Введение в литургику
Страница 1 из 1
Введение в литургику
1 вопрос: что из информации или оценок в данном тексте показалось вам особенно необычным, удивительным, совершенно новым? Что затронуло вас лично особенно сильно?
«Введение в литургику» К. Альбрехта мне представляется весьма полезным пособием. Оно содержит совершенно новые для меня познания из области истории (в том числе, о специфики литургики раннехристианских общин и некоторые иные особенности их жизни) Новым стали даже сами значения слова «кафедра» и «литургика». Весьма интересным показался анализ различий католической мессы, евангелической и православной литургий, своеобразная дифференциация христианских Церквей.
2 вопрос: о чем вы уже получали другую информацию или другие оценки из каких-либо иных источников ( что вы сами раньше оценивали или думали по другому)? Какая информация Вам кажется наиболее убедительной и почему?
Некий материал о литургике уже был мною изучен на лекциях замечательного пастора Г. Крехта (на модуле Семинарии «Литургика и гомилетика»), также показались достойными особого внимания произведения М. Лютера «О порядке богослужения в общине» и «Немецкая месса и порядок богослужения».
3 вопрос: как бы вы оценили данную часть в целом? Чего вам пока не хватило? Какая информация избыточна?
Актуальны сведения о различных аспектах развития богослужения в 20 веке, о роли кружка в Бернойхене (Евангелическое Братство Михаила, кружка в Альпирсбахе, а также движения высокой церкви (Евангелическо-экуменическое Объединение Аугсбургского Исповедания) Хотелось бы несколько подробнее узнать о специфике современного поиска в данном плане. Избыточной информации не нахожу.
«Введение в литургику» К. Альбрехта мне представляется весьма полезным пособием. Оно содержит совершенно новые для меня познания из области истории (в том числе, о специфики литургики раннехристианских общин и некоторые иные особенности их жизни) Новым стали даже сами значения слова «кафедра» и «литургика». Весьма интересным показался анализ различий католической мессы, евангелической и православной литургий, своеобразная дифференциация христианских Церквей.
2 вопрос: о чем вы уже получали другую информацию или другие оценки из каких-либо иных источников ( что вы сами раньше оценивали или думали по другому)? Какая информация Вам кажется наиболее убедительной и почему?
Некий материал о литургике уже был мною изучен на лекциях замечательного пастора Г. Крехта (на модуле Семинарии «Литургика и гомилетика»), также показались достойными особого внимания произведения М. Лютера «О порядке богослужения в общине» и «Немецкая месса и порядок богослужения».
3 вопрос: как бы вы оценили данную часть в целом? Чего вам пока не хватило? Какая информация избыточна?
Актуальны сведения о различных аспектах развития богослужения в 20 веке, о роли кружка в Бернойхене (Евангелическое Братство Михаила, кружка в Альпирсбахе, а также движения высокой церкви (Евангелическо-экуменическое Объединение Аугсбургского Исповедания) Хотелось бы несколько подробнее узнать о специфике современного поиска в данном плане. Избыточной информации не нахожу.
Anastasia- Сообщения : 71
Дата регистрации : 2014-10-05
Возраст : 47
Re: Введение в литургику
Далее, выходя за рамки количества знаков - пишу комментарий на свой же текст. Мне хотелось бы поделиться цитатой Дж.Робинсона, вызвавшей мой интерес и сердечное согласие:
"... Всё нерелигиозное (другими словами, “жизнь”) относится к профанному; последнее, строго говоря, обозначает всё, находящееся вне “fanum'a”, т.е. святилища. Святое место, где мы встречаем Христа, не находится, как в притче об овцах и козлищах, в кругу обычных жизненных отношений: оно лежит внутри круга “религиозного”, из которого участник богослужения затем исходит, чтобы нести любовь Христову в “секулярный мир”. Богослужение, литургия не являются при таком понимании встречей со святым в обыкновенном. Святое — это как раз то, что необыкновенно, что можно вынести из храма для освящения повседневности. Сфера “религиозного” составляет святое святых. Мы возвращаемся к иудейской священнической концепции соотношения священного и мирского, которая была разрушена Воплощением, когда Бог все объявил святым, а завеса в храме, отгораживающая святилище, раздралась сверху донизу.
В христианском же понимании святое есть “глубина” обычного, “секулярное” — не безбожная секция жизни, но мир - Божий мир, за который Христос умер - оторванный и отчужденный от своей истинной глубины. Целью богослужения не является уход от секулярного в область религии, или тем более бегство от “мира сего” в “мир иной”, но достижение открытости для встречи со Христом в обыденном, встречи, которая дает силу преодолевать поверхностность и отчужденность обыденной жизни. Функция богослужения — сделать нас более чувствительными к глубинам жизни; сосредоточить, обострить, углубить наши отношения к миру и другим людям, вывести эти отношения за пределы непосредственной заинтересованности (личного расположения, выгоды, служебной ответственности и т.д.) к всеобъемлющему участию; очистить и исправить нашу любовь в свете любви Христа, чтобы, обретая в Нём благодать и силу, мы были примиренной общиной, несущей примирение миру.
Всё, что достигает этой цели или содействует ее достижению, является христианским богослужением".
Можно несколько перефразировать: "функция богослужения — сделать нас более чувствительными к голосу Господа и воле Его" - дабы "исправить нашу любовь в свете любви Христа, чтобы, обретая в Нём благодать и силу, мы были примиренной общиной, несущей любовь и примирение миру".
А многозначные нюансы и тонкости богослужения - адиафора. Самое прекрасная и великолепная из месс/литургий превращается в театрализованное представление, лишенное связи с Господом и ближним, задавленное собственной роскошью - если не "исправляется любовь в свете любви Христа". Если нет приобщения к силе и любви Духа - нет Духа - нет единства общины в любви - и дальнейшей попытки преобразовать мир в свете этой любви.
И церковь - остается в древнем углу, а мир решительно отгорожен глухой стеною от устарелого места прекрасных и бесцельных служений.
Тогда и Церковь не свет миру, а, в лучшем случае, фонарик для немногих... глубоко равнодушных к тем, кто во тьме.
Под конец, еще раз хотелось бы повторить прекрасную мысль М,Лютера: что есть богослужение? "Истинное богослужение - служение ближним".
"... Всё нерелигиозное (другими словами, “жизнь”) относится к профанному; последнее, строго говоря, обозначает всё, находящееся вне “fanum'a”, т.е. святилища. Святое место, где мы встречаем Христа, не находится, как в притче об овцах и козлищах, в кругу обычных жизненных отношений: оно лежит внутри круга “религиозного”, из которого участник богослужения затем исходит, чтобы нести любовь Христову в “секулярный мир”. Богослужение, литургия не являются при таком понимании встречей со святым в обыкновенном. Святое — это как раз то, что необыкновенно, что можно вынести из храма для освящения повседневности. Сфера “религиозного” составляет святое святых. Мы возвращаемся к иудейской священнической концепции соотношения священного и мирского, которая была разрушена Воплощением, когда Бог все объявил святым, а завеса в храме, отгораживающая святилище, раздралась сверху донизу.
В христианском же понимании святое есть “глубина” обычного, “секулярное” — не безбожная секция жизни, но мир - Божий мир, за который Христос умер - оторванный и отчужденный от своей истинной глубины. Целью богослужения не является уход от секулярного в область религии, или тем более бегство от “мира сего” в “мир иной”, но достижение открытости для встречи со Христом в обыденном, встречи, которая дает силу преодолевать поверхностность и отчужденность обыденной жизни. Функция богослужения — сделать нас более чувствительными к глубинам жизни; сосредоточить, обострить, углубить наши отношения к миру и другим людям, вывести эти отношения за пределы непосредственной заинтересованности (личного расположения, выгоды, служебной ответственности и т.д.) к всеобъемлющему участию; очистить и исправить нашу любовь в свете любви Христа, чтобы, обретая в Нём благодать и силу, мы были примиренной общиной, несущей примирение миру.
Всё, что достигает этой цели или содействует ее достижению, является христианским богослужением".
Можно несколько перефразировать: "функция богослужения — сделать нас более чувствительными к голосу Господа и воле Его" - дабы "исправить нашу любовь в свете любви Христа, чтобы, обретая в Нём благодать и силу, мы были примиренной общиной, несущей любовь и примирение миру".
А многозначные нюансы и тонкости богослужения - адиафора. Самое прекрасная и великолепная из месс/литургий превращается в театрализованное представление, лишенное связи с Господом и ближним, задавленное собственной роскошью - если не "исправляется любовь в свете любви Христа". Если нет приобщения к силе и любви Духа - нет Духа - нет единства общины в любви - и дальнейшей попытки преобразовать мир в свете этой любви.
И церковь - остается в древнем углу, а мир решительно отгорожен глухой стеною от устарелого места прекрасных и бесцельных служений.
Тогда и Церковь не свет миру, а, в лучшем случае, фонарик для немногих... глубоко равнодушных к тем, кто во тьме.
Под конец, еще раз хотелось бы повторить прекрасную мысль М,Лютера: что есть богослужение? "Истинное богослужение - служение ближним".
Anastasia- Сообщения : 71
Дата регистрации : 2014-10-05
Возраст : 47
Похожие темы
» Введение в литургику
» Введение в литургику
» Введение в литургику
» Введение в Литургику
» введение в литургику
» Введение в литургику
» Введение в литургику
» Введение в Литургику
» введение в литургику
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|