Дистанционная программа. Новосаратовка
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Формирование и развитие националистическо-агрессивной линии в 19-20 вв

Перейти вниз

Формирование и развитие националистическо-агрессивной линии в 19-20 вв Empty Формирование и развитие националистическо-агрессивной линии в 19-20 вв

Сообщение автор Anastasia Пт Дек 25, 2015 12:15 pm

Тяжелый период наполеоновских войн привел к подъему национального самосознания народа Германии. Как писал Шлейермахер, любовь к родине – один из элементов любви к Богу. Соответственно, в тот период, следование воле народа и самоидентификация как частицы великого народа начали осознаваться как следование Богу. Немаловажно, что именно в тот момент, религиозная идеология утрачивает интер-национальный, над-национальный характер, Господу приписываются черты Бога-Воителя Ветхого Завета, наряду с тем, милосердие и любовь Евангелия теряет свою актуальность. Идет противопоставление сугубо национального христианства, следующего воинственным призывам Божества – западной демократической системе. Характерны такие черты как: мистицизм, прославление витальной силы, коллективизм. Понятия «народ», «государство», «немецкое христианство» начинают смешиваться и сливаться в нечто единое. Усиливаются мессианские чаяния и идеи: народ Германии осознается как носитель «истинной веры», «истинных ценностей», высшая раса.
Во время первой мировой войны ксенофобия усиливается еще более: а сама война воспринимается как акт борьбы с иными, безнравственными и не богоугодными народами, как осуществление великой миссии. По счастью, звучат и немногие голоса среди хора милитаристски настроенного протестантского мира (в первую очередь, к ним следует отнести Натана Задерблома)
К сожалению, даже такой теолог как А. Гарнак оказывается на стороне энтузиастов милитаризма, именно он участвует в написании воззвания императора к народу по случаю начала войны.
Иной теолог именует войну «Реформатором, даже Спасителем с ужасающим лицом».
Поскольку в Первой мировой войне Германия терпит постыдное поражение, возникает общенациональное чувство приниженности и жажда реванша. Народ продолжает восприниматься как носитель Божественной идеи, воли, народ-мессия. Воцарившийся в обществе беспорядок и отсутствие старой модели общества приводит к жажде сильного авторитарного правления, поиску архетипического Отца. Лидера, способного навести порядок и сплотить нацию, воплощая волю народа/Божью волю.
Мягкость и милосердие образа Бога в идеях Ричля оказываются не актуальны, еще более акцентируются гневные и устрашающие черты в представлениях о Божестве. В данном контексте, находят применение - в искаженном преломлении - идеи Р. Отто (устрашающее в Святом) Можно упомянуть и о лютеровском ренессансе (идеи отношений глубоко грешного человека и могущественного святого Бога в концепции К. Холля, основанной на ранней теологии М. Лютера) «Лютеровском», невзирая на отсутствие представлений о благодати и безусловной милости Божьей.
Веймарская республика не удовлетворяет идеологии протестантских Церквей, основанной на консервативных монархистских чаяниях и глубоко антидемократической. Большинство протестантов остаются на старо-консервативных позициях (отмена монархии воспринимается ими как греховный акт неповиновения воле Божьей, три знаковые фигуры -Лютер, Бисмарк, Вильгельм 2 - почитаются авторитетными не только для немецкой истории, но духовной истории человечества.
Однако на смену данному движению, постепенно приходит неоконсерватизм: опирающийся не на ностальгию по прошлому и традиции, а на стремление к установлению новой общественной модели. Его девизом был лозунг: «Бог и народ». Декларировались идеи борьбы за общее равенство, нравственное очищение и патриотизм.
Мощную опору он находил в противниках коммунизма (который был яркой, актуальной и инфернальной угрозой) Благодаря своей роли противника коммунизма - национал-социализму удалось снискать симпатии не только немецких, западных, но даже и русских мыслителей (вплоть до столь глубоких и талантливых философов как Д. Мережковский и И. Ильин)
Если в начале адептами данного движения становились маргиналы и психопаты, в дальнейшем демократичность, доступность и соответствие народным чаяниям позволяет привлечь сторонников из различных классов, многие теологи начинают видеть в столь массовом движении панацею от беспорядка, либерально-демократических идей, коммунизма, идеологию, способную сплотить народ Германии.
В начале 30-ых годов возникает движение «немецких христиан», основанное на идеях Гитлера и иных лидеров неоконсерватизма. Многое в Св. Писании ими отрицается или трактуется в свою пользу. Себя они именуют «штурмовиками» Иисуса Христа.
Хотя это движение вызвало неприятие откровенно милитаристским настроем, расизмом и политиканством – немаловажно, что многие немецкие теологи поддержали Гитлер на его пути ко власти.
Католическая Церковь проявляла осмотрительность вплоть до 1933 года, однако антикоммунистический пафос Гитлера помог ему заручиться поддержкой и среди ее иерархов (так, был заключен конкордат между немецким государством и Католической Церковью)
В последующей борьбе между подлинной христианской Церковью и Государством - опорой подлинного христианства можно назвать теологию К. Барта (также ее возможно было найти и в теологических идеях П. Тиллиха, не оказавших возможного влияния из-за его ранней эмиграции, авторитет Бонхеффера также был не столь значимым – в силу его исключения из социальной жизни, подпольной деятельности и заключения)
Далеко не все консервативные теологи – а основная масса протестантских теологов относилась к этому крылу – одобряли Гитлера во всем. Однако они разделяли его идеи об авторитарной власти, антидемократизм, необходимость этнической чистоты нации, а также идеи воинствующего национализма и антисемитизм.
Протестантские Церкви игнорируют откровенное попрание прав человека (расправы с евреями, коммунистами, инакомыслящими и т.д.) Некоторые теологи – наподобие Г. Зассе – находят силы на смелые высказывания, однако замолкают после 1933 года, когда Гитлер приобретает легитимную власть.
Следует отметить, что если в начале движения немецких христиан оно было представлено маргиналами, к этому времени оно находит апологетов среди прекрасных теологов, вплоть до Э. Гирша, Г. Киттеля, Ф. Гогартена, представители данного направления играют доминирующую роль в университетах Тюбингена и Геттингена, большинство богословов Эрлангена одобряет идеи Гитлера.
Уполномоченным по вопросам евангелической Церкви становится безвестный и серый пастор, бывший капеллан крейсера, протеже и послушный исполнитель указаний Гитлера.
Создается единая Имперская Церковь (воплощавшая чаяния многих протестантов различных убеждений)
Однако попытки Гитлера приобрести полный контроль над Церковью и подчинить ее Государству все же не увенчались успехом. Это было связано с конфессиональными противоречиями между лютеранами и реформатами, деградацией движения немецких христиан, некоторым пробуждением отдельных верующих и служителей Церкви. Последнее было реакцией на крайне радикальную и жесткую позицию некоторых церковных руководителей. Так, например, возмущения вызывает речь главы немецких христиан Берлина – о необходимости уничтожения ВЗ, «теологии еврея Павла», о создании отдельной Церкви для граждан не арийского происхождения.
Интересной была реакции на «Арийские параграфы» со стороны теологов. Р. Бультман – представляя Марбург - находит силы категорично высказаться против данного документа. Однако все профессора Эрлангена высказывают свое одобрение. Основанием – декларируемым или подлинным – служит повиновение властям, отождествление воли народа и воли Божьей, патриотизм и тому подобное.
Начинаются попытки противостояния идеям Гитлера. В этой связи, можно назвать имя пастора М. Нимеллера и упомянуть об основанном им «Экстренном союзе пасторов». К Рождеству 1933 года Союз уже включает в себя треть всех пасторов Германии. Нимеллер выдвинут тезис: «Церковь должна стать общиной Иисуса Христа», поддерживаются оппозиционные собрания верующих и идеи формулировки новых исповеданий.
Вокруг Бодельшвинга также собирается оппозиционное сообщество, среди его участников – Д. Бонхеффер и Г. Зассе. Они основывают свои идеи на преданности Слову Божьему, а также на том, что Церковь должна следовать лишь за Св. Духом. Ими порицался воинствующий национализм и юдофобия.
Третьим оплотом теологического сопротивления стал кружок под руководством К. Барта.
К началу 1933 года, Церкви Германии можно было бы разграничить по степени заражения идеями тоталитарного «немецкого христианства»:
1) полностью захваченные ими (Пруссия, Гессен ит.д.)
2) Сохранившие собственную структур (а не отданные в руки Церкви Империи, как первая группа) – Бавария, Ганновер, Вюртебнерг.
Это были Церкви, придерживавшиеся политики компромиссов и уступок режиму, но порою отдававшие дань уважения и умеренной оппозиции.
3) структуры «Экстренного пасторского союза».
Попытки властей принять кардинально жесткие меры – допустим, уничтожить Баварскую Церковь и насильственно включить в Церковь Империи – к изумлению власти, порождает волну народного негодования среди простых прихожан. Ввиду этого протеста (а также поддержки арестованному епископу, пришедшей из Англии) - структура Церкви сохраняется.
Таким образом, тоталитарная конструкция Церкви Империи переживает фиаско, а отдельные Церкви понемногу возвращают некую самостоятельность.
В 1934 году Исповедующая Церковь – руководимая Нимеллером и несколькими епископами уцелевших Церквей – составляет Декларацию, где объявляет себя легитимной Евангелической Церковью, основанной не на государственных установлениях, обычаях, чем-либо ином – а на вероисповедании. При этом, вероисповедание понимается как нечто развивающееся и живое, откликающееся на вызовы времени. Таковым вызовом тогда являлся нацизм.
Данной Церковью был проведен Барменский Синод, на коем последовало принятие декларации, имевшей исповедальный характер. К сожалению, на предварительном совещании реформаты завладели инициативой и представителям лютеранства осталось лишь внести дополнения в сформулированный текст («Франкфурскую конкордию») Окончательно декларация была принята на Синоде, подвергшись ряду корректив. Однако лютеранские теологи остались недовольны данным документом, находя. что он носит излишне реформатский характер.
В дальнейшем, многие лютеранские Церкви обособляются от Исповедующей Церкви по вышеуказанной причине, а также исходя из стремления сохранить Церкви и страха перед конфликтом с государством.
После волны гонений на священнослужителей, Лютеранские Церкви с сохранными структурами предпочитают дистанцироваться от Исповедующей Церкви и создать «Совет Евангелическо-Лютеранских Церквей Германии». Исповедующая Церковь также не идет на прямой конфликт с Государством, хотя ее позиция становится все более жесткой.
Многие ее пасторы отказываются от акта принесения присяги Гитлеру и их увольняют. Остальные еще сохраняют внешнюю лояльность власти.
Начало Второй Мировой Войны вызвало неоднозначную реакцию в самой Исповедующей Церкви. Имперская Церковь обратилась к тому времени в руины (где велись споры между различными составлявшими ее группировками)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Имеются ли в наше время подобные тенденции в христианском мире? Приходится признать, что – рассуждая сугубо отвлеченно - есть подобная угроза. Скрытая опасность развития тоталитарной идеологии, смешивающей вплоть до отождествления - понятия: «народ» - «Церковь» - «Государство» - «Бог» . Тонкая подмена понятий – теоретически - ведет к тому, что националистическое «христианство» народа-«богоносца» утрачивает важнейшее: евангельский дух милосердия и любви, вненациональный характер, представления о Господе как о Боге любви.
Подобная Церковь могла бы превратиться в институт государственного контроля над сознанием людей, проповедующей не вечные ценности Слова, а идеи государства, не любовь, а тоталитаризм, не Царство Божье, а идеалы милитаризма и Государства. И отнюдь не кроткого Христа – а «народ-богоносец».
Благодаря чудовищному искажению христианства, мог бы родиться своеобразный монстр Антихрист, тем более опасный, что в «маскараде зла» многими он был бы воспринят как носитель высшего духовного и нравственного начала, патриотизма, национального самосохранения.
Исходя из этих отвлеченных и фантастических рассуждений, вероятно, печальный урок 20 века стоило бы помнить всем странам и во все времена.














Anastasia

Сообщения : 71
Дата регистрации : 2014-10-05
Возраст : 47

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения