догматика Вторая часть

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

догматика Вторая часть

Сообщение автор виктория в Сб Май 30, 2015 4:27 pm

Догматика 2 часть
Христианство разрабатывало свои основополагающие догматические учения очень медленно. И с самого начала они были неоднородны, всегда присутствовали альтернативы, разногласия в толковании Библейских текстов, которые также в свою очередь являются материалом многослойным, где истина не на поверхности.
Конечно, мы, люди, ограничены в своем мышлении и не в состоянии понять Бога и его тайну.Но мы не может закрыться от главных вопросов нашего существования, отказаться от тем, которые нас затрагивают. Поэтому, несмотря на то, что люди могут быть религиозными или нерелигиозными, принадлежать к разным концессиям, напряжение и интерес к глубинным проблемам нашего бытия не только не спадает, а вызывает все новые и новые вопросы и поиск ответов на них.И нет единой всеобъемлющей теории, которая все объясняет, и вряд ли таковая будет.
В самой Благой Вести, которая лежит в основе христианской веры, в разное время теологов интересовали разные аспекты. Так, например, во 2 веке, у истоков веры, важно было понять, откуда приходит в этот порочный мир спасение и был найден ответ: через Иисуса, когда Бог создал уникальную ситуацию для всего человечества, открыв путь в Божье царство. Это важная догма непреходяща и так же значима для нас сегодня, что свидетельствует о непрерывности традиции.Но со временем размышления теологов расширились. Почему в хорошем творении Всевышнего существует зло? Как Бог может быть в человеке? Кто есть Иисус - Бог или человек? Что такое грех? и т.д.
С течением времени в христианстве оформилось несколько основных концепций, которые впоследствии были закреплены на Вселенских Соборах.К таковым относятся тринитарная и христологическая доктрины.
Лично для меня была очень интересна и информативна статья о Троице, поскольку  знания по этому вопросу были весьма поверхостны.Суть вопроса заключается в том, что Бог, творец нашего мира, послал Логоса к людям, сделав его человеком. Он и сейчас присутствует в Духе среди нас и ведет нас к новой жизни. Учение о Троице - это попытка понять тайну Бога, внутренние отношения Бога. Как выстраивается эта цепочка: Бог - Логос - Святой Дух ? Каковы взаимоотношения между ними? Исходить ли из троичности лиц или из единства Бога? В 451 году на Халкидонском Соборе была принята теоретическая концепция по этому вопросу, что отнюдь не явилось окончательным итогом и не сняло все разногласия. Было найдено ключевое слово "единосущный".И сегодня  на богослужениях мы слышим цитату из Символов веры:"Бог от Бога, Свет от Света,истинный Бог от истинного Бога, рожденный, не сотворенный, единосущный с Отцом".Простые верующие, приходяие сегодня в храм, и не подозревают, какие баталии и дискуссии с арианством предшествовали канонизации учения о Троице.Оно было проверено временем, что не исключает и сейчас наличия других гипотез. По этой проблеме разошлись Западная и Восточная христианские церкви. На Западе исходили из единства Бога и размышляли о Его троичности, на Востоке пытались объяснить единство Отца-Творца, Сына-Искупителя и Духа. Т.е. направления мысли были разные. Западное мышление формировал Августин. От него идет представление о Троице как Божественной сущности,где все ипостаси равны. на Востоке первому лицу в Троице - Отцу приписывается определенное первенство. По западной догме Дух исходит от Отца и Сына и Его действия направлены на церковь. В православии Дух Божий не привязан к церкви в своем действии.Но общим остается утверждение: учение о Боге есть учение о Троице, и наоборот. В этом заключается христианское понимание Бога.
Интересной мне показалось толкование внутренних отношений Бога как модель человеческих отношений.Как филолога заинтересовала лингвистическая эволюция слов и метафор, изменение их содержания в ходе теологического переосмысления.
В целом текст был для меня очень интересен и вызвал желание в дальнейшем познакомиться ближе с данной проблемой и почитать работы Карла Барта, Юргена Мольтмана, Карла Ранера и др.теологов.

Вторая основная догма христианской веры касается проблемы присутствия Бога в Иисусе Христе.Ее истоки в разрешении спора о двух природах Иисуса.Согласно решениям Халкидонского Собора Он существует в двух природах неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно.Сама формулировка вывода лишь отрицательными утверждениями подтверждает сложность объяснения и приводит к пониманию прдолжения разногласий. Постулат Собора был выведен из концепции искупления, а не из истории Иисуса в Евангелиях. Халкидонское учение явилось необходимым компромиссом.
Как же Бог присутствует в Иисусе Христе? Это важно для нас, ведь ему мы молимся, на него ориентируемся в него верим и на него надеемся. Все христианские церкви согласны с тем, что ответ кроится в раскрытии учения о Троице, о сущности Бога. Уход Христа от нас был осуществлен уникальным, недоступным нашему разуму образом. Также необъяснимы способы Его присутствия среди нас. Они в наших слушаниях, ощущениях, переживаниях.Они  в нашей любви и прощении, наших надеждах, обретении сил в преодолении жизненных страданий. Они в спонтанных действиях Духа Божьего.Его незримое воздействие на нас и есть самоактуализация Бога. На мой взгляд, это является самым главным, а не умолкающие доскуссии о двух природах Иисуса, различии между Его личностью и служением. На этой почве возникло разное понимание   Причастия на Востоке и Западе, бурный спор об иконах в 8 и 9 веках.
Я разделяю мнение автора статьи в том, что необходимые для преодоления хаоса в нашем мышлении догмы должны быть определенным инструментарием для регулирования, но не заменять самого предмета для размышлений.

виктория

Сообщения : 9
Дата регистрации : 2014-10-03

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения