Введение в литургику

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Введение в литургику

Сообщение автор Виноградова в Пн Июл 20, 2015 10:24 am

1.Что из информации или оценок в данном тексте показалось вам особенно необычным, удивительным, совершенно новым? Что затронуло вас лично особенно сильно?
Не могу сказать, что в тексте было для меня что-то абсолютно новое и необычное. Но я для себя еще раз отметила то, что когда-то действительно удивило меня в проповеди нашего пастора: мы приходим в собор на богослужение не для того, чтобы послужить Богу, а для того, чтобы принести Ему благодарение за Его служение вплоть до крестной смерти для нас. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28)
Я не представляла себе, что Католическая церковь может совершать богослужение в совершенном отрыве от общины: «Еще в 1947 году папа Пий XII подчеркивал в энциклике Mediator Dei (Божий посредник), что решающий момент мессы - принесение жертвы священником - может совершаться и без участия общины, присутствие общины лишь усиливает «блеск и праздничность» (!), и поэтому является желательным.» Мне кажется это абсолютно неверным подходом, ведь  Христос умер за всех людей, и община верных – то, что Он оставил на земле.
Новым, пожалуй, можно назвать систематизацию разрозненной информации о литургии в разных традициях. В частности, об изменении понятии «жертва», под которой понимались как дары, принесенные общиной на богослужение, так и Голгофская жертва Христа. А также о том «пути», который проделала церковь все дальше уходя от раннехристианских понятий «литургии» и «евхаристии», где вся община участвовала в богослужении и не было «посредников» между Богом и людьми.
2. О чём вы уже получали другую информацию или другие оценки из каких-либо иных источников (что вы сами раньше оценивали или думали по-другому)? Какая информация Вам кажется наиболее убедительной и почему?
1.
Не соглашусь с тем, что в Восточной традиции главный праздник Пасха, а в западной Рождество. И нам, якобы, надо брать пример с православных церквей. Это устоявшееся клише, основанное на красивых рождественских традициях Европы. Для всех христианских церквей главный праздник - Христово Воскресение.
2.
У православных нам можно было бы поучиться другому: серьезному и благоговейному отношению к Причастию. У тех верующих, которые были укоренены в православной литургии, но затем по каким-то причинам пришедших в наш Кафедральный Собор, этот духовный настрой очень чувствуется.
3.
В Православной церкви России всегда соблюдается чинопоследование «литургии оглашенных» и «литургии верных». Автор считает, что: «отпуст оглашенных перед литургией верных в настоящее время почти не практикуется». На самом деле отпуст: «Оглашенные, изыдите», произносится всегда. Может быть, автор имел ввиду, что не все «оглашенные» в этот момент покидают церковь?
4.
«Время Адвента, к сожалению, утратило в наших общинах свое первоначальное значение. Весть воскресений Адвента теряется вследствие суеты рождественских приготовлений. При этом, каждое из воскресений Адвента заслуживает особого внимания (первый Адвент - Твой царь грядет; второй Адвент - Твой судья грядет; третий Адвент - Готовьте путь Господу; четвертый Адвент - радость близка). Время Адвента является временем внутреннего приготовления к празднику Христову, время покаяния. Великое славословие не поется в эти воскресенья». В этом вопросе я тоже не соглашусь с автором. Исходя из адвентского опыта нашего Собора – в проповедях и молитвах на богослужении пасторы подчеркивают тему каждого воскресенья и необходимость сосредоточения и покаяния.
При ответе на вопрос я основывалась на практике и некоторых книгах: А. Шмеман «Евхаристия: Таинство Царства» и «За жизнь мира»; «Всенощное бдение. Литургия» (издание Вологодской епархии); М.Зноско-Боровский «Православие, Римо-католичество, Протестантизм и Сектанство», а также Лютер Д. Рид «Лютеранская литургия» (Издание фонда «Лютеранское наследие» 2003 г.)
3. Как бы вы оценили данную часть в целом? Чего Вам пока не хватило? Какая информация избыточна?
Мне кажется важной именно систематизация информации по литургике для практического применения. Это позволяет понять плюсы и минусы нашего богослужения.
Не совсем понятно различие православного и католического понимания Евхаристии. Есть ли у лютеран с католиками пути сближения, или мы слишком далеко ушли друг от друга в литургическом богословии?
Еще меня очень интересует вопрос частной исповеди у нас, лютеран. Ведь и Лютер сначала включал исповедь в число таинств. Действительно ли это необходимо с канонической точки зрения? Не думаю, что в нашей лютеранской церкви найдется много охотников исповедоваться пастору.
«Внедряя молитвы часов в практику семинарий, собраний, времени духовного подкрепления и т.д. можно было бы вновь воссоздать утреннюю и вечернюю молитвы в наших общинах. Это стало бы также хорошей профилактикой против возникновения «воскресного» христианства. В наше неспокойное время невозможно переоценить урегулированное правило установленных часов тишины и общей молитвы». Сказать – не сделать.  Возможно, в маленьких городках и деревнях это можно внедрить в  практику. Но в больших городах это невозможно. Собор, как правило, один; чтобы добраться с одного конца города на другой нужно очень много времени. Кроме того, в нашей стране людям приходиться очень много работать, чтобы прокормить семью.

Виноградова

Сообщения : 45
Дата регистрации : 2013-09-13

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

о литургии православной и не только

Сообщение автор Виноградова в Пн Июл 27, 2015 1:28 pm

Я прочла сообщения братьев и сестер на форуме. Большое спасибо, это было очень интересно. Но я не знаю, кому лично адресовать эти размышления.Поэтому пишу здесь.
Да, нам есть чему поучиться у католиков в организации христианской жизни вне стен церкви. У них есть практика регулярных собраний с молитвой и обсуждением какого-то текста из Библии. В ближнем Подмосковье есть участок с домом, куда члены общины Verbum Dei (например) приезжают для сосредоточенной молитвы и духовного общения. Те католики, с которыми я знакома, вызывают большое уважение своей культурой, глубокими познаниями и удивительной сосредоточенностью на христианской жизни. Из этой практики нам многое можно бы взять в качестве руководства к действию. Мы, лютеране, более практичны, что ли. Это и наш минус и наш плюс.
Мне не близка католическая месса, поклонение Св.Дарам, культ Девы Марии и пр. Кроме того, выделение священства, как особой "касты" превращается  в большую проблему Католической Церкви. В интернете часто пишут и о фактах педофилии и о тайных семьях католических священников. Не секрет, что молодые католики все реже хотят посвятить свою жизнь служению в церкви. В прессе также писали о том, что Католическая Церковь не собирается пересматривать целибат.
Наше, лютеранское, понимание всеобщего священства ("Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет" (1Пет.2:9) мне думается, ближе всего к евангельскому.
Что касается православной литургии и ее большему проникновению в сердце и душу человека. На богослужении молитвенный настрой православных верующих бывает очень мощным, это помогает сосредоточиться и "проникнуться". Если и священник проводит службу "с чувством, с толком, с расстановкой" - вообще отлично (только последнее бывает далеко не всегда). Но мне наше богослужение ближе, в частности, потому что оно "не мечтательное". И хорошо, что оно не позволяет слишком сосредоточиваться на [i]собственном[/i] молитвенном настроении. Наше богослужение сосредоточено на Слове. Вот это важно - не на своих чувствованиях и переживаниях, какими бы высокими они не были, а на Христе. Кстати, многие православные богословы (вслед за Отцами Церкви) предостерегали от увлечения "духовными" состояниями на молитве и на богослужении. Мне кажется, не надо ничего ждать от богослужения. Просто приходить и быть готовым услышать Слово.

Виноградова

Сообщения : 45
Дата регистрации : 2013-09-13

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Введение в литургику

Сообщение автор Алексей Колосов в Пт Фев 12, 2016 5:42 pm

"Не мечтательное" богослужение - очень точно подмечено!
avatar
Алексей Колосов

Сообщения : 88
Дата регистрации : 2014-09-19
Возраст : 42
Откуда : г.Тихвин

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Введение в литургику

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения