Дистанционная программа. Новосаратовка
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Креймер Давыд История Церкви в Европе часть 1

Перейти вниз

Креймер Давыд История Церкви в Европе часть 1 Empty Креймер Давыд История Церкви в Европе часть 1

Сообщение автор Давыд Креймер Ср Дек 30, 2015 5:47 pm

Вопрос №1 по истории Церкви в Европе: Сравните богословие протестантской ортодоксии и пиетизм. Каковы сильные и слабые стороны каждого из этих течений? Выработалась ли альтернатива этим двум моделям в истории? Какая? Обоснуйте.

Ортодоксальные теологи вернулись к философии Аристотеля. Почти повальное увлечение Аристотелем возвращает лютеранскую теологию в плен схоластики. Мышление лютеранских теологов становится очень статичным, закостенелым, неподвижным, вещественным. Отсюда и возникает учение о Писании, которое подчёркивает его истинность во всех смыслах. Теологи-ортодоксы больше не могут, как Лютер, оценочно высказываться о тех или иных местах Писания. На фоне этой сухой теологии снова пробуждается тоска. Схоластика всегда порождает и мистику. Интересными стали аспекты благочестивой жизни. Только истинное вероучение делает живое благочестие осмысленным. Сильной стороной лютеранской ортодоксии было то, что ортодоксальные теологи были верны своему учению и придерживались Святого Писания.
Слабой стороной ортодоксальной теологии было то, что она ушла в схоластику и не терпела христиан другого вероисповедания. Это мы видим на примере жизни благочестивого Пауля Герхарда – знаменитого церковного поэта.
Пиетизм
Главным образом, этим движением оказываются охвачены протестантские церкви. И как бы к пиетизму не относится, это был новый шаг вперёд в теологии. Он ставит новые вопросы и даёт новые ответы.
Основателем лютеранского пиетизма считается Филипп Якоб Шпенер (1635-1705). Шпенер констатирует загнивание церкви на всех уровнях из-за отсутствия истинной веры. Он начинает проповедовать «истинное христианство» и «истинную живую веру», против «воображаемой мёртвой веры».
Положительная сторона пиетизма – это оживление Церкви. Это мы видим из программного сочинения пиетизма. Шпенер стремился работать с благочестивыми. В пиетизме обучение было ориентировано на практику и повседневное благочестие вместо углубления в богословскую теорию. Внешняя набожность часто ценилась выше внутренней веры и глубоких знаний. Поддержка от государства стала для пиетизма и наибольшей его проблемой – сращивание с системами молодого прусского государства. Это гальский пиетизм.
Вюртембергский пиетизм носит мистический оттенок.
Слабой стороной пиетизма является упор на внешние благочестие. Если ортодоксы хотели улучшения всей церковной жизни и предлагали реформы церковной структуры и дисциплинарные меры. Шпенер же старался работать только с благочестивыми, и это было тоже слабой стороной пиетизма.
Этим двум моделям: ортодоксии и пиетизму в истории какой-либо постоянной и неизменной альтернативы не выработалось, но на смену ортодоксии и пиетизму пришла эпоха Просвещения – духовное движение конца 17-18 века, которое выступало за толерантность, свободу и самостоятельность человеческого разума, его независимость от традиционных церковных догм и учений. В учебном материале о эпохе Просвещения хорошо сказано: «Именно просвещение открыло теологию всей остальной науке, оно научило теологов говорить на таком языке, какой понятен и светским философам, помогло выйти из духовного гетто, куда теология была долго заключена.
Я думаю, что постоянной какой-то модели в христианской теологии и не может быть выработано. Жизнь людей с течением времени меняется и теология тоже.

Давыд Креймер

Сообщения : 42
Дата регистрации : 2014-09-28

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения