Дистанционная программа. Новосаратовка
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Комаров - Романов А.С. Догматика. 4-е задание.

Перейти вниз

Комаров - Романов А.С. Догматика. 4-е задание.  Empty Комаров - Романов А.С. Догматика. 4-е задание.

Сообщение автор Герман Вс Янв 11, 2015 7:21 pm

Отношение разума и веры – эта информация, присутствующая в 4-м задании, заинтересовала меня.
    Я обратил внимание на утверждение автора материала о том, что заблуждения по поводу «веры» и «разума» существуют по сию пору и согласен с данной точкой зрения.
    Я хотел бы сделать попытку разобрать этот вопрос с точки зрения восприятия его лютеранином, как это мне представляется.
    Принято считать, что лютеранство – это сочетание веры и разума, это подход мыслящего человека к разумному восприятию христианского вероучения.
    Лютер понимал веру, как личное доверие Богу и различал две её формы: историческую и экзистенциальную. По его мнению, пример исторической веры – есть то, что в существование Христа верит даже дьявол, но последний не связывает с этой верой в существующие исторические события свою личную веру в то, что Иисус ради него пришёл на землю, умер и воскрес из мёртвых и, поэтому, у него нет истинной веры и он пребывает вдали от Бога и не признаёт Христа своим Господом. По мнению Лютера, такой вид веры не является спасительным: можно сильно верить, но не иметь связи с Богом. Поэтому, вера историческая должна быть увязана с сугубо личностной (экзистенциальной) верой.                
    По Лютеру, верить – значит быть уверенным в Слове Божьем, а не в самом себе, как верующем. Вера – это наиболее существенный вопрос человеческого бытия, что видно по прочтению трёх догматов веры Лютера:
1) «Я верую, что Бог сотворил меня и все твари, дал мне тело и душу, глаза, уши и все члены, разум и все чувства, и что Он их ещё сохраняет…»
2) «Я верую, что Иисус Христос, истинный Бог, предвечно рождённый от Отца, и также истинный человек, рождённый от девы Марии, есть мой Господь…»;
3) Я верую, что не могу силою собственного ума своего не уверовать в Иисуса Христа, ни прийти к Нему, но Святой Дух призвал меня через Евангелие, просветил меня дарами своими, освятил и сохранил меня в истинной вере…».
    Конечно, вера не может быть исчерпана перечислением фактов, она устанавливает связь объекта, к которому обращена (который делает её возможной, усиливая и направляя её), с определёнными вещами. Ну, а поскольку Всевышний не контактирует с нами, непосредственно, верующие люди обращаются к Его Слову. С помощью этих Слов осуществляется Его влияние на людей и здесь прослеживается взаимосвязь: Бог, с помощью Своего Слова призывает к вере и оказывает влияние на неё, а вера, в свою очередь, устремляется к Его Слову. Таким образом, правильное познание Бога может осуществляться только через Его Слово. Безграничное доверие возможно только в отношениях с Богом и Слово Божье предшествует вере.
    По Лютеру, вера может впасть (через искушение) в соблазн и, таким образом, отпасть от Бога. В «Христианском учении» доктора Мартина Лютера даётся следующее определение искушения: «Искушение – это такие испытания, с помощью которых дьявол, мир и собственная наша плоть пытаются коварством увлечь нас от Слова Божьего в ересь, плотскую беспечность и в совершение иных грехов и этим, как результат, в неверие…».  Таким образом, искушение представлено в виде школы веры, которая должна научить нас твёрдой вере в Бога. По этому поводу, апостол Павел, в своём «Первом письме христианам в Коринфе» (1 Кор. 10:13), говорит: «Испытания, которые вам придётся перенести, это обычные человеческие испытания. Бог верен! Он не допустит испытаний, были бы вам не по силам, и к тому же во всяком испытании Он даст и выход из него, и силы для его преодоления».
    Также, по Лютеру, искушение может возникнуть из-за двойственного образа Слова, отражённого в законе и Евангелии, потому – что последнее может нести в себе нечто неожиданное и противоречащие человеческому опыту (следовательно, разуму). Поэтому, чтобы доверить Евангелию, лютеранин должен верить в Бога вопреки закону, а значит вопреки разуму. Но, хотя вера и может утверждаться в противовес разуму, они не могут быть противопоставлены, так как не противоречат друг другу: вера христианина не направлена против совести и, помимо всего, лютеранин не должен оставлять свой разум за воротами, ведущими в кирху.
    Что можно сказать, возвращаясь к упомянутым выше трём догматам веры Лютера, о разуме? Человеку его дал Бог, значит разум является Божьим даром. Разум – это внутренний институт человека, принимающий решения и дающий оценочные нормы. Поскольку применение разума предполагает его участие в мирских делах, он не мешает богословию, которое даёт ему право проявлять себя как Божье творение в сфере мирского бытия. Разум ограничен рамками земного мира, который (в своём состоянии) служит ему завершённым критерием, но, при возведении его в абсолютную величину, вступает в противоречие с верой. Таким образом, место разума только в мирских делах, а в царстве Христа – место Слово Божьему, то есть Евангелию. Таким образом, движущая сила земного царство – разум, а царства Христа – Слово Божье (вера).
    В одной из произнесённых им проповедей, Лютер сказал: «Во временных делах и в делах человеческих люди достаточно разумны, и им не нужен иной свет, кроме собственного разума. Поэтому и Господь в Писании не учит тому, как следует строить дома, шить одежду, жениться, вести войну, плавать на кораблях и тому подобное, ибо для этого достаточно естественного света. Но в божественных делах, то есть в тех, что касаются Бога, того, как человеку угодить Богу и достичь блаженства, природа совершенно недееспособна и слепа и ни на волос не может приблизиться к тому, чтобы указать, что это такое. Достаточно самонадеянная, она тычется в эти дела, как слепая лошадь, но всё, что она может объяснить и заключить, также несомненно неверно и ошибочно, как несомненно то, что Бог существует».
При подготовке ответа, помимо рассматриваемого рабочего материала, были использованы:
1. «Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические». Российское Библейское Общество, Москва, 2011.
2. «Краткий Катехизис доктора Мартина Лютера  и Христианское учение». Издание Финляндской Церкви Лютеранского Исповедания STLK Rajakatu 7, 15100 Lahti, Финляндия, 1992.
3. «Догматика без догматизма». Антон Тихомиров. Издательство ББИ, Москва, 2013.
4. Лекции профессора Новосаратовской теологической семинарии Тихомирова А.В., прочитанные в стенах семинарии и с выездом в общину московского собора свв. Петра и Павла студентам, обучающихся по дистанционной программе.
5. Лекции доцента Новосаратовской теологической семинарии Брэдна Бюркли, прочитанные в стенах семинарии и с выездом в общину московского собора свв. Петра и Павла студентам, обучающихся по дистанционной программе.
    Об оценке слушателем материала.
    Спасибо за проведённую работу и интересный рабочий материал, доведённый до слушателей.
    В качестве незапланированного вопроса. Возможно, следует «привязать» программу обучения к возможной практической работе слушателей семинарии (это может быть работа с членами общины и прихожанами кирхи, с людьми, проявляющими интерес к лютеранству, с представителями других конфессий и исповедующих их веру этносов)?

Герман

Сообщения : 44
Дата регистрации : 2014-09-11

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения