением течения благочестия.
"Трагичность и слабость ортодоксии стали той почвой, на которой выросло новое направление протестантской теологии – пиетизм."
Пиетизм до того стал интересен, что появляется да же в католицизме, хоть и в ослабленной форме. Что же преподносит пиетизм взамен ортодоксии?
-меньше внимания аристотелевской метафизике и конфессиональной полемике и больше внимания древним языкам и экзегезе.
-Ориентация на практику и повседневное благочестие вместо углубления в богословскую теорию.
Вот такие вот черты.
Какие же сильные стороны у ортодоксии? Мне кажется скучность никогда не мешала человечеству, заставляя его обратить внимание на древние постулаты. Вернуть на какой то момент к точке отсчета. этот момент помогает осмыслить настоящее, и понять как двигаться дальше вперед. Впоследствии к эпохе просвещения. В ортодоксии наверное это и была самая сильная сторона.
В пиетизме мы видим свободу мысли. Больше практики, больше благочестия, и меньше теорий. Иными словами - больше свободы. В этом ее и плюс.
Альтернативы я не увидел в истории, этим двум моделям. Все это время обе модели успешно существовали в сознании знаменитых богословах, в действиях всего человечества.
Есть не такие значимые и мелкие альтернативы, которые конечно же появились за это время. Например чисто креативный спектр - доступность, интересность и привлекательность христианства. Но я бы не назвал это каким то поворотным событием. Все развивалось на уровне времени.

2. Опишите формирование и развитие националистическо-агрессивной линии в протестантском богословии 19-20 вв. Проявляется ли такая линия и сегодня (ваши наблюдения)? Если да, то как?


К концу 19 века сформировались две основные партии. Одна представляла «исторический метод», другая метод «догматический». В 90-е годы 19 века дискуссия имела уже агрессивный характер. «Последние утверждали, что сторонники исторического метода – сплошные еретики, враги Священного Писания и антихристы. Противная же сторона называла своих оппонентов «ненаучными криптокатоликами»»
Все это привело в итоге к возникновению разных течений. Вот одно из них: Консервативное культур-лютеранство. Довольно часто представители этого движения, выступали с антисемитских позиций. Война для них была кульминацией нравственного порядка.
В начале 20 века, зарождается национал-протестантизм. Типичным для национал-протестантизма является новый образ Бога. Война уже является не таким уж и печальным событием, а скорее необходимым!
«Понятно, что победить должен тот народ, который окажется более развитым, более угодным Богу.»
Протестантизм все более ошибочно воспринимается как национальная немецкая религия, которая должна показать свою могущественность и на политическом уровне. К чему это привело, все мы знаем.
Проявляется ли такая линия и сегодня? Не думаю. Где то, что то пытается зародится, но радикально, та ячейка которая существует с такой программой, фактически не имеет той силы, или того агрессивного богословия, которое бы заняла ошибочно умы людей. Есть глупая, жадная идея, совершенно другой цели, и совершенно вдалеке от богословия. Что уже это одно радует.
avatar
Демонов Н.В.

Сообщения : 22
Дата регистрации : 2014-09-15
Возраст : 39
Откуда : Оренбург

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения