Этика Лютера_Ермолаев В.В._Омск.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Этика Лютера_Ермолаев В.В._Омск.

Сообщение автор Ermolaev VV в Сб Дек 05, 2015 6:36 pm

Вопрос №1 пишет:1. Согласны ли вы с тем, что в этике Лютера доминировали социальные мотивы? Обоснуйте свое мнение!
Начиная изучать теологию, мы приняли на вооружение принципы детального научного анализа и критической оценки изучаемого материала.
Стараемся быть свободными от застывших стереотипов и предубеждений. Соглашаемся с необходимостью подвергать проверке и сомнению даже само основание постигаемого предмета.


Анализируя предложенный учебный материал, я прихожу к выводу, что его можно отнести к отдельному частному мнению, призванному отстаивать заявленную точку зрения в интересах конкретной конфессии.
Такой подход безусловно имеет право на существование.
Обращаясь к этике, как к разделу философии, следует непременно взять во внимание ее главное свойство — действовать — совершать конкретные поступки на основе сформированных свойств души.
Поэтому, для правильного понимания и оценки этического наследия Лютера, я считаю необходимым рассматривать помимо теоретических трудов, практическую биографию реформатора, способную дать ответы на многие вопросы.
Читая различные жизнеописания Лютера, в том числе написанные его сторонниками и идейными последователями, я не нахожу в его жизни «прогрессирующей веры действующей любовью».
Да, необходимо согласиться с тем, что реформатор во все времена был верующим человеком, но в течение жизни его вера так и не воплотилась в отражение безусловной христианской любви.
Вспоминая Лютера — ребенка, мы хорошо помним, что к вере, к поиску путей спасения его привела не любовь, не жажда познания Бога, им руководил практически патологический страх перед грядущим возмездием.
Можно предполагать, что в этом был какой-то Божий промысел, превративший глубоко невротического юношу в Великого реформатора, сокрушившего незыблемые основы римской церкви.
Что искал Лютер в Библии, что искал и находил в трудах богословов? Неужели «источник любви для социального применения»?
Нет, он эгоистически искал спасения для самого себя, успокоения для своей измученной страхом души, дорогу, которая дала ему право на спокойствие в мире земном и ключ к Царству небесному.
Найдя путь к собственному прощению и обретению спасения, он очень быстро стал превращать его в такое - «универсальное лекарство» - способное излечить все болезни этого мира.  
Мне всегда были интересны теологические работы Лютера, его смелость, оригинальность мышления, ирония, способность увидеть Бога там, где мы его не ожидаем. Но Лютер — философ, отчасти скучен и примитивен тем, что смотрит на мир исключительно в свете проблем своей собственной личности и искривляет любые явления под тот путь, который вывел его однажды из жизненного тупика.
Доминировали ли в этике Лютера социальные мотивы?
На мой взгляд, проблема надуманна. Нуждалось ли общество современников Лютера в социальной этике? Можно ли вообще говорить о том, что этика Лютера могла претендовать на роль прикладной этики? Есть ли у нас сведения о каком-то положительном практическом применении предложенных им принципов?
К сожалению, все это было исключительно предметом диспутов и дискуссий.
Лютер слишком навязчиво пытается привязать всех и вся в этой жизни к христианству, к благодати, к милосердию, к спасению.
Как бы забывая, что сам Бог создает наряду с «сосудами милосердия», «сосуды гнева», относясь к ним с «великим долготерпением».
Находясь под действием внутренней эйфории от обретенного спасительного пути, он незаметно для себя начинает подменять Благую весть каким-то новым «законом спасения», который должен быть принят каждым именно в лютеровской редакции.
Находим ли мы у Великого реформатора «веру действующую любовью», воплотившуюся в отношении к «папе — антихристу», туркам или евреям, не желающим принимать дар спасения открытый для них Лютером?
Был ли он «проводником Божьей любви», когда писал: «...Пусть каждый, в ком горит желание бить их, действует! Их надо рвать на куски, душить и резать, в открытом бою и из-за угла, как режут бешенных псов...»
На мой взгляд, Лютер однажды слишком увлекся и переиграл свою роль, приняв на себя тяжкое бремя быть арбитром во всех вопросах земного и небесного бытия.
Я соглашусь с тем, что и во времена Лютера и в наши дни, можно иногда повстречать Веру действующую Любовью, но это в большей степени «луч света в темном царстве», а не повседневная социальная этика созданная церковным или государственным универсальным штампом...  
avatar
Ermolaev VV

Сообщения : 37
Дата регистрации : 2014-09-27
Возраст : 47
Откуда : Omsk

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Этика Лютера_Ермолаев В.В._Омск.

Сообщение автор Ermolaev VV в Сб Дек 12, 2015 2:35 pm

Вопрос №2 пишет: 2. В чем применимость социальной этики Лютера к решению современных проблем?
Отрицая социальную универсальность принципов лютеровской этики и возможность их корректного применения в окружающей нас повседневности, я считаю оправданным рациональное использование предложенных постулатов в конкретном сегменте христианских отношений - в конфессиональных рамках общины.
Большинство предложений Лютера опирались на теологические принципы и носили идеалистический декларативный характер, оторванный от реальности и общества живущего по «земным» законам.
Но принципиальная невозможность в одночасье осчастливить всех, совсем не отрицает право отдельного человека или коллектива приближаться к счастью и чувствовать себя счастливым.
В своих исследованиях и выводах Лютер ставил максимальный акцент на познании Бога через его откровение в Иисусе Христе и служении Богу, как служение миру — служение ближнему.
Эти принципы вполне способны находить свое практическое применение в той деятельности, которую ведет церковь, ведет ее община, исполняя свойственные и даже заповеданные ей Писанием служения.
Обращаясь от теории к практике, мы можем признать, что лютеровские социальные принципы должны находить свое практическое применение в двух основных направлениях церковного служения:
Это, во-первых, — миссионерство — распространение того самого Откровения и Благой Вести, через которые происходит познание Бога.  
Во-вторых, — душепопечительство и диаконическое служение - служение ближнему, находящемуся на дороге к познанию Божьего Откровения в Иисусе Христе.  
Согласно Лютеру, вся этика основывается на Божьем прощении грехов. Это
также справедливо для индивидуальной этики, как и для социальной этики.
Исходя из данной концепции, мы делаем вывод, что практическое применение этики с таким фундаментом может происходить там, где отношения между людьми строятся на принципах дарованных Богом в Его Законе и Евангелии.
Говоря образным языком, отсутствие доступного для всех языка общения, ведет к непониманию, к невозможности вести диалог, доносить до слушателя или оппонента свою позицию.
И таким «объединяющим языком общения» в использовании на практике принципов лютеровской этики, должен быть сам Бог: его незримое присутствие в Духе Святом, ведущее к установке нового уровня взаимопонимания и оценке происходящего на основе иной шкалы ценностей.  
Я придерживаюсь мнения, что подобного рода этические отношения не возможно осуществлять в одностороннем порядке, когда принимающая сторона абсолютно не воспринимает происходящее.
Вероятно, мое мнение носит спорный характер. Всегда должна существовать попытка искать и находить общий язык даже при кажущемся непонимании.
Но даже в Библии мы неоднократно находим подтверждение тому, что Благовестие не бесконечно и адресовано тем, кто готов его принимать:
13. и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.
14. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших…
(От Матфея 10:14)

6. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
(От Матфея 7:6)
Иными словами, вопрос о способах, мерах, временах и границах дозволенного — вопрос очень сложный, решение которого не может зависеть только от нашего мнения и понимания.
Думаю, не стоит печалиться о том, что не всегда мы можем, а быть может, даже хотим быть проводником той самой — Веры, действующей Любовью.
Важно, что ее источник есть —  А и Ω — начало и конец, способный призвать и сделать любого и каждого инструментом своего благовестия и руслом своей любви, которая по определению является вечной...

8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
(1-е Коринфянам 13:8 )

avatar
Ermolaev VV

Сообщения : 37
Дата регистрации : 2014-09-27
Возраст : 47
Откуда : Omsk

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Этика Лютера_Ермолаев В.В._Омск.

Сообщение автор Наталья Федорова в Пт Май 26, 2017 8:04 am

Нельзя рассматривать высказывания М.Лютера (и всех остальных тоже) вне контекста и анализа той ситуации в которой жил человек. Во его время давление церкви было столь велико, что человек, который серьезно относился к вере просто не мог быть не невротиком. Человек, который серьезно относится к своему поведению осознавая, что его поступки не то что не позволят в рай попасть а приведут прямо в гиену огненную. Он с этим жил с самого детства, ему ЭТО внушали, стращали. И, наверное, самое ужасное, из этого не было выхода - только в ад.
Поэтому не вижу ничего удивительного в том, что Лютер искал надежду на спасение. Он ее наше и не только для себя.....

Наталья Федорова

Сообщения : 70
Дата регистрации : 2015-02-25

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Этика Лютера_Ермолаев В.В._Омск.

Сообщение автор Наталья Федорова в Пт Май 26, 2017 8:24 am

Лютер слишком навязчиво пытается привязать всех и вся в этой жизни к христианству, к благодати, к милосердию, к спасению.

"Всех и вся" сами "привязали" себя к христианству став христианами. А Лютер, как всегда, всему искал отклик в Библии, где Иисус Христос призывает своих последователей "во всем положиться на него". Не надо своей волей и разумением делить жизнь на то что касается Бога, а что и "сами с усами". Все значит все. Поэтому Лютер затрагивает в своих произведениях вопросы которые многим кажутся не имеющими отношения к теологии.

Наталья Федорова

Сообщения : 70
Дата регистрации : 2015-02-25

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Этика Лютера_Ермолаев В.В._Омск.

Сообщение автор Ermolaev VV в Пт Май 26, 2017 2:44 pm

Наталья Федорова пишет:Нельзя рассматривать высказывания М.Лютера (и всех остальных тоже) вне контекста и анализа той ситуации в которой жил человек. Во его время давление церкви было столь велико, что человек, который серьезно относился к вере просто не мог быть не невротиком.
В общих чертах правильно. Однако нельзя рассматривать вопросы теологии, преобразования догматики и церковного созидания, не учитывая творческую составляющую Самого Творца.
Да, можно видеть Лютера в контексте его исторического времени — это предмет истории, я же смотрю на реформатора с точки зрения церкви в которой нахожусь и проповедую сегодня, в том числе и опираясь на лютеранскую догматику.
Если мы говорим не о каких-то случайных событиях, а о замысле Всевышнего, то, во-первых, нужно признавать, что Лютер совсем не самое совершенное Божье творение, как и многие другие призванные на служение.
Во-вторых, мы относимся и должны относиться к его жизни критически, как к факту «получения талантов в управление и преумножение».
Иными словами:
И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.
(От Луки 12:48)



PS. Не думал, что буду еще сюда возвращаться и вновь писать. Но так вышло — пришло уведомление и я посчитал своим долгом ответить. Ведь проповедь, это не только кафедра, это еще и вся жизнь — говорить там, где есть вопросы, где от тебя (а быть может — через тебя) ждут ответа.

Всем настоящим и будущим студентам — успехов и благословенной учебы!
 
ЕЛЦУСДВ г. Омск.
avatar
Ermolaev VV

Сообщения : 37
Дата регистрации : 2014-09-27
Возраст : 47
Откуда : Omsk

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Этика Лютера_Ермолаев В.В._Омск.

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения