Дистанционная программа. Новосаратовка
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

История церкви XVI-XX веков_Ермолаев В.В._Омск.

Перейти вниз

История церкви XVI-XX веков_Ермолаев В.В._Омск. Empty История церкви XVI-XX веков_Ермолаев В.В._Омск.

Сообщение автор Ermolaev VV Сб Дек 19, 2015 4:59 pm

Вопрос №1. пишет:1. Сравните богословие протестантской ортодоксии и пиетизма. Каковы сильные и слабые стороны каждого из этих течений? Выработалась ли альтернатива этим двум моделям в истории? Какая? Обоснуйте!
Рассматривая историю различных течений возникающих в лютеранстве, следует принять во внимание тот факт, что само лютеранство возникло как специфическое культурное и теологическое разделение внутри другой церкви.
Исходя из этого, сам процесс обособления в чем-то изначально характерен для любых протестантских конфессий.
Поэтому, оба течения являются «продуктом» своего времени — ответом на конкретные вопросы стоящие перед церковью и требующие какой-то реальной адаптации к процессам истории и преобразованиям происходящим в обществе.  
Оценивая все положительное и отрицательное в обозначенных явлениях, можно однозначно признать, что любое размежевание — процесс отрицательный, ведущий к ослаблению и концентрации внимания на второстепенном.
Если формирование лютеранства в отдельную конфессию, во многом освобождало церковь от излишеств, концентрируя внимание на главном: Вера, Благодать, Христос, то последующие внутренние течения призывали к объединению и размежеванию по каким-то частным — не основополагающим элементам христианской веры.
Но все произошедшее — есть часть истории, часть того строительства, которое в итоге превращает отдельные кирпичи в единое здание.
Мы признаем, что теология Лютера основана на Писании, на его изучении, понимании, донесении его содержания до каждого ищущего пути спасения.
Лютеранская ортодоксия на определенном этапе выступила в роли своеобразной «арматуры», которая укрепила церковь изнутри, позволила более четко и стройно сформулировать догматическое учение, сформировать «цитадель» для сопротивления  прогрессирующему католическому реваншу, суммировать исторический и духовный опыт в поиске совместного спасения в Церкви, как Теле Христовом.
Но встав на путь увлечения «буквой Писания», церковь начала терять связь с простым человеком, который должен находить в ней спасение, доступное для своего понимания и реализации.
Возникновение пиетизма стало ответом на необходимость возврата — назад от догматики, как науки для избранных, к потребностям прихожан, общества, отдельного простого человека, желающего найти свое место в церкви.
Став антагонистом ортодоксии, пиетизм тоже проявил себя, как крайность, отклоняющаяся от первостепенного назначения церкви и ее благовестия.
Среди положительных моментов можно отметить: «оживление веры» - поиски путей личного совершенства, расширение общения за пределами церкви, включение в миссионерскую деятельность, самоконтроль, умеренность, аскетизм.
Но сосредоточившись на своих способностях и возможностях, пиетисты, на мой взгляд, стремительно начали терять связь с дарованной Благодатью — с Христом, высоко оценивая собственные заслуги, получаемые путем следования за личным благочестием и показательным раскаянием, переходящим в примитивное лицемерие.
Иными словами: перешагнув через оправдание верой, пиетисты вновь возвратились к поиску спасения, как награды за индивидуальные заслуги.

Вопрос об «альтернативе» этим двум моделям в истории, считаю неправильно сформулированным.
И поэтому, не могу быть уверенным в том, что я его правильно понимаю.
Этимология слова «альтернатива» подразумевает выбор одного из двух возможных вариантов.
Какой выбор можно осуществить в истории?
Вероятно, автор вопроса подразумевал возникновение последующих движений с аналогичными или схожими мотивами?

История церкви XVI-XX веков_Ермолаев В.В._Омск. Sm33

Если это так, то каким-то культурным последователем лютеранской ортодоксии можно считать - «Консервативное культур-лютеранство». Определенная аналогия проявляется в воинствующем консерватизме, приоритете Священного Писания, критике индивидуализма, рационализма и либерализма.
Отражение отдельных мотивов пиетизма просматривается в течении вдохновленном идеями Альбрехта Ричля. Здесь мы видим стремление сделать христианство «привлекательным» для человека - для современного предпринимателя, позиционирование «Царствия Божьего», как идеала и проявления этической величины.
Если рассматривать христианство за пределами Германии, то идеи пиетизма реализовались и существует до дня сегодняшнего в различных протестантских конфессиях: баптизм, пятидесятничество, евангельское христианство.
Ermolaev VV
Ermolaev VV

Сообщения : 37
Дата регистрации : 2014-09-27
Возраст : 54
Откуда : Omsk

Вернуться к началу Перейти вниз

История церкви XVI-XX веков_Ермолаев В.В._Омск. Empty Re: История церкви XVI-XX веков_Ермолаев В.В._Омск.

Сообщение автор Ermolaev VV Сб Дек 19, 2015 8:49 pm

Вопрос №2. пишет: 2. Опишите формирование и развитие националистическо-агрессивной линии в протестантском богословии 19-20 вв. Проявляется ли такая линия и сегодня (ваши наблюдения)? Если да, то как?
Скажу честно — предложение «описать формирование», мне показалось в корне своем неинтересным и скучным. В нашем формате «описывать», значит — элементарно копировать оригинальный текст.
С Вашего позволения попробую развернуть вопрос другой стороной: размышляя на тему не «как?», а «почему?».


И раз уже это не просто история Германии, а история церкви и в какой-то степени - история христианства, то начать свой ответ хочу с эпиграфа взятого из Библии:
10. Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх.
11. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?
(От Иоанна 18:11)
Вероятно, история христианства просто неотделима от проявления агрессии свойственной человеку и причины этой агрессии лежат в главном противоречии сущности человека: в нежелании принимать свою роль и свою судьбу, уготованную ему Творцом.
Германия, немцы, как нация, на протяжении последних веков, очень сильно ощутили свою «близость к Богу», «близость к спасению» и подобно Петру впали в глубокое искушение и настойчивое желание самостоятельно вершить свою судьбу.
Библия очень «опасный инструмент». Открывая ее мы ищем там не пусть к страданию и смерти, а право на победу, право на единство с тем кому даны «ключи от вечности».
Получив возможность иметь свою собственную церковь — национальную религию — порождение немецкого духа и сознания, немцы желали видеть себя «триумфально въезжающими в Иерусалим»...
Но жизнь складывалась иначе и для компенсации понесенных поражений требовался новый взгляд на старые вещи — вытеснение чувства вины, поиск новой опоры в народе — единственном носителе Божьего замысла и его проведения.
Мы помним старую легенду по которой в Айзенахе Мартин Лютер бросил чернильницей в явившегося ему дьявола. К сожалению, в начале ХХ века не нашлось тех, кто бы не раздумывая изгонял дьявола являющегося в обрезе — солдата жертвующего собой ради народа - подобно Христу.
Обращаясь к примеру Петра, наносящего удар первым, я хотел подчеркнуть, что основой причиной агрессии служит — страх, страх перед неопределенностью.
Источник страха таился во многом: в евреях, в отсутствии жесткой руки и национального лидера, в наступающем коммунизме и неминуемой мировой революции. Все это ведет к тому, что церковь и государство находят общие точки соприкосновения берущие начало в авторитарности, народности, расовой чистоте.
Но стоит ли нам сейчас вновь строго судить ту церковь, которая отрекалась от своего Бога, выбирая удобные и заманчивые пути, забывая, что очень скоро пропоет петух?
Думаю, это не наша задача. Главным критерием для нас остается все же возвращение к Богу, который ищет и принимает каждую потерянную овцу, принимает Петра и принимает свою церковь, история которой была не столь светлой и ровной, как бы нам этого хотелось...

Появляются ли агрессивные тенденции в церкви сегодня? Мне сложно об этом судить. Я не веду мониторинг других конфессий. Появление агрессии в российском лютеранстве по сути исключено по ряду обстоятельств. Данная церковь не является ни многочисленной, ни основной национальной, ни государственной конфессией.
Но при этом следует учитывать, что любая церковь и религия не застрахована от известных нам исторических тенденций.
Мы знаем, что Россия сейчас находится не в лучшем своем положении и мы очень часто слышим и читаем мнения, которые сравнивают ее в Веймарской республикой.
Поэтому, давайте молиться за другую церковь, имя которой слишком известно, чтоб его называть вслух... Молиться за то, чтобы ошибки прошлого не повторились снова и никто, из идущих рядом с Христом, не доставал свой меч первым...
Ermolaev VV
Ermolaev VV

Сообщения : 37
Дата регистрации : 2014-09-27
Возраст : 54
Откуда : Omsk

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения