Дистанционная программа. Новосаратовка
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

История современной церкви (Европа). Александр Кошик. 5 семестр

Перейти вниз

История современной церкви (Европа). Александр Кошик. 5 семестр Empty История современной церкви (Европа). Александр Кошик. 5 семестр

Сообщение автор Александр Кошик Чт Янв 07, 2016 6:13 pm

1. Сравните богословие протестантской ортодоксии и пиетизма. Каковы сильные и слабые стороны каждого из этих течений? Выработалась ли альтернатива этим двум моделям в истории? Какая? Обоснуйте!

Теологи-ортодоксы в этот период истории церкви ознаменовали собой возврат к греческой античной философии, в частности философии Аристотеля. Более или менее повальное увлечение философией Аристотеля, возвращает теологию лютеранства в плен схоластики. Взгляды и ментальность лютеранских теологов превращаются в очень статичные, крайне консервативные, закостенелые, неподвижные. Так и возникло учение о Писании, которое подчёркивает его истинность во всех его смыслах. Теологи-ортодоксы больше не могут, как великий отец Реформации М. Лютер, оценочно высказываться о тех или иных местах Святого Письма. Как известно, всегда схоластика иногда проявляется в такой крайности, как мистицизм и откровенная мистика. Интересны, в тот период проявления аспектов благочестивой и молитвенной жизни. Истинное, чистое и по настоящему искреннее вероучение делает живое благочестие осмысленным, более мудрым, если можно так выразиться. Сильной стороной лютеранской ортодоксии была истая верность учению церкви и Святому Писанию. Слабой же стороной ортодоксальной теологии было то, что она ушла с головой в схоластику и крайне негативное отношение к христианам других конфессий.
Пиетизм: Основателем лютеранского пиетизма считается Филипп Якоб Шпенер (1635-1705). Шпенер констатирует загнивание церкви на всех уровнях из-за отсутствия истинной веры. Он начинает проповедовать «истинное христианство» и «истинную живую веру», против «воображаемой мёртвой веры». Главным образом, этим движением оказываются охвачены протестантские церкви. И как бы к пиетизму не относится, это был новый шаг вперёд в теологии. Он ставит новые вопросы и даёт новые ответы. Положительная сторона пиетизма – это оживление Церкви. Это мы видим из программного сочинения пиетизма. Шпенер стремился работать с благочестивыми. В пиетизме обучение было ориентировано на практику и повседневное благочестие вместо углубления в богословскую теорию. Внешняя набожность часто ценилась выше внутренней веры и глубоких знаний. Поддержка от государства стала для пиетизма и наибольшей его проблемой – сращивание с системами молодого прусского государства. Это гальский пиетизм. Вюртембергский пиетизм носит оттенок мистицизма. Слабой стороной пиетизма является упор на внешние благочестие. Если ортодоксы хотели улучшения всей церковной жизни и предлагали реформы церковной структуры и дисциплинарные меры. Шпенер же старался работать только с благочестивыми, и это было тоже слабой стороной пиетизма. Ортодоксия и пиетизм в истории остались без альтернатив, но на смену ортодоксии и пиетизму пришла эпоха Просвещения – духовное движение конца 17-18 века, которое выступало за толерантность, свободу и самостоятельность человеческого разума, его независимость от традиционных церковных догм и учений.
На мой взгляд, постоянной, живой формы в христианской теологии существовать не может. Адаптация любого социума к вызовам быстро меняющейся окружающей среде, социальных вызовов, изменения ментальные наконец, всегда будут влиять и на прогресс или регресс теологической науки в целом и в частности.

2. Опишите формирование и развитие националистическо-агрессивной линии в протестантском богословии 19-20 вв. Проявляется ли такая линия и сегодня (ваши наблюдения)? Если да, то как?

Развитие национал-агрессивной линии в протестантском богословии началось ещё при «культуркампфе», с тех пор как было основано в 1871 году единое немецкое государство, которое понимало себя протестантской державой. Началась борьба с католицизмом, либерализмом и демократией. Вся теологическая работа протестантских Церквей Германии стояла под знаком дискуссии о теологических методах. Она велась примерно с 60-х годов 19 века. Сформировались две основные партии. Одна представляла «исторический» метод, другая – «догматический». Сторонники «исторического» метода считали, что нужно быть открытыми для свободного научного исследования и признавали историко-критическое исследование Писания. Сторонники «догматического» метода считали, что нужно опираться не на современные научные открытия, а на переданные из глубины веков традиционные догмы и исповедания. Дискуссия в 90-е годы велась крайне агрессивно. Из текста учебного материала мы знаем, что теологические споры в то время, были не сугубо внутри церковным делом, они стояли в центре общественного и политического интереса. Появилось такое движение как «консервативное культур-лютеранство», сторонники которого резко критиковали современный индивидуализм, либерализм, капитализм и выступали за Единственный авторитет Священного Писания. Очень часто представители этого движения выступали с антисемитских позиций. Почти все они принадлежали к консервативным, правым политическим партиям. Война для них была кульминацией нравственного порядка: это время, когда от человека требуется максимальная самоотдача, самопожертвование, следование высшим идеалам народа и государства. Примерно с начала наполеоновских войн в Германии постепенно формируется национал-протестантизм. Войны эти пробудили в немцах чувство патриотизма. Типичным для национал-протестантизма является новый образ Бога. Другой чертой является повышенное внимание к народу. Народ – нация объявляется одним из творений Божьих. Они считали, что жизнь народов и государств определяется исключительно борьбой за выживание – так установил Сам Бог. Поэтому и война является закономерной, необходимой и благим установлением Божьим. Победить должен тот народ, которой окажется более развитым, более угодным Богу. При этом подчёркивается особенность немецкого и протестантского пути. Протестантизм всё более воспринимается как национальная немецкая религия. Поэтому протестантизм может и должен показать своё превосходство и на политической арене. Сторонники национал-протестантизма считали, что у каждого народа должно быть своё государство, строящееся по кровным принципам этого народа. Встаёт вопрос с евреями. Постепенно в Германии и Англии развиваются различные расовые теории, которые доказывают превосходство европейской расы. В Германии эти теории воспринимаются с особым интересом, поскольку очень сильно мессианское сознание: Германия – это носитель прогрессивного и истинно протестантского сознания, протестантской культуры. К чему далее привело это новое богословие мы уже все знаем. Это первая и Вторая мировые войны. Идея спасительной милости из учения Лютера отступает на второй план и его учение начинает толковаться с точки зрения теологии того времени. Удивляет то, что всё это шло и от теологов, и мало кто выступал против такой националистической политики и отступления от истинной веры в Бога.
На мой взгляд, и я больше чем уверен в том, что национал-агрессивная линия в протестантском богословии сегодня не проявляется ни коим образом, и намека даже нет. На сегодняшний день широкое распространение получает толерантность, веротерпимость, экуменизм, гуманизм, человеколюбие если хотите. Если бы до сих пор господствовал агрессивный национализм, то невозможно было бы объединение Европы, политика объединения всего просвещенного, культурного и цивилизованного сообщества людей доброй воли с оптимистичным взглядом в светлое будущее человечества.
Александр Кошик
Александр Кошик

Сообщения : 29
Дата регистрации : 2014-09-22
Возраст : 49
Откуда : Бердянск

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения