Гомилетика (работа над проповедью) А. Арсеньева

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Гомилетика (работа над проповедью) А. Арсеньева

Сообщение автор Anastasia в Чт Дек 31, 2015 1:33 pm

Хотелось бы сказать сердечное спасибо за пособие по гомилетике.  Также благодарю за прекрасную книгу «Вера от слышания», отчасти  использованную в данном пособии. Ценные рекомендации. практические советы,  лаконичное и доступное изложение  - это одно из тех пособий, которые читаешь неоднократно. .

Работая над проповедью,  была поражена тем, как много труда и времени заняла столь краткая «речь».   Приходилось обдумывать и искать, корректировать, дополнять и удалять текст –  сколь непросто избежать ряда «подводных камней».  Как сложно выразить суть, когда необходимо это сделать в заранее оговоренной форме, как сложно точно и верно передать смысл - чтоб избежать "белого шума" и красот, не нужных Евангельской вести...
И более того, еще и писать кратко и просто (впоследствии, пришлось - по совету автора пособия - жестоко вырезать обширное и тривиальное начало проповеди)

Также казалось странным, до какой степени сложно простое  -  исходить из повседневной реальности слушателей.  И найти  «все переворачивающий евангельский ответ»  не на отвлеченные «благочестивые» вопросы,  а именно на вопросы,  которые могут затронуть каждого…  В этом смысле, замечательны советы: «Задача проповедника найти проблему, вызов, вопрос» и «Жестче столкнуть текст  с нашей реальностью» (и далеко не только данные советы)

К сожалению, многое  в Св. Писании нами воспринимается как данность, без осмысления и свежего взгляда на привычные тексты.  Некоторые вызовы Св. Писания бессознательно игнорируются (и мнится, что именно подобная реакция соответствует благочестию) Однако подобный подход лишает проповедь парадоксальности и яркости самого Евангелия.
Соглашусь, что важно искренне и открыто раскрывать свои чувства, проявлять честность (вплоть до избегания вопросов с заранее оговоренным ответом)
Говоря о чувствах:   отнюдь непросто и вызвать их – а не призвать к ним – и крайне непростая задача проповедника -  сильное эмоциональное воздействие.  

Когда процесс работы затронул структуру проповеди, стало понятно, что четырехчастная модель – увы – неприемлема.  Хотя создалось представление, что данная схема максимально удобна.

Также пришлось тщательно исследовать проповедь с целью уничтожения дополнительных вопросов и побочных рассуждений.  Так, пришлось безжалостно изъять  отсылки к чужой экзегезе,  свидетельствовавшие о моей подготовке и эрудиции (но явно  лишенные значения для потенциальных прихожан)  
Как выяснилось, еще сложнее избежать  «белого шума».  Крайне  жаль было  вычеркивать красочные и поэтичные метафоры, которые не обладали смысловой нагрузкой и информативностью, но казались эстетически приятными….
В целом, непросто  и правдиво ответить себе -  где форма отражает собственное тщеславие автора (и нуждается в поправках), а где она, красочным, но естественным  образом, служит верной цели: проповеди Евангелия.

Мне помогло предположение о конкретных слушателях, которые пришли отнюдь не для прослушивания моих поэтичных текстов, а в ожидании евангельского ответа на реальные, конкретные проблемы собственной жизни.
Поскольку я могу представить их проблемы лишь через  призму своей собственной жизни – я так и поступила (на данный момент, сложно оценить потенциальную целевую аудиторию: возрастной, национальный. половой состав, менталитет и интересы,  особенности сленга, ожидания – то, на что надо бы ориентироваться, с целью наилучшего варианта коммуникации)

Однако, как вскоре стало понятно, значительно проще рассуждать отвлеченно и гладкими  пустыми фразами, нежели чем писать о том, что эмоционально затрагивает автора собственной персоной.
Предположу, что подлинные чувства возникают лишь из острого и даже болезненного опыта  –однако, острота проблем и глубина, подлинные эмоции, яркость – все это может оказаться пугающим.  Почему? Поскольку  слишком сильно задевает  и проповедника, и  слушателей…  в прилизанных, банальных поучениях есть некоторый плюс: они не заставляют ни думать, ни чувствовать.

Конечно же, я изначально имела представление, что в работе над проповедью необходимо изучать различные варианты чужой экзегезы текстов, переводы, отражение текста в различных источниках (живопись, музыка, поэзия) Но очень помогли новые для меня методы активизации воображения: использование спонтанно возникающих ассоциаций, идей и нежданных образов…
Помогла попытка провести «творческую речь» - и записать.  В ней, соответственно, за тривиальными мыслями, прозвучали неожиданные для меня самой ассоциации (допустим:  мысль о реальности дружбы лишь с равным «подобием»;  представилась смена картин страданий Христа; возник финал: ответ на сам основной вопрос проповеди)
Метод «остранения» также показался весьма полезным для подобной работы.  Я попробовала представить с каким выражением лица, интонациями, целью  произносят слова: атеисты…  фарисеи-верующие…  ученики Христа до гонений… во время заключения и казни Христа…
Показалось несколько не благочестивым, но помогло представление об изображении  библейских слов пантомимой.
Помимо этого, была попытка перенести речь в иной контекст.
Затем я попыталась задать вопросы, «Пять Почему?» - однако пришлось остановиться уже на четвертом, когда последовал ответ «Бог есть любовь». «Почему?» - осталось неразрешимым и абсурдным вопросом, перед лицом Его бесконечной тайны.
Тем не менее. именно это упражнение помогло найти более ясное понимание финала проповеди.

На протяжении всей работы приходилось сражаться со сложноподчиненными предложениями и коварными причастными, деепричастными оборотами  (от коих не удалось избавиться до конца, при всем героическом напряжении моей борьбы)  Некоторые фрагменты текста буквально не пожелали изменяться, самый смысл мог отразиться лишь с некоторым нарушением данных правил – посему мне пришлось уступить.  Показалось, что некоторые люди – и я тому пример – изъясняются и в бытовой речи не столь краткими предложениями. К тому же, неоднократно проговаривая слушателям проповедь – я нашла,  что  нарушения соответствуют общему образу и эмоциональным средствам … а ведь самое главное, эмоционально затронуть людей.  Заставить прислушаться, открыть новое для себя, удивить – не собою, конечно же, и своим художественным мастерством – а неожиданностью Евангелия.
Не знаю, насколько мне удалось последнее. Это невероятно сложная задача: не оказаться в ряду банальных и занудных проповедников,  с их монотонными назиданиями.  

Безусловно, само Евангелие  значительно смелее и современнее (и даже провокационнее) – самых ярких наших новшеств.  Тем не менее, не так просто – совсем непросто – создать проповедь, способную быть «событием», «открытием», здесь великая ответственность.
Также хотелось бы сознаться, что нелегко было избежать склонности поучать, т.е. реально включить в «мы» - свое «я»,  вероятнее всего, проповедник нуждается в большой доле самокритичности и юмора (осмелюсь предположить такое)  Равно как нуждается и в честном осмыслении собственной духовной жизни (и немалого опыта таковой жизни), честности признавать некоторые вещи перед братьями и сестрами прихожанами, а в первую очередь: перед самим собою. Честностью и смелостью увидеть «открытые вопросы»  и вызовы Библии, а не инструкцию по работе или учебник геометрии (с набором банальных, не подлежащих размышлениям, формул)

Также предполагаю, что наиболее достойные проповеди могут рождаться на свет лишь  после молитвы.
Даже обычные рассказы, стихи невозможно создать без Божьей помощи – помощи, в виде вдохновения.  Предположу, что в этом плане прав Н. Бердяев:  одна из прекраснейших особенностей человека, делающих его Человеком – дар творчества.  Наш Господь - Творец и ждет от нас не рабских однообразных штампов, а свободного творчества.
Если уж обычные произведения искусства так нуждаются в помощи «извне»  - тем более, нуждается  проповедь. Конечно же,  она должна бы явиться на свет  с помощью Духа Святого, а не благодаря собственным усилиям. Это было бы высшим мастерством: уступить место Богу, услышать, понять - что Он хотел бы от тебя...  
Однако и усилия  необходимо предпринимать, тщательно анализировать/корректировать работу, штудировать пособия  и учиться у опытных мудрых проповедников. Также и принимать на себя ответственность и не думать, что все - доступное человеку – сделает за нас Дух Святой.

Anastasia

Сообщения : 71
Дата регистрации : 2014-10-05
Возраст : 41

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения