Новый Завет 2 часть (IV-V)

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Новый Завет 2 часть (IV-V)

Сообщение автор Прохор в Чт Дек 11, 2014 6:55 am

Материал Нибура очень сложный, насыщенный, но даёт очень детальную картину. Вторая часть нашего курса охватила обзор синоптических Евангелий и Евангелия от Иоанна. Уже давно я мечтал найти или составить схему Евангелий, и был очень рад, что Нибур её приводит, и так тщательно прорабатывает. К разбору Евангелий, уверен, придётся ещё не раз возвращаться, но схема значительно проясняет внутренний состав Евангелий, их внутреннюю связность, не всегда видную невооружённым взглядом.

Особенно важным для меня было понимание того вклада, который сделал каждый автор. Каждый Евангелист и его поздние корректировщики отразили в тексте свою теологию, свою ситуацию. Я и раньше знал, что у Евангелистов были несколько различные адресаты, и это влияло на содержание: большее внимание ветхозаветным текстам и исполнению пророчеств, или напротив большее указание на то, что спасение явлено для всех народов. Нибур же обращает внимание на большее количество факторов и их конкретное влияние. Например, неожиданным для меня оказалось то, что Матфей во-многом действовал исходя из внутренней и внешней угрозы по отношению к христианской общине. Впервые я осознал указание Евангелия на общину, осознал конфликт с иудейской общиной, которой постиг христианскую.

Интересно замечание о том, что Лука отказывается от риторики секты. Мне кажется, сегодня тоже важно следить за риторикой, какие-то слова принимать, а от каких-то отказываться. Многочисленные христианские группы, появившиеся в 90-е годы и скомпрометировавшие себя, создали определённое восприятие церковной риторики. Так сегодня у многих вызывают негативные ассоциации такие слова, как "евангелизация", "группа прославления/поклонения", и даже такие безобидные как "свидетельство". Думаю, мы должны учитывать это.

Отметил для себя смысл слова "покаяние" -- metanoia, которое подразумевает изменение поведения, а не просто признание вины и извинение.

Интересны примечания о влиянии каждого Евангелия. К примеру, замечание о том, что из Луки взяты поучительные образы, и что его тексты стали основанием для праздников вознесения и пятидесятницы. В то же время, эти основания кажутся мне достаточно малыми, и требует от Луки обеспечения собственного авторитета.

Нибур даёт важные характеристики каждого евангелия, которые делают сравнение их более осмысленным. В сравнении они проявляют свои собственные черты. Пожалуй, я наконец-то стал осознавать смысл и важность четырёхкратного свидетельства.

В обзоре Евангелия от Иоанна я заметил ускользнувший от меня прежде момент о расхождении дат пасхальных событий у Иоанна и синоптиков.

Материал, безусловно, очень важный, хотя и поддаётся изучению с большим трудом. Мне показалось, что проще выучить Новый Завет наизусть, чем постоянно обращаться к ссылкам. Хорошо, когда цитаты приведены в тексте.
avatar
Прохор

Сообщения : 55
Дата регистрации : 2014-09-12
Откуда : Пермь

Посмотреть профиль https://vk.com/proxor

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения