Гомилетика_Ермолаев В.В._Омск.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Гомилетика_Ермолаев В.В._Омск.

Сообщение автор Ermolaev VV в Сб Ноя 14, 2015 2:25 pm

Приступая к ответу по обозначенному предмету, я бы хотел в первую очередь выразить свою благодарность составителям и авторам основного пособия (авторство в нем почему-то не указано).
Можно сказать, впервые с момента начала обучения, я очень доволен предложенным материалом. Читал его с большим удовольствием и находил в нем очень много знакомых мне принципов и объяснений тех приемов, которые я давно использую на интуитивной основе.




Думаю, не будет большим нарушением, если к исполнению задания я подойду другим путем.
Человеку, относительно свободно держащему руль в руках, скучно изучать правила движения по средствам трехколесного велосипеда.
Поэтому, я прошу разрешить мне ничего специально не придумывать, а в качестве примера практической работы привести полномасштабную проповедь уже написанную и прочитанную в общине г. Омска на Семнадцатое воскресение после праздника Троицы — 27.09.15г., что совпадает с временем текущего семестра и текст полностью соответствует литургическому циклу предложенному календарем.
Параллельно я приведу комментарии и в них постараюсь объяснить свои методики и принципы, на которые я опираюсь при написании данной проповеди.

Для начала мне будет любопытно проанализировать свою личность, как проповедника, с точки зрения рассмотренной классификации на основе исследований  Фрица Риманна.
И здесь без лишних колебаний я признаю, что отношусь к «шизоидному типу личности проповедника».
Бесспорно, для меня: «Путь к Богу – это путь познания». Я не люблю проповеди наполненные «белым шумом» о бесконечной христианской любви, братстве и радости спасения. Очень верно написано, что для меня: «Бог – это творческая основа бытия».
В основу своих рассуждений я очень часто ставлю принцип - «Бог — это идея», это форма существования этого мира, частью которой является и человек, а соответственно - и я сам.
В своих проповедях я прибегаю к «умеренному миссионерству», пытаясь объяснить слушателем, чтоб Бог всегда был и есть рядом с ними, только раньше они не знали, «как это правильно называется».  
Вероятно, кто-то справедливо заметит, что в моих проповедях присутствует какой-то дефицит участия, милосердия и сострадания. С этим можно согласиться.
Если мы признаем, что личность проповедника — есть какая-то «призма», через которую преломляется Слово Божье и этот процесс индивидуален, то я предпочту право оставаться самим собой и доносить Евангелие до человека теми путями, которые мне свойственны и близки.

Работу над проповедью я считаю процессом творческим, но при этом требующим определенного кропотливого - «ремесленного подхода».
Иногда я говорю, что для меня проповедь — это «шитье бисером», где очень важно находить нужное слово, нужный образ и все это прочно «пришивать» одно к другому.
Нет, я не люблю застывшие формы и прописные истины, но любая импровизация должна быть продуктом серьезной работы и длительного опыта исключающего ошибки и глупые ситуации.
На мой взгляд, хорошего проповедника ведущего непринужденный разговор на кафедре можно сравнить с клоуном у которого каждое случайное смешное падение - есть результат длительных кропотливых тренировок не видимых зрителю.
К настоящему моменту у меня сложился определенный стиль и тип построения проповеди.
С одной стороны, я придерживаюсь классических принципов и обязательно использую вступительное приветствие и заключительно благословение с кафедры.
С другой, никогда не начинаю проповедь чтением библейского текста.
Читая пособие, я нашел очень интересные слова подтверждающие то, что ранее я делал на уровне собственной интуиции:
«Собственно говоря, вашей задачей является как можно жестче «столкнуть»
текст с нашей реальностью, не подгоняя заведомо одно под другое. Только таким
столкновением можно высечь искру»
.
Нет, не всегда я стараюсь «высечь искру», но мои проповеди это какое-то встречное или перпендикулярное движение библейского текста, библейской истории и образов не имеющих видимого прямого отношения к Библии.
Начиная разговор, я как бы выкладываю на чаши весов две ситуации: классическую библейскую и взятую из жизни, литературы, поэзии. Иногда это могут быть стихи или какой-то прозаический, но обязательно образный - «видимый» слоган.
Для себя такое столкновение я раньше называл - «встречные поезда».
С одной стороны, мы живем  и едем на поезде жизни, а с другой - во время проповеди мы проезжаем мимо поезда евангельского — идущего нам навстречу.
И здесь важны три момента:
Во-первых, момент встречи, когда успеваешь увидеть что-то новое — встречное.
Во-вторых, движение мимо, когда можно оценить себя, свои проблемы, относительно другой подвижной точки отсчета.
В-третьих, заключительный момент расхождения, где еще есть время посмотреть вслед и запечатлеть для себя уходящий последний вагон.
Завершая проповедь, я почти всегда «закольцовываюсь», возвращаясь к образу из жизни при помощи которого мы вошли в разговор.
Кроме этого, подчеркну, что по-возможности стараюсь включать в повествование какую-то небольшую интригу, обеспечивающую интерес к продолжению.
В качестве легкой критики адресованной автору пособия, скажу, что не разделю мнения призывающего максимально воздерживаться от проповеди Закона.
Соглашусь, что никоим образом нельзя проповедовать Евангелие, как Закон, обуславливая спасение исполнением заповедей, обязательств и ритуалов, пусть даже новозаветного толка.  Но людям, церкви, обществу нужен Закон, как фундамент, как основа этой жизни, как правила, по которым человек ощущает свое несовершенство и испытывает потребность в спасении. Если нет правил, нет нарушений, нет виновных, то и прощение теряет свой смысл.
Поэтому, в большинстве своих проповедей, я обязательно говорю о Законе, как о пути ведущем человека к вере, к спасению, ко Христу. О Законе, который делает человека человеком, определяя рамки дозволенного и рождает жажду освобождения от временного существования в рамках земной жизни.
Я симпатизирую проповедям на основе ветхозаветных текстов и самую первую свою проповедь по собственной инициативе я написал именно на текст Бытия.


В следующем сообщении я приведу полный текст проповеди, а так же ссылку на звуковой файл, где можно послушать реальную запись богослужения.


Последний раз редактировалось: Ermolaev VV (Сб Ноя 14, 2015 3:06 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
avatar
Ermolaev VV

Сообщения : 37
Дата регистрации : 2014-09-27
Возраст : 48
Откуда : Omsk

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Гомилетика_Ермолаев В.В._Омск.

Сообщение автор Ermolaev VV в Сб Ноя 14, 2015 2:41 pm



Омск, 27 сентября 2015г. Богослужение на русском языке:
Литургия, проповедь — Ермолаев В.В.
 


Уважаемые, братья и сестры во Христе!
Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
Когда-то, теперь уже можно сказать — много лет тому назад, в моем доме появился компьютер и я стал пользователем Интернета.
И первый человек, с которым я познакомился в сети, был врач.
Наше знакомство было простой случайностью, я не был болен и не нуждался в лечении и даже не имел желания критиковать недостатки системы здравоохранения.
Мой собеседник оказался интеллигентным, высокообразованным и умным человеком, способным вести интересные дискуссии на различные темы.
Незаметно для себя я познакомился с коллегами моего нового приятеля и вскоре стал участником, а потом и администратором небольшого виртуального клуба, где собирались в основном врачи, предпочитающие поговорить, не только о проблемах своей профессии, но и о смысле жизни, философии, религии, искусстве и политике.
Сегодня, по прошествии значительного времени, перелистывая  нашу старую переписку, я случайно наткнулся на свои собственные слова, адресованные моим собеседникам, а в отдельных случаях и оппонентам — докторам разных специальностей.
Я писал:  
«Так устроена наша жизнь, что первым нас в ней встречает человек в белом халате, и зачастую он же наш провожатый, в иные незнакомые нам миры…»
И я задумался о том, что сказанные мной тогда слова, сейчас приобрели для меня еще более глубокий смысл.
Болезни, страдания, жажда исцеления и радость от обретения выздоровления, преследуют каждого человека на протяжении всей жизни.
Более того, все эти процессы или быть может, этапы нашего существования, непременно ведут нас к переоценке ценностей и к новому пониманию смысла нашей жизни.
Меняются болезни, совершенствуются врачи, появляются самые сложные и грандиозные методы лечения.
Но человек остается прежним, в своих страданиях и ожидании исцеления перед лицом преследующих его недугов.
Наверно совсем неслучайно, тема «болезни, страдания и исцеления», как неотъемлемая часть человеческой сущности, очень часто встречается нам и на страницах Библии.
Вероятно, потребуется достаточно много времени, чтоб вспомнить все упоминания о болезнях, которые записаны в текстах Ветхого и Нового Заветов.
Но даже не стремясь к безусловной систематизации, мы помним, что Иисус исцелил очень многих: парализованных, прокаженных, немых, слепых, одержимых болезнями разума.
Более того, он возвращает жизнь тому, из кого она ушла на несколько дней: он воскрешает покойника — Лазаря, показывая, что необратимое в человеческом понимании, подвластно Божьему врачеванию.
Возникает вопрос: почему Библия — книга о Царствии Божьем, о торжестве Духа над плотью, переполнена почти прозаическими «историями болезней»?
Ответ на этот вопрос достаточно прост:
Бог говорит с человеком на том языке, который понятен во все времена и для всех народов.
Сложное он объясняет на примере простого - того, от чего невозможно отказаться, что знакомо каждому и не подлежит изменению ни вчера, ни сегодня, ни завтра.
Как неизменны для живущего на земле вода и солнце, хлеб и вино, горечь болезни и радость выздоровления.
И текст для сегодняшней проповеди, это тоже  немного «медицинская тема», запечатленная Евангелистом Матфеем в 15-й главе:
Он называется «Вера хананеянки»:
21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.
22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.
Первое впечатление, которое у нас возникает после прочтения данного отрывка, связано с тем, что такая ситуация нам очень хорошо знакома.
В евангелиях мы часто встречаемся с историями имеющими схожую фабулу:
Человек ищет встречи с Иисусом, чтобы обратиться к нему с просьбой о своем исцелении или исцелении человека, который ему дорог.
Практически всегда такие просьбы имеют благоприятный исход:
желания просящего исполняются.
Но при всей похожести, мы сразу ощущаем какое-то новое отличие:
В начале разговора Иисус очень сдержан в своих эмоциях и даже неожиданно жесток по отношению к просительнице.
Происходит что-то необычное, отличающееся от всего, о чем мы читали раньше.
Мы помним, что страждущие настойчивы, они кричат, они зовут Иисуса, они всеми правдами и неправдами пытаются к нему приблизиться и не всегда это сразу получается.
Тот кто здоров  и кто следует за Иисусом, считает просьбы больных маловажными, не существенными, видит в них в первую очередь нарушение какого-то порядка или спокойствия.
В Евангелии от Луки мы читаем фрагмент об исцелении слепого:
37 Ему сказали, что Иисус Назорей идет.
38 Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
39 Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.
В нашей истории все происходит наоборот: женщина кричит, а Иисус безмолвствует и сопровождающие их ученики даже вынуждены подойти к Иисусу и просить его как-то разрешить ситуацию, поскольку они устали от навязчивой и преследующей их иноземки.
Иисус отвечает, но его ответ почти формальность, он не содержит надежды, он подчеркивает, что это обращение не по адресу.
Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
Вероятно, каждый из нас когда-то переживал подобное разочарование, в том числе и в стенах медицинского учреждения.
Мы записываемся на прием к врачу, мы ждем его помощи, сидим в коридоре больше часа, ожидая своей очереди и в конце концов, перед нами открывается дверь заветного кабинета.
Врач бегло просматривает наши документы, делает кислое лицо и говорит, что мы зря пришли, что мы прописаны в другом районе, что нас должны принимать в другом месте и что с нашей болезнью лечится нужно у врача другой специальности.
Удивительное разочарование, разрушенные надежды, потерянное время.
Думаю, что каждый сейчас вспомнил эти неприятные эмоции.
Но женщина настойчива, более того, она обретает какую-то уверенность и внутреннее спокойствие.
Ей ответили, и это уже очень много.
Отказ не смущает ее.
Она не кричит, никого не обвиняет, образно говоря, не убегает «хлопнув дверью» всем на зло.
Она вновь просит:
А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
Иисус отвечает, но в его ответе вновь слышится отказ:
Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
И это не просто отказ, а даже прямое обвинение, подчеркивающее недостойное происхождение просительницы.
Думаю, в этом момент у нас даже появляется желание заступиться за нее и привести какие-то аргументы, позаимствованные из других Библейских отрывков.
Мы проводим сравнение с исцелением слуги Римского сотника.
Он тоже был язычником, иностранцем, подчеркивающим невозможность принимать в своем доме еврея, но разговор с ним был более доброжелательным и даже одобряющим.
10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.
11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;
Почему в данном случае потребовались столь яркие и деже унизительные
сравнение с животными — с собаками для объяснения ситуации?
Пока мы этого не понимаем.
Но женщину не смущают даже эти практически оскорбительные ассоциации.
Она соглашается со всем, что говорит Иисус.
Ей не нужна слава, величие, даже достоинство, она просит одного — исцеления для своего ребенка.
Пусть моя очередь будет последней, пусть это будут крохи, но пусть они достанутся мне — верующей в их живительную силу.
Вероятно так думает она.
И чудо свершается.
28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.
Ценой настойчивости, долгих страданий и даже унижений, путем неизменной веры, желания языческой женщины исполнено.
Ее дочь получает долгожданное здоровье.
Казалось бы все закончилось благополучно, но нас с вами все еще мучит вопрос — почему это чудо, это исцеление было столь долгим, столь мучительным, столь трудным?
Почему потребовались такие тяжкие испытания, почему пришлось приближаться к той грани, за которой ждет только отчаяние?
Полностью исчерпывающий ответ на такой вопрос может дать только сам Бог, как Творец знающий начало и конец всех своих замыслов.
Но у нас всегда есть право тоже искать какой-то ответ.
Предполагать, опираясь на те факты и те знания, которые Бог открывает нам в нашей жизни, в Библии и в тех личных ощущениях, связывающих реальность с контекстом библейских историй.
И в данном случае я думаю, что это исцеление было столь долгим и столь сложным, потому что исцеление было не одно их было два.
С одной стороны — исцеление дочери, а с другой стороны, незамеченное нами — исцеление матери.
Чем же была больна мать? Спросите вы меня.
Она так настойчива, неотступна, уверенна.
Не у каждого верующего человека есть столько сил, сколько их было у этой хананеянки.
Но ее  болезнь, незаметная для первого взгляда, крылась в противоречии: принимая веру во спасение, она не принимала Закона.
Иными словами: радуясь красоте цветов, она совсем не знала корень из которого они вырастают.
Нужно принять во внимание факт, что язычники библейских времен, это нечто иное, чем те экзотические язычники, которых мы можем увидеть сегодня по телевизору в передачах о заповедных уголках Земли.
Эти люди во многом отрицали основы этики и морали, делающие человека человеком.
Поклоняясь придуманным и возвеличенным богам-истуканам, они приносили им в жертву человека, приносили в жертву своих собственных детей.
Мы читаем лишь краткое упоминание, что женщина просит исцеления для своей дочери от душевной болезни, но что было причиной этой болезни, мы не знаем.
Можно предположить, что причина как раз кроется в том безнравственном и пагубном обществе, окружающем ее.
Не случайно Иисус сравнивает этих людей с псами.
Почему же я так уверен в том, что хананеянка тоже получает исцеление?
Подтверждение находится в ее собственных словах:
Она сказала: так, Господи!
Сказала в ответ на краткие постулаты в ответах Иисуса, которые по сути олицетворяют Закон, вторя словам ветхозаветных пророчеств:
Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
Говоря словами Апостола Павла, если для евреев:
Закон был для [нас] детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою… (Гал. 3:24)
То язычники, принимая Христа верою, через эту веру приближались к Закону и его обетованиям:
Об этом вновь пишет Павел:
12 [что] вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.
14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,
(Еф. 2)
Мы более ничего не знаем о судьбе этой женщины и ее дочери.
Исцеление пришло в их дом и мы может только верить, что они не забыли имя того, кто был его источником и указал им путь и истину и жизнь.
Оставляя наших героев «истории болезни» со счастливым концом, хочется подвести какой-то итог.
Что важного и что полезного мы находим в ней для себя сегодня?
Что в этом тексте актуально для современного человека?
Во-первых, мы очень часто не имеем терпения и обвиняем Бога за длительное молчание.
Если он молчит, это не означает, что он не слышит нас.
Во-вторых, не торопите его в исполнении своих желаний.
Иногда это очень долгий и неизведанный путь, в котором нам тоже предстоит как-то измениться и увидеть себя и свои желания с других сторон, обрести устойчивый фундамент для дальнейших перемен.
В-третьих, не торопитесь уходить и хлопать дверью, если вас что-то не устраивает.
Будьте, терпеливы и настойчивы.
Верьте и доверяйте его могуществу.
Имейте мужество принимать данное вам, соглашаться с реальностью  и говорить: так, Господи!
И надейтесь однажды получить ответ:
велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему.
Завершая наш сегодняшний разговор о врачах, болезнях и чудесных исцелениях, я хочу пожелать вам, чтобы рядом со встречающими и провожающими нас в этом мире людьми в белых халатах, обязательно появилось место еще для одного врача, который желает исцеления нашей души и готов оберегать наше вхождение и выхождение во все дни до скончания века.
И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
Аминь. *

Звуковой файл.

PS.
Прошу прощение за качество записи, запись техническая для собственных нужд (контролирую время, корректирую ошибки).

Фотография сделана ранее на моем богослужении в 2014г.

Выражаю благодарность студентам нашей семинарии:
Николаю Демонову — за обработку и хранение на своем диске аудиофайла.
Сергею Зайберту — за оперативную фотосъемку богослужения.  
avatar
Ermolaev VV

Сообщения : 37
Дата регистрации : 2014-09-27
Возраст : 48
Откуда : Omsk

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Гомилетика_Ермолаев В.В._Омск.

Сообщение автор Наталья Федорова в Пт Май 26, 2017 8:53 am

В первой части ответа меня заинтересовало мнение относительно Закона. "...не разделю мнения призывающего максимально воздерживаться от проповеди Закона.
Соглашусь, что никоим образом нельзя проповедовать Евангелие, как Закон..."
На мой взгляд, в этом тексте говорится как раз о противопоставлении Евангелия и Закона. Законом называют учение Ветхого завета, который действительно преподносился (да и преподносится) евреям как Закон, который они обязаня исполнять. А Евангелие противопоставляется как благая весть которую следует принять. Поэтому Евангелие при всем желании нельзя проповедовать как Закон.

Наталья Федорова

Сообщения : 70
Дата регистрации : 2015-02-25

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Гомилетика_Ермолаев В.В._Омск.

Сообщение автор Ermolaev VV в Пт Май 26, 2017 3:28 pm

Наталья Федорова пишет: Поэтому Евангелие при всем желании нельзя проповедовать как Закон.
Нельзя, но очень часто получается именно так. Можно найти и привести в примеры очень много таких трактовок в различных проповедях.
На мой взгляд, проблема кроется в том, что само Евангелие во многом написано «языком Закона».
Читая, мы встречаем огромное количество глаголов в повелительном наклонении:
обрати, отдай, иди, люби, благословляй, будь.
Очень много моментов, где получение одного, обусловлено каким-то действием, исполнением повеления, желания, заповеди.
16. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
(От Марка 16:16)
На самом деле в этом нет ничего противоестественного: Бог говорит с человеком о Благодати языком Закона, тем языком, по которому человек пока узнает и понимает Бога.
Изучая второй язык, мы приближаемся к нему, разговаривая на том языке, который нам знаком.
А само Евангелие, это даже не его текст, это как бы «дымка над водой», то, что «витает», как Дух Святой:
8. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
(От Иоанна 3:8 )  

Поэтому, можно и нужно проповедовать Закон, только над ним всегда должно «парить» Евангелие - легкое и прозрачное, пребывающее всегда выше Закона, составляющего основу, фундамент, монолит, остающийся на земле среди праха и пепла…  
avatar
Ermolaev VV

Сообщения : 37
Дата регистрации : 2014-09-27
Возраст : 48
Откуда : Omsk

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Гомилетика_Ермолаев В.В._Омск.

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения