Литургика Давыд Креймер.

Перейти вниз

Литургика Давыд Креймер.

Сообщение автор Давыд Креймер в Чт Май 07, 2015 5:52 pm

Введение в Литургику.
1 вопрос: что из информации или оценок в данном тексте показалось вам особенно необычным, удивительным, совершенно новым? Что затронуло вас лично особенно сильно?
Информация данная в тексте по Литургике в основном знакома, но есть и то, что для меня является новым, что я и хочу отметить в своем ответе.
Литургика – это богослужебная сторона церкви. Для меня ново иудейское представление о жертвоприношении: «по иудейским представлениям жертвоприношение является служением, посредством которого благочестивый человек пытается снискать благодать Божью. Христианское понимание богослужения напротив заключает в себе радикальное отрицание такого представления: «так как Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф.20,28). Его деяние – как во всей истории спасения, так и на богослужении является основополагающим событием». Для меня ново и то, что православные называют целое богослужение Литургией, католики мессой. В Евангелической церкви понятие Литургии обозначает те части богослужения, которые стоят перед и после проповеди.
Для меня нова информация о истории развития христианского богослужения и особенно затронуло то место в тексте, где говорится: «в 4 веке христианская церковь перенимает многие языческие культовые места вместе с их приверженцами. Культовые места посвящались христианским святым. Понятие жертвы продолжает меняться. Жертва (материальные дары и молитвы) больше не являются жертвой благодарения за Божий дар во Христе. Со времени Тертулиана все больше возрастает вера в то, что Таинство Алтаря является возможностью повлиять на Бога через принесенную Ему жертву».
Православное Богослужение. Информация о православном богослужении для меня нова и особенно следующая: «Идеалом православной церкви является непрекращающееся богослужение. Такое есть только в монастыре на Афоне. Другие общины должны придерживаться ежедневного богослужения. Единообразие форм восточного богослужения воспринимается нами как косное. Мы должны уяснить себе, что это не критерий оценки, это различие между в высшей степени созерцательной Восточной Церковью и нашей сущностью определяемой сознанием. В любом случае нельзя согласиться с тем фактом, что община является лишь наблюдателем богослужения, в то время как она была всегда соучастницей богослужебных действий. Отсутствие проповеди наблюдаемое и по сей день, а также одностороннее возвышение жертвоприношения совершаемое священником в соответствии с мельчайшими деталями церемониала, никоим образом не гармонируют с раннехристианским пониманием богослужения.
Римская месса. В этом тексте для меня нова информация о порядке Римской Мессы и то, что с Евангелической точки зрения необходимо критически отнестись к следующим пунктам: 1. Понятие профессионального священства. 2. Понятие мессы как жертвы. 3. Отказ мирянам в чаше.
Для меня новое то, что со времён Тридентского Собора преосуществление даров является центральным пунктом мессы. Меня особенно затронуло это замечание автора: «Несмотря на существенные различия, которые не устранила реформа католической мессы, католики и протестанты всё же стали несколько ближе друг к другу за последние годы в литургии. Наши общины могли бы поучиться у католической Церкви уважению к богослужению. Литургия является вершиной, к которой стремятся все действия Церкви, и в то же время источником, из которого проистекает вся её сила».
Богослужебная реформа Мартина Лютера
В этом материале меня особенно затронуло то, что для Лютера критерием ревизии римской мессы было евангелическое учение об оправдании. Прежде всего его критика направлена против католического понимания мессы как оправдывающего действия. Лютер просто хочет вернуть богослужению, особенно проповеди правильный смысл – он принимает литургию Слова. По Лютеру всё, что напоминает в мессе жертву должно быть уничтожено. Причастие должно быть в двух видах.
Современность и дальнейшая работа над Агендой
В этом материале для меня нова информация о том, что в настоящее время ведутся работы над «обновлённой Агендой», т. е. над служебником, в котором будет сохранена старая основная структура, но будет избегаться богослужебная косность за счёт большого числа вариантов. Узнавание и повторяемость являются неукоснительными принципами при создании порядка богослужения.
Что меня ещё затронуло из практики евангелического богослужения, это слова из текста: «Евангелическое освящение колокола, (также, как и органа) происходит в соответствии с 1 Тим. 4,4-5 при чтении Писаний и молитве («Ибо всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому, что освящается Словом Божьим и молитвою»).». Эти слова из Писания относятся к пище – твореньям Божьим, а орган и колокол – творенья человеческие и можно было бы написать просто – всё освящается Словом Божьим и молитвою (или я что-то недопонимаю).
2 вопрос: о чем вы уже получали другую информацию или другие оценки из каких-либо иных источников ( что вы сами раньше оценивали или думали по другому)? Какая информация Вам кажется наиболее убедительной и почему?
Другую информацию по Литургике я получал непосредственно на богослужениях в наших лютеранских общинах и из таких источников как: «Агенда Ординарий на русском и немецком языках – Евангелическо-Лютеранская Церковь. Санкт-Петербург 1999г»; «Чин главного богослужения Евангелическо-Лютеранской Церкви. Автор: Лютеранская Церковь 2014г».
Все источники информации хороши – они друг друга дополняют. В данном учебном материале автором дается объяснение не только Литургики Евангелическо-Лютеранской Церкви, но еще показывает и различия в богослужениях других христианских конфессий. Из данного учебного материала мы также узнаем историю развития богослужения начиная с самых первых христианских общин и до настоящего времени.
3 вопрос: как бы вы оценили данную часть в целом? Чего вам пока не хватило? Какая информация избыточна?
Данную часть материала я оценил бы на хорошо. Избыточной информации нет. У автора данного материала прослеживается критика Лютера в связи с изменением римской мессы (реформы) и наоборот восхваление римской мессы.

Давыд Креймер

Сообщения : 42
Дата регистрации : 2014-09-28

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения