Очень коротко о развитии христианского богослужения в ранней церкви

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Очень коротко о развитии христианского богослужения в ранней церкви

Сообщение автор Брэдн Бюркле в Пн Ноя 10, 2014 11:53 am

Для тех, кто интересуется историю развития литургии - 


Очень коротко о развитии христианского богослужения в ранней церкви
Брэдн Бюркле

Источники информации о богослужениях ранней церкви очень скудны до конца II в.; у нас нет полной картины богослужебной жизни, а только портреты разных моментов, которые находятся в неизвестных отношениях друг с другом. Те свидетельства, которые имеются, современные мыслители часто злоупотребляют из-за теологических предрассудков. Но для того, чтобы бы немножко понять, как христиане хвалили Бога, рассмотрим следующие традиционные вопросы - Кто? Где? Когда? Что?


Кто?
Христианское богослужение первых веков не было открытым для всех. Это понятно, конечно, если мы подумаем немного о контексте ранней церкви. Христиане должны были защищать себя, поэтому – они не могли всем объявить, где и когда начинается богослужение. Но даже в тех местах и времени, когда это было относительно безопасно, церковь не хотела, как правило, всех пускать. Ей нужно было отвечать на обвинения язычников, которые считали, что христиане живут безнравственным образом жизни. Поэтому в принципе часть богослужения была открыта для всех, но на часть богослужения, пускали только крещеных. Формально такое разделение сохраняется в литургии православной церкви до сих пор.


Где?
В первых веках, общины встречались, там, где только могли, и этому не придавалось особого значения (в отличие от других религией[url=#sdfootnote1sym][sup]1[/url][/sup]). Вероятно, что иудейские христиане собирались в синагогах до тех пор, пока их отношения с остальной частью иудейской общины не испортились. Как правило, христиане собирались в домах[url=#sdfootnote2sym][sup]2[/url][/sup] более обеспеченных членов общины; христиане собирали пожертвования для своих нужд и для благотворительной работы, поэтому возможно местами они могли (с II в.[url=#sdfootnote3sym][sup]3[/url][/sup]) купить катакомбы для погребения своих членов и для того, чтобы там встречаться. Кажется, что такая практика была принята больше на западе, чем на востоке. С III в. мы уже можем говорить о «церквах», домах, которые переделывались именно под нужды общины. Самое древнее такое здание, которое сохранилось, находится в г. Дура-Европос; на востоке, возможно, христиане уже могли где-то встречаться в базиликах. Понятно, что владение имуществом способствует развитию литургической жизни церкви, но, конечно, строительство церквей начались по-настоящему после принятия христианства императором.


Когда?
Коротко ответ на этот вопрос будет «по воскресениям[url=#sdfootnote4sym][sup]4[/url][/sup]», но здесь мы имеем дело с различной практикой в разных регионах. Есть свидетельства, которые указывают, что некоторые (иудео-) христиане в первых веках также соблюдали субботу. Воскресение был рабочим днем (в то время как суббота была выходным), и стал выходным только по указу Константина в 321 г.. Поэтому христианам должны были работать днем. Единственная причина, которую можно обнаружить, чтобы объяснить, почему по воскресеньям встречались, это потом, что это был днем воскресения[url=#sdfootnote5sym][sup]5[/url][/sup], «днем Господнем»[url=#sdfootnote6sym][sup]6[/url][/sup]. Кажется, что до II в., они собирались вечером в воскресение, но позже и по не понятным причинам перенесли богослужение на утро, до восхода солнца[url=#sdfootnote7sym][sup]7[/url][/sup]. Существует также мнение, что общины собирались и утром и вечером, один раз с трапезой и один раз без, но вообще вопрос о том, были ли богослужения без Причастия – один из вопросов, о которых много спорят.
Может быть, христиане собирались и по другим дням недели для разделения общей трапезы. Более уверено мы можем говорить о собраниях христиан по великим праздникам, к которым в III веке относились: Пасха, Пятидесятница, Богоявление и дни памяти местных святых. Что касается первого праздника из этого списка, здесь приходиться совершить маленькую экскурсию.
Дело в том, что разногласие среди христиан о том, когда праздновать Пасху – не феномен только последних веков. С самого начала были разные способы для определения даты праздника. В Асии, например, многие считали, что надо отмечать день на 14 день иудейского месяца Нисана в то время, как римская практика была за то , чтобы она всегда была в воскресение. Поликарп старался уговорить папу принять практику Асии; это у него не получилось, одновременно допускалось, что «четыредесятники» или «квартодециманы» могут отмечать день, когда хотят. Но 40 лет спустя, папа Виктор устанавливает жесткие правила для всех. Одни даже вышли из церкви из-за этого, и жили в Асии до V в.[url=#sdfootnote8sym][sup]8[/url][/sup] В IV, V и VII вв., подобные споры возникали.


Что?
        Раннее христианство отличается от других религий римского мира в том, что оно не имело правил культа, не имело храмов или жертвоприношений. Также, как иудаизм диаспоры, христианское богослужение было в первую очередь устным, хотя и была обрядная сторона христианских собраний.
Богослужение ранней церкви было сосредоточено на Боге, а особенно том, что Бог сделал для человечества через Иисуса Христа, т.е., на спасение. Спасение началось, когда Христос пришел к нам, но оно еще не совершилось, и христиане ждали Парусии. Многие черты христианского богослужения (евхаристия, гмины, и т.д.) соединили то, что было в прошлом с тем, что еще предстоит.
В Новом завете, мы можем видеть одни из основных черт богослужения более поздних периодов. Это, например: чтение Писания, проповеди, молитва, и гимны (которые ранняя христианская церковь приняла у синагоги) и особые христианские ритуалы - причастие, крещение[url=#sdfootnote9sym][sup]9[/url][/sup], поцелуй мира, и гимны. Также мы здесь видим элементы, которых в скором будущем уже не будет – пророчество и глоссолалия. Но важно помнить, что главной задачей новозаветных книг не является описание богослужения апостольских времен, поэтому они не дают полной картины.
     То, что мы знаем о богослужебной жизни христиан II в. мы знаем из Дидахэ, письма Плиния, и из двух мест в работах Юстина. Стоит самым читать Дидахе (документ недолгий совсем), чтобы видеть, что там написано о богослужении. То же самое можно сказать о письмах Плиния. А Юстин в своих апологетических работах описывает, в одном месте, крещение[url=#sdfootnote10sym][sup]10[/url][/sup] и, в другом обычное богослужение[url=#sdfootnote11sym][sup]11[/url][/sup] для неверующего. Это первое относительно полное описание того, что христиане делали на собраниях в одном конкретном месте (в Риме) в конкретное время (ок. 155 г.).
      Что касается крещения, оно начиналось в маленькой группе, в которой каждый готовясь к этому постился. Потом те, кто принимал крещение, крестился во имя Троицы. Затем новые крещеные приходили к «братьям», где о них молились. После этого, поцелуй мира. Затем Причастие, уже как обряд и не как настоящая трапеза. Здесь Причастие - ритуальное повторение того, что случилось на Тайной Вечери. Обряд начинается с поцелуя мира, после чего хлеб и вино (смешанное с водой) приносились тому, кто вел служение. После этого шла длинная молитва благодарности (евхаристическая молитва), и диаконы раздавали хлеб и вино присутствующим и тем, кто не мог прийти. Интересно отметить, что Юстин не говорит здесь о словах установления, хотя знает о них, потому что в другом месте о них сообщает.
     Что касается воскресного богослужения, Юстин говорит о том что на нем было чтение Евангелия или пророков, после чего шли проповедь и молитва. После этого – Причастие и сбор пожертвований для нуждающихся – вдов, сирот, больных и заключенных.


      Итак, сейчас мы имеем представление о том, в чем заключалось христианское богослужение, поэтому можем подумать о некоторых отдельных моментах:


Молитва
      Молитва занимала центральное место у ранних христиан (Дея 1.14, 2.42, 4.23-31), и формы, видимо, были изначала взяты из иудаизма. Конечно, нельзя забывать и о глоссолалии, которая до определенной степени не позволяла устанавливать четкие формулировки в молитве. С другой стороны, мы знаем, что нередко обращались к Святой Троице в молитвенных формулах (например, 2 Кор. 13.13). Считается, что именно благодаря тому, что говорилось в литургии довольно часто о Отце, Сыне, и Духе, церковь могла так твердо утверждать учение о Троице в IV в.
«Отче наш» была самой распространенной молитвой, но также использовалась «маранафа» - «Господи наш – приди!» (Дидахе. 10.6, 1 Кор 16.22, в измененной форме в Откр 22.20, Фил 4.5), молитва, которой призывали Иисуса прийти и присутствовать (на богослужении и вообще, в эсхатологическом смысле).
Интересно отметить, как ранние христиане молились. Мы знаем, что одни молились на коленях (Дея 7.60, 20.36, Еф 3.14, Фил 2.5-11) или стоя (Мк 11.25) и, кажется, что нередко кланялись (Откров 4.10, 7.11, 11.16, 19.4, 22.9).


Доксология
     Восхваление величия, великолепия, славы Бога. 4 элемента: 1. х (чаще всего «слава») 2. Богу/Иисусу 3. всегда/во веки 4. Аминь. Часто используется в конце текста или секции текста (1 Клем 64.2, Рим 11.36, 1 Тим 1.17) и вероятно использовалась, чтобы закрыть часть литургии.


Гимны
      Некоторые из авторов Нового завета указывают на то, что пение хвалебных песен было важной частью христианских собраний (1 Кор 14.15, 26. Кол 3.16, Еф 5.19 и также письмо Плиния). В Кол. 3.16 и Ефес. 5.19 упоминаются три различные формы песнопений: псалмы, гимны и духовные песни. Под псалмами с большей вероятностью следует понимать ветхозаветные псалмы, но мы не знаем, какие именно были гимны и духовные песни и как они отличались друг от друга. В Евангелии от Луки мы находим три прекрасных примера песнопений, написанных наподобие ветхозаветных псалмов. Это: Magnificat (Лк.1,46-55) – хвалебная песнь Марии Benedictus (Лк.1,68-79) – хвалебная песнь Захарии, Nunc dimittis (Лк.2,29-32) – хвалебная песнь Симеона во храме. Но также существуют стихи хоралов в Рим 2.5-11, Кол 1.15-20. Ин 1.1-18, например. Мы не знаем, сопровождались ли они игрой на инструментах или нет.


Пророчество
      Упоминается, как нормальное и полезное явление у Павла, хотя церковь должна судить в каждом отдельном случае о подлинности пророчества (1 Кор 14). Дидахе 10.7 указывает на то, что порокам разрешается молиться свободно над хлебом и вином перед евхаристией. Но с середины II в., ссылки на пророчество, как правило, относятся к «новому пророчеству» монтанистов.



Чтения и проповедь
     Мы знаем, что они обычно были вместе. Кажется, что первое время, чтение еврейских текстов и чтение христианских текстов было четко разделено.


Таинства
      Не было разработано богословие таинств, тем более не старались определить, сколько их. Но было два/три главных ритуальных момент.
   1. Евхаристия
      Само слово обозначает «благодарение» и относилось к молитвам, которые были произнесены перед раздачей хлеба и вина в ранних христианских «сакральных обедах». К началу II в. (по крайне мере у Игнатия), слово относиться к обряду Тайной Вечери. Надо здесь добавить несколько слов о фоне этой части богослужения. Новый завет свидетельствует о том, что христиане собирались часто на совместные трапезы (Дея 2.46, 1 Кор 11.20-32, Иуды 12), и по сути это было продолжение образа жизни, который они знали со времен земного служения Христа. И это как раз одна из главных интерпретаций обряда Таиной вечери в ранней церкви. По мнению одних историков церкви (Cullmann, например), ранние христиане собирались на евхаристию как на радостное вспоминание о том, что он – воскрес. Для них, история о Эммаусе (Лк 24) и истории совместных трапез апостолов (Деяния 2.42) были важнее, чем Тайная Вечеря. Другие историки считают, что ранняя христианская практика основывается на акцентах Павла о значении евхаристии и на евангельском повествовании о Тайной Вечери, где в центре внимание – смерть Иисуса, его жертва. Ведь ранние и важные тексты все упоминают об этом (1 Кор 11.23-26, Мк 14, Мф 26. Лк 22). А сейчас существует одна из самых влиятельных теорий (Hans Lietzmann) это то что было два типа сакральной трапезы у христиан. Первый тип основывается именно на радостных, совместных трапезах, которые Иисус делил со своими учениками. Это то, что мы называем «агапе» (только один раз такое название используется в НЗ - Иуды 12) или «хлебопреломление» и хотя здесь всегда был хлеб (и иногда вино) и их благословение, не факт, что мы бы признали это как Причастие. Наиболее полное описание Агапе мы находим у Тертуллиана: (ок. 200 г.):
«Вечеря наша свидетельствует о себе самим именем своим: она называется таким именем, каким греки называют любовь. Каких бы издержек наша вечеря ни стоила, но есть польза делать издержки во имя любви, так как мы на этой вечере помогаем всем бедным не потому, почему у вас паразиты стремятся к славе жертвовать своею свободою под условием насыщения чрева среди поношений, а потому, что Бог особенно печется о бедных. Если причина вечери почтенна, то об остальном судите по причине ее. Что же касается до обязанности религиозной, то она не допускает ничего низкого, ничего неуверенного. За стол садятся не прежде, чем выслушают молитву Божию. Едят столько, сколько нужно для утоления голода. Пьют столько, сколько требуется людям воздержным. Они так насыщаются, что помнят, что им должно молиться Богу ночью. Говорят так, что знают, что их слышит сам Бог. После омовения рук и зажжения светильников каждый вызывается на средину петь Богу, что может, из Священного писания или от собственного сердца. Отсюда уж видно, как каждый пел. Молитвою также и заканчивается вечеря».[url=#sdfootnote12sym][sup]12[/url][/sup]


      Также в «Апостольском предании» (25-27) мы читаем о агапе; здесь автор озабочен тем, чтобы клир контролировал ситуацию. Она понималась как благотворительное дело питания нуждающихся, и принимающие должны были молиться о хозяине. Климент Александрийский считал, что такая трапеза не должна стать слишком важной для церкви, а главное - любовь: «трапеза существует благодаря любви, не любовь благодаря трапезе» (Paed. 2.1.4–9). [url=#sdfootnote13sym][sup]13[/url][/sup]
Но также существовал другой тип ритуальной трапезы, где главная цель была не совместное питание, а вспоминание о Тайной вечери. Одни считают, что сначала была Агапе (общая трапеза), и только "после вечери" (т. е. спустя значительное время после хлебопреломления) благословлялась и передавалась чаша», в вспоминании о смерти Иисуса. Но на самом деле, мы не знаем многого о соотношении евхаристии и Агапе и здесь много загадок. Мы только можем сказать, что со времем тип «агапе» уходит из богослужебной жизни общин ( есть разные теории о том, когда это происходит. Может быть в II в. в Риме, в IV в. в Северной Африке и в то же время или позже на востоке (IV-V в.))
      Что касается молитвы перед Причастием, ее формулы самой ранней церкви у нас нет такой, как свидетельствует Дидахе, молитва была харизматической; она произносилась «пророком» по вдохновению Св. Духа. Но можно найти основные черты этой молитвы (анафоры) в последующем времени: благодарили за то, что Бог всемогущ, благогодарили за то, что «через Отрока Своего Бог дал духовную пищу и питие», и молились за Церковь. В III в., порядок становится еще более твердым: Благодарение (Praefatio) Бога-Отца, Воспоминание (Anamnesis) об искупительном подвиге Сына (содержащее «слова установления»), Призывание (Epiklesis) Св. Духа на Дары и на верных, причащающихся от этих Даров.[url=#sdfootnote14sym][sup]14[/url][/sup] Эти три части плюс «Свят, Свят, Свят»[url=#sdfootnote15sym][sup]15[/url][/sup] содержатся во всех последующих Евхаристических канонах.
Как уже было сказано, архитектура и разница в типах помещений, в которых встречались христиане, влияли на богослужение. Например, в восточных храмах Евхаристия совершается на антиминсах[url=#sdfootnote16sym][sup]16[/url][/sup], которые возникли в III веке в качестве переносного престола.[url=#sdfootnote17sym][sup]17[/url][/sup] А римские христиане совершали Евхаристию в криптах и на саркофагах своих мучеников. В этом случае престолом служила горизонтальная плита (т.н. mensa), прикрывавшая гробницу.[url=#sdfootnote18sym][sup]18[/url][/sup]


    2. Крещение
      Если богословие о Причастии развивается в ранней церкви и ее практика довольно сильно отличается от нашей, то такого не скажешь о крещении. Все теологические темы, которые мы ассоциируем с крещением мы уже видим здесь: смерть и воскресение верующего со Христом, очищение (Ев 10.22), прощении (Дея 22.16), новая жизнь (Ин 3.5, Тит 3.5), нисхождение Святого Духа (Мк 1.8, Дея 10.44-48).
Как правило, постились перед крещением, но были разные практики приготовления к совершению крещения. Например: Рим. II век – 3 года. Северная Африка V век – вся жизнь. Сирия и Палестина – несколько дней. Всегда: Покаяние и наставление о вере. Часто были обряды изгнания демонов, отречения от зла, и миропомазанье (этот ритуал связан со светской практикой помазанием маслом после купания)
      Люди принимали крещение на двух разных типах богослужения – полу-частное богослужение и общее богослужение (см. высшее о Юстине). Ко времени Тертуллиана, крещение стало отдельным богослужением, совершаемом на Пасху и Пятидесятницу (De bapt. 19).
Считалось, что лучше совершить крещение в «живой» воде, хотя аспирация тоже можно (по Дидахе). Также кажется, что крещаемые (по крайне мере в II, III вв.) снимали с себя одежду до и одевались снова после крещения (Hipp. Apost. 21.3, 20),. Женщины-диаконы были ключевыми в этом моменте для женщин, которые принимали крещение.
      Хотя понятие «крестных» появляется значительно позже, уже в ранней церкви, была группа поддержки в общине для тех, кто принимал крещение.
Наконец, мы можем отметить, что в III в. уже встречалось взимание денег за совершение треб, в частности, за Крещение, однако это было запрещено правилом 48 Эльвирского Собора.[url=#sdfootnote19sym][sup]19[/url][/sup]


    3. Рукоположение
      Это действие использовалось многими, не только христианами, для исцеления или для особого служения. Христиане также говорили о рукоположении, как о способе снисхождения Св. Духа (Деяние 8.17 и далее). Практика рукоположения видна у Иисуса (Мк 1.41, 5.23) и в апостольской церкви (Деяние 3.7, 5.12).


      Итак, все эти элементы так или иначе существовали в до-никейской церкви. Позже, IV и V вв. станут периодом еще большего разнообразирования литургии. Она очень быстро развивается и изменяется (в деталях, но не по форме). Особенно на востоке появилось множество литургий, авторство которых приписанно разным отцам церкви (или даже Деве Марии!).
      Если на Востоке эволюция литургии шла преимущественно в сторону усложнения, то на Западе более заметен обратный процесс: в сторону упрощения и унификации (в результате чего в конце концов осталась одна Римская Месса). Все это и привело к значительным различиям между Востоком и Западом. И здесь сказывается также различный менталитет римлян и греков. Характер трезвомыслящих римлян великолепно воплотился в кратких и четких орациях латинского ритуала. Восточный мистический менталитет воплотился в пышных и драматических формах. Но их не следует противопоставлять. Различия между Востоком и Западом были всегда, и перед расколом рассматривались как взаимодополняемость, а не противоположность.[url=#sdfootnote20sym][sup]20[/url][/sup]


* * *  
[url=#sdfootnote1anc]1[/url] «В греческих и римских культах, храм не был местом встречи верующих, а наоборот, место обитания бога.» “Worship, Early Christian” в The Anchor Bible Dictionary.
[url=#sdfootnote2anc]2[/url] 1 Кор 16.19, Рим 16.5, Кол 4.15, Деяния 2.13
[url=#sdfootnote3anc]3[/url] В последнее время, историки склонены думать, что встречи в катакомбах начались только в III в.
[url=#sdfootnote4anc]4[/url] 1 Кор 16.2, Деяние 20.7
[url=#sdfootnote5anc]5[/url] Мк 16.2, 9. Ин 20.1, 19. 1-ая Апология Иустина 67.7
[url=#sdfootnote6anc]6[/url] Откр. 1.10 (синодальный перевод – день воскресный); Ев от Петра. 9.35, 12.50; Дидахе 14.1
[url=#sdfootnote7anc]7[/url] Хотя в Египте ночная литургия задержалась даже до V в. Кунцлер, М. «Литургия Церкви». кн.II, Москва, 2001. 30.
[url=#sdfootnote8anc]8[/url] Oxford Dictionary of Christian Church. “Quartodecimanism” и “Paschal Controversies.”
[url=#sdfootnote9anc]9[/url] Которое, как известно, также существовало в одних иудейских движениях того времени.
[url=#sdfootnote10anc]10[/url] «Первая Апология» 61-66.
[url=#sdfootnote11anc]11[/url] «Первая Апология» 67.
[url=#sdfootnote12anc]12[/url] Тертуллиан «Апология». 39.
[url=#sdfootnote13anc]13[/url] “Agape Meal”. The Anchor Bible Dictionary, ed. David Freedman. New York, Doubleday. 1997.
[url=#sdfootnote14anc]14[/url] «Апостольское Предание»
[url=#sdfootnote15anc]15[/url] О котором говорится уже в «Откровении». Поэтому, возможно, что оно уже являлось частью литургии.
[url=#sdfootnote16anc]16[/url] антиминс - материя, в которую вшита частица тела святого — мощи, маленькая частица.
[url=#sdfootnote17anc]17[/url] Алымов 1994-95 7 и Керн 2001 115-116. в дипломной работе Д. Чижа.
[url=#sdfootnote18anc]18[/url] Алымов 1994-95 в дипломной работе Д. Чижа.
[url=#sdfootnote19anc]19[/url] А.П. Лебедев. «Духовенство древней вселенской Церкви от времён апостольских до X-го века». СПб, Алетейя. 1997. 329. в Митрофанове. «О зарождение церковного имущества в эпоху гонений».

[url=#sdfootnote20anc]20[/url] Т. Синка «Очерк литургии», ч.I. СПб, 2002. 35-36. Алымов 1994-1995. в дипломной работе Д. Чижа.

Брэдн Бюркле

Сообщения : 68
Дата регистрации : 2014-09-25

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Очень коротко о развитии христианского богослужения в ранней церкви

Сообщение автор Александр Кошик в Ср Ноя 12, 2014 10:44 am

Брэдн, благодарю Вас! Очень поучительно Smile
avatar
Александр Кошик

Сообщения : 29
Дата регистрации : 2014-09-22
Возраст : 42
Откуда : Бердянск

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения