Ортодоксия и пиетизм

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Ортодоксия и пиетизм

Сообщение автор Anastasia в Пт Дек 25, 2015 4:43 pm

Классический период лютеранской ортодоксии берет начало приблизительно с 1600 г. Стоит отметить, что лютеранская ортодоксия формировалась в контексте ожесточенных дебатов, горячей полемики, соответственно, нуждалась в рациональном обосновании своих тезисов. Это привело к столь негативному последствию как возвращение к философии Аристотеля (которую столь гневно порицал М. Лютер) Также вернулся и формализм, сухая схоластика, была утрачена свобода идей и связь с реальной жизнью. Исчезала мистическая составляющая благочестия. В отличии от Реформатора, порою высказывавшего весьма смелые идеи и не боявшегося анализа Св. Писания, лютеранская ортодоксия пришла к безоговорочному и категоричному утверждению авторитета всех текстов Св. Писания (т.е. к доминированию буквы над духом)
Стоит отметить, что библейский фундаментализм и лютеранская ортодоксия - явления крайне разнородные ввиду различия происхождения данных течений (фундаментализм формировался как ответ на вызов историко-критических методов)

К бесспорным достоинствам лютеранской ортодоксии можно отнести то, что, благодаря усилиям представителей данного направления, лютеранство приобрело четкую форму и структуру вероучения.
Нельзя недооценивать роль ортодоксии в отражении атак Контрреформации. Однако именно полемическая напряженность отстаивания лютеранской догматики привела к формализации понимания Библии, акценту на дословной богодухновенности и письменной форме Библии (т.е. именно на том, что было чуждо Реформации) Функция исповедальных книг Реформации также начала меняться, и они превратились в основу учения отдельной церкви.
Метаморфозы также затронули область благочестия. Исчезло представление о вере как о живом и личном обетовании. Появилась тенденция дифференцировать понятия оправдание и освящение в качественном и временном смыслах, классифицируя их в рамках учения о порядке Спасения (ordosalutis).

Лютеранская ортодоксия стала вершиной в истории теологии в отношении широты знания Библии, основательности и всесторонней переработки богословского материала. Были актуальны не только труды М. Лютера, Меланхтона, лютеранские вероучительные Книги, но и авторы, современные представителям данного направления , также и библейские, и патристические источники. Благодаря немецкой академической философии, ортодоксия приобретает черты рациональности и интеллектуализма. Она закрепляла на понятийном уровне некоторые предпосылки современного научного мышления, делая их основой богословских построений.
Далее хотелось бы кратко охарактеризовать столь неоднозначное и интересное явление в лютеранской теологии как пиетизм.
Не стоит забывать, что идеи пиетизма зарождаются в «мистическом» направлении лютеранской ортодоксии (к коему можно отнести такого прекрасного богослова как И. Арндт, высоко ценимого русскими православными богословами и даже оказавшего на их влияние)
Помимо сего, родоначальник пиетизма Ф. Я. Шпенер отдал дань уважения и произведениям пуритан, и трудам М. Лютера, и даже идеям гуманистов. Сравнивая мировоззрение М. Лютера и современную ему Церковь, он пришел к выводу об ее регрессе и счел необходимым внутреннее ее очищение. Так, к достоинствам созданного им учения, можно отнести отказ от сухой схоластики, рост внутреннего человека в подлинной вере, отказ от усиленного внимания к межконфессиональной полемики. Характерен и акцент на деятельную веру, явленную любовью и практическое благочестие, в противовес интеллектуализации веры и теологическим изысканиям, воплощение в практике тезиса о священстве всех верующих, соответствующий пересмотр теологического образования. «Недостаточно поклоняться Богу во внешнем храме, но внутренний человек лучше всего поклоняется Богу в своем внутреннем храме», Также Шпенер подчеркивал значимость освящения, «иллюзия веры как единственного средства спасения с нашей стороны наносит огромный вред» . Таким образом, он указывал на необходимость праведной жизни (находя вредоносным тезис о спасении только верой) Шпенер призывал к созданию групп прихожан по изучению Библии (collegia pietatis), равно как и «шире использовать среди нас Божье Слово». Он внушал необходимость частой частной исповеди, ревностного служения ближним в любви. В его концепции понятие оправдания расширялось до необходимого внутреннего обновления, учение о вменении праведности Христа преобразовывалось в учение об единстве оправдания и освящения.
Также внутренние метаморфозы человеческого духа понимались как безусловно необходимые для толкования Св. Писания («Шпенер проводит различие между плотским и духовным знанием. Под первым он подразумевает мертвое знание, которого может достичь даже не возрожденный человек. Таким образом, вероучение доступно для чисто внешнего знания и без помощи Духа, но для того, чтобы усвоить его в подлинном смысле слова, требуется личный опыт и новое рождение через Святого Духа» Б. Хегглунд)

Точно те же достоинства можно отметить в идеях родоначальника галльского пиетизма Г. Франке. Особую актуальность для него приобретает отказ от внимания к межконфессиональной полемике и значимость практической жизни человека в противопоставлении абстрактным интеллектуальным конструктам из области богословия, т.е. ортопраксия превалирует над ортодоксией. Аристотелевская метафизика уступала место личной вере и благочестию, теология: делам. Франке сумел создать прекрасный благотворительный комплекс, им были развернуты широкомасштабные проекты, призванные свидетельствовать о «вере, явленной любовью», помогать ближним.
Следует отдельно упомянуть о вюртембергском пиетизме, с его возрождением мистических настроений и оживлением сухой схоластики обращением к сверхъестественному (И. А. Бенгель, а также его ученик Ф.Х. Этингер, пребывавший под влиянием теософских идей)
Таким образом, пиетизм был призван обновить Церковь изнутри, вернуть пассионарность лютеранской Церкви, вернуть ее от сухих теорий к самой жизни.
Однако с течением времени, проявились и негативные стороны: акцент на страхе Божьем и долге, законничество и доминирование внешней набожности над внутренней верой. Сказалось пренебрежение образованием и знаниями (по поводу последних, характерно высказывание Шпенера: «все богословие должно вернуться к апостольской простоте») К сожалению, наиболее радикальные пиетисты отвергали и публичное богослужение (находя, что подлинное служение совершается в сердце), а затем и подлинность Таинства Крещения младенцев (ибо они не способны на благочестивую жизнь). В пренебрежении было также и Таинство Причастия (которое оценивалось как содействие духовно слабым христианам)
Одна из опаснейших сторон пиетизма заключалась в утрированно снисходительном отношении к иным христианам (при том, что пиетисты оценивались как превосходящие их по силе веры и благочестия) Появлялась тенденция к некоему ханжеству (отказ от развлечений, веселья, светских празднеств, никоим образом не характерное для самого М. Лютера)
Также можно отметить и сращивание пиетизма с государственными структурами, свойственное некоторым областям (например, превращение в «государственную религию Пруссии»)
Столкновение с философией Просвещения оказало сильнейшее влияние на дютеранскую теологическую мысль. Идеи Реформации рассматривались теперь в ракурсе утраты контроля над отдельным индивидуумом со стороны священнослужителей и социального института «церкви». Для Просвещения в лютеранских странах было достаточно корректное отношение к религии, а разум и откровение оценивались как находящиеся в позитивном взаимодействии.
Теперь от религии и богослужения требовалось моральное влияние, проповедь приобретала черты назиданий и нравственных поучений. Однако зачастую имел место литургический упадок, что проистекало из игнорирования сакраментальной составляющей богослужения.
Теологи того времени полагали, что необходимо устранить идеи ортодоксии и вернуться к Реформации и ее восприятию Библии. Они проводили различие между Божественным и человеческим в Библии, в противоположность отождествления Священного Писания и Слова Божьего, свойственного ортодоксии.
Можно отметить повышение интереса к морально-этической составляющей религиозной жизни, апологию науки и разума. На мой субъективный взгляд, к недостаткам данного движения можно отнести излишнюю рассудочность в ущерб мистической стороне благочестия (напр. пренебрежение сакраментальной составляющей)

Anastasia

Сообщения : 71
Дата регистрации : 2014-10-05
Возраст : 40

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения